Значение и проблемы муниципальной статистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 22:50, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы является изучение организации муниципальной статистики.
Статистика - это одна из общественных наук, имеющая целью сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Значение и проблемы муниципальной статистики……………………4
Предмет, методы, задачи муниципальной статистики………………..7
Система показателей муниципальной статистики…………………….10
Задачи организации муниципальной статистики……………………..13
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Мун управ.docx

— 130.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация муниципальной  статистики

Контрольная работа по муниципальному управлению

 

 

 

Выполнила студентка

3 курса группы

Специальность .

Заочная форма обучения.

Работу проверил:

преподаватель по муниципальному управлению

Дата сдачи:

Оценка:

 

 

 

 

 

, 2012.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Значение и проблемы муниципальной статистики……………………4
  2. Предмет, методы, задачи муниципальной статистики………………..7
  3. Система показателей муниципальной статистики…………………….10
  4. Задачи организации муниципальной статистики……………………..13

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цель данной контрольной работы является изучение организации муниципальной статистики.

Статистика - это одна из общественных наук, имеющая  целью сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления  фактов, относящихся к самым разнообразным  массовым явлениям.

Статистика - это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.

Задачей статистики является всестороннее освещение  социально-экономического положения  Российской Федерации, происходящих изменений, связанных, с переходом к рыночным отношениям, т.е. получение полной и  объективной количественной характеристики происходящих в стране преобразований.

Задачи  контрольной работы:

  1. Проанализировать значение и проблемы муниципальной статистики
  2. Рассмотреть предмет, методы, задачи муниципальной статистики
  3. Изучить систему показателей муниципальной статистики
  4. Описать задачи организации муниципальной статистики

Практическая  значимость работы состоит в том, что данный материал может быть использован  как в учебном процессе педагогами, так и для самообразования  студентами и школьниками.

 

 

 

 

    1. Значение и проблемы муниципальной статистики

 

 

Статистическая информация служит одним из главных источников информационного обеспечения муниципальной деятельности. Объектами статистического изучения на территории муниципального образования являются население, среда его проживания и комплекс коллективных потребностей жителей: финансы, жилищное хозяйство, образование, здравоохранение, охрана общественного порядка, торговые, культурные, социальные, ритуальные и другие муниципальные услуги в их натуральном и стоимостном выражении.

В СССР существовала единая отлаженная и централизованно финансируемая система Госкомстата, включающая федеральные, региональные и местные органы государственной статистики и снабжающая статистической информацией все уровни публичной власти. В России при разделении функций между государственным и муниципальным уровнями власти произошло историческое недоразумение: структура Госкомстата была передана в ведение федеральных властей и стала обеспечивать только их потребности. Органы местного самоуправления остались без собственных статистических служб и статистического обеспечения.

Федеральный закон 2003 г. относит  к полномочиям органов местного самоуправления организацию сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ. К сожалению, в Законе ничего не сказано о встречной обязанности органов государственной власти и государственной статистики по обеспечению статистической информацией органов местного самоуправления.

Согласно действующему законодательству, обмен статистической информацией между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми, казначейскими и другими органами осуществляется безвозмездно в рамках ежегодно утверждаемой федеральной программы статистических работ, финансируемой за счет средств федерального бюджета. Однако в обобщенных данных, публикуемых органами государственной статистики, крайне мало информации, необходимой муниципалитетам. Получить дополнительную информацию от территориальных органов государственной статистики можно только по отдельному заказу и за плату. Некоторые крупные города заключают соответствующие договоры с органами государственной статистики и получают от них необходимые аналитические подборки и обзоры статистических показателей. Но для большинства муниципалитетов, особенно дотационных, это невозможно. Органы местного самоуправления могут также получать отдельные интересующие их статистические данные непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования. Однако информация хозяйствующих субъектов, налоговых органов, коммерческих банков и других финансовых институтов также во многом является для них недоступной.

В связи с этим возникла необходимость воссоздания в  России муниципальной статистики как отдельной подотрасли социально-экономической статистики и увязки ее с общей системой государственной статистики.

Организация муниципальной  статистики тормозится рядом причин. Главная из них - финансовая. Существовавшие прежде в местных исполкомах отделы статистики были ликвидированы, и, как отмечалось, большинство муниципальных образований не имеют средств для создания своих органов статистики. Некоторый объем статистической информации накапливается в экономических и информационно-аналитических службах местных администраций, однако многие руководители муниципалитетов не придают работе с этой информацией должного значения.

В то же время жизнь вынуждает  предпринимать шаги к организации  муниципальной статистики и включению ее информационных ресурсов в процесс принятия управленческих решений. В некоторых субъектах РФ, например в Тюменской области приняты региональные законы о муниципальной статистике, выделяются соответствующие бюджетные средства. Отдельные крупные города создают свои органы и системы муниципальной статистики. Министерство образования РФ инициировало подготовку профессиональных кадров по муниципальной статистике в вузах страны. В рамках образовательных программ IREX (США), TEMPUS/TACIS (Евросоюз) ведутся отдельные работы на основе грантов по созданию в некоторых российских регионах органов муниципальной статистики. Однако все это - локальные меры, и в целом по России проблема организации муниципальной статистики остается нерешенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Предмет, методы, задачи муниципальной статистики

 

Предметом муниципальной статистики служат количественные и качественные характеристики однородных массовых экономических, социальных, демографических, экологических и других явлений и процессов, происходящих на территории муниципального образования. Она должна охватывать статистическим наблюдением все сферы и объекты муниципального управления в динамике, выполнение целевых программ и т. д. Муниципальная статистика использует как общие, так и специфические методы исследования количественной и качественной стороны общественных явлений.

Традиционно выделяются три  этапа исследования:

• статистическое наблюдение за массовыми явлениями;

• сводка результатов наблюдения, которая предусматривает обобщение  материалов наблюдения в соответствии с классификациями, их группировку, расчет обобщающих аналитических показателей;

• заключительный этап - анализ материалов сводки, прогнозирование и подготовка материалов для соответствующих пользователей. При проведении статистического наблюдения могут возникнуть проблемы в выборе его форм, видов, способов, в частности, в связи с переходом на выборочные и цензовые методы. Федеральные выборочные наблюдения нерепрезентативны для муниципального уровня и не могут служить надежным источником информации для принятия решений.

Статистическая информация должна отвечать требованиям достоверности, объективности, однозначности, своевременности, полноте охвата изучаемого явления в соответствии с поставленными задачами. Для этого необходимо соблюдать единство методологии исчисления обобщающих показателей, их сопоставимости во времени, многократности применения, длительности хранения в банках данных и т. д.

Оперативность и качество разработки статистических данных зависят  от используемых систем, прикладных программ, табличных процессоров. Их применение дает возможность улучшить оформление аналитических материалов, дополнить их таблицами и графиками. Возможно внедрение безбумажной технологии сбора и обработки статистической информации, формирование выходных таблиц для обеспечения информацией местных органов с применением пакетов прикладных программ.

Организационно муниципальная  статистика должна быть элементом муниципальной информационной системы.

Существует широкий класс  задач статистического анализа, решение которых необходимо в системе муниципального управления.

К ним относятся:

• обеспечение органов  местного самоуправления оперативной  статистической информацией

и информацией, необходимой  для разработки программ развития;

• классификация и паспортизация  социально-экономических объектов;

• построение интегральных индикаторов эффективности функционирования

объектов;

• выявление скрытых факторов, определяющих течение того или иного  социально- экономического процесса;

• исследование происходящих на территории муниципального образования экономических, социальных, духовных, экологических явлений в их взаимосвязи, обобщение и прогнозирование тенденций их развития, исследование динамики состояния объектов;

• обеспечение органов  местного самоуправления статистической информацией, необходимой для управления муниципальным хозяйством, распоряжения имуществом и объектами муниципальной собственности, формирования и исполнения местного бюджета;

• наблюдение за ходом выполнения муниципальных программ;

• информирование населения  о комплексе социально-экономических  явлений, происходящих на территории муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Система показателей муниципальной статистики

 

Алгоритм формирования системы  показателей муниципальной статистики:

Потребляемую муниципалитетом  статистическую информацию можно условно разделить на два вида:

• унифицированную (внешнюю), формирующуюся в соответствии с требованиями государственных статистических органов;

• специфическую используемую внутри муниципального образования и не отражаемую в показателях государственной статистической отчетности.

Перечень унифицированных  статистических показателей, характеризующих различные стороны социально-экономического положения муниципального образования, был утвержден постановлением Госкомстата РФ в 1998 г. Информация по данному перечню должна предоставляться органам местного самоуправления соответствующими территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. В свете требований Федерального закона 2003 г. этот перечень подлежит пересмотру с разделением по типам муниципальных образований в соответствии с их компетенцией.

Для получения внутренних статистических показателей, отражающих специфику градообразующей, градообслуживающей и социальной сфер конкретного муниципального образования, форм собственности в этих сферах и т. д., следует определить потребность в таких показателях, разработать формы статистической отчетности, инструментарий по сбору информации, установить объекты наблюдения, сроки, формы, виды и способы наблюдения. Состав показателей может изменяться во времени в сторону как большей, так и меньшей детализации. Органам местного самоуправления необходимо ответственно подходить к формированию набора показателей внутренней статистики, предъявлять разумные требования к объему и качеству информации. В настоящее время соответствующим подразделениям местных администраций приходится самостоятельно и различными способами собирать необходимую им информацию, пользоваться статистическими бюллетенями, сборниками, публикуемыми региональными подразделениями Госкомстата России. Используются данные финансовых органов, банков, органов здравоохранения, образования, внутренних дел, ЗАГС и других структур. В результате информация, находящаяся у органов местного самоуправления, носит во многом экспертный, эвристический характер.

Информация о работе Значение и проблемы муниципальной статистики