Зарубежный опыт организации государственной (муниципальной) службы (на примере одной из высокоразвитых стран)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2014 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время, в пору относительной макроэкономической стабильности у власти появилось, наконец, время и средства, для того, чтобы обратить свой взор на проблему реформирования института государственной службы. Данный институт долгое время находился в состоянии застоя, связанного с тем правовым положением, который сложился в конце прошлого века в нашей стране, пережившей острые политические и, как следствие, социально-экономические потрясения. В начале 90-х годов XX века сложилась такая ситуация, при которой старый административно - командный режим уже изжил себя, а новый, едва зародившийся, еще недостаточно окреп. Государственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении. Рассмотрение классификации госслужащих позволит нам более полно понять ту важность данного института для нашего общества и государства, которую трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени.

Вложенные файлы: 1 файл

GMS.docx

— 83.18 Кб (Скачать файл)

Любые упущения чиновников при исполнении служебных обязанностей влекут за собой дисциплинарную и гражданскую ответственность, а в ряде случаев и уголовное наказание. 
Ответственность за проведение политики в области государственной службы несет премьер-министр. Он следит за исполнением положений статута о государственных служащих. 
         Координацией и выработкой политики занимается Генеральное управление администрации и государственной службы. Управление организует межведомственные конкурсы на замещение должностей, курирует региональные институты администрации, Национальную школу администрации, руководит межведомственными штатами. 
Кроме премьер-министра, полномочиями в области государственной службы обладают президент республики и правительство (министры). Ключевую роль в координации всей политики в области государственной службы играет Министерство государственной службы, которое является одним из подразделений секретариата премьер-министра. 
Президент назначает на высшие гражданские и военные должности членов Государственного совета, префектов, послов, высших судебных чиновников, профессоров университетов и др. Правительство принимает постановления в отношении политики в области государственной службы, законопроекты, касающиеся положения чиновников, разрабатывает особые статуты административных служб. Министры обладают полномочиями по руководству вверенной им администрации. Особая роль принадлежит министру финансов и экономики, который осуществляет контроль за всеми актами, затрагивающими финансовую сторону деятельности государственной службы.

В соответствие с принципом участия чиновников в самоуправлении существует четыре категории консультативных органов: Высший совет государственной публичной службы, который формируется на паритетной основе из представителей администрации и профсоюзов; паритетные административные комиссии; паритетные технические комиссии; советы по гигиене и охране труда.

 Если говорить о французском чиновничестве в целом, то оно собой «многослойный пирог», в котором каждый слой поддерживает вышестоящий и давит на нижестоящий. В этом пироге исключительное место занимает верхняя группа — элита гражданской службы, высшие административные и политические чиновники. Во Франции высший корпус представляет подлинно замкнутую группу, члены которой являются выходцами из одних и тех же учебных заведений.

Опыт Франции представляет большой интерес для стран, принадлежащих, как и она, к континентальной государственно-политической семье. Пятая республика доказала возможность соединения сильной президентской власти и демократических институтов.

 

 

2.3 Перспективы внедрения опыта государственной службы Франции в Российской Федерации

 

Процессы профессионального обучения служащих и их квалификационного поста во Франции определяются понятием "постоянная профессиональная подготовка" Она начинается с подготовки служащего к его первой должности (начальная профессиональная подготовка) и продолжается на протяжении всей карьеры в форме повышения квалификации. Такая система сочетает в себе теоретическое и профессиональное обучение, При образовательных учреждениях, из стен которых выходят будущие госслужащие, существуют специальные центры, в течение года готовящие дипломированных специалистов «участию во вступительном конкурсе для работы в органах государственного управления. Кроме того, по соглашению с университетами подготовительные циклы Организуют Национальная школа администрации (НША) и Высшая экономическая школа в Париже.

Поступающие в Высшую экономическую школу должны закончить двухлетний экономический лицей. Где изучаются общеэкономические дисциплины и иностранные языки, и иметь склонность к продолжению образования в области госуправпения. Основными методами преподавания являются деловые игры и разбор конкретных ситуаций (case-study). Набор в НША проходит по двум конкурсам. Первый проводится для руководящих работников со стажем не менее пяти лет, второй - для выпускников учебных заведений без стажа работы, намеревающихся сделать карьеру руководители высшего ранга. Обучение сочетает годичную стажировку в аппарате мэрий, региональных советов, посольств, иных ведомств, на крупных фирмах, предприятиях и теоретическое обучение в самой школе. Такая модель позволяет будущему госслужащему высшего уровня не только приобрести знания по основным дисциплинам, но и выработать новаторский под ход к решению поставленных задач, овладеть современными технологиями управления персоналом большинство органов исполнительной власти имеет свои школы администраторов, где число слушателей соответствует количеству бюджетных должностей, на которые будут направлены выпускники. Подготовка включает теоретические курсы, адаптационную практику и стажировку на рабочем месте Система повышения квалификации госслужащих охватывает: курсы совершенствования; учебу, связанную с должностным продвижением; профессиональную подготовку с временным отчислением с госслужбы в резерв или с предоставлением отпуска для проведения общественно значимых научных разработок.

Французская система функционирования госаппарата также свидетельствует об эффективности "постоянной профессиональной подготовки". Заслуживают внимания, например, такие моменты: обязательное участие в конкурсе для поступления на службу в органы госуправления, сочетание теоретического обучения с практикой (в форме стажировок в различных органах госаппарата)[6].

Очевидно, что использование элементов зарубежного опыта подготовки и формирования кадров госслужбы могло бы быть полезным и для нас.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Во Франции раньше, чем в других западноевропейских странах, завершился процесс централизации, произошло обособление госаппарата от гражданского общества, возникла профессиональная бюрократия, основанная на спецификации функций, разделении труда и дифференциации ролей. В середине XVIII века, с окончанием объединения страны и консолидацией абсолютизма, происходит постепенная централизация административно-государственного управления. С помощью профессиональной бюрократии королевская власть все более обособляется от общества. Муниципальные вольности уничтожаются, на место старой администрации приходят новые учреждения, подчиняющиеся приказам, идущим из центра 40.

В настоящее время во многих государствах активно идет процесс реформирования государственной службы. Традиционная иерархичность хотя и сохраняется, но играет меньшую роль, количество административных ступеней уменьшается, расширяются возможности альтернативных путей выдвижения на высокие государственные посты. Внедряются принципы «нового менеджеризма», дискутируются вопросы внедрения в систему государственной службы «деловой философии». Постоянно идут поиски путей, методов, технологий повышения эффективности государственной службы, открытости деятельности служащих, подотчетности и подконтрольности институтам гражданского общества.

В России на протяжении исторического развития существовали различные системы государственной службы. Петр I при реформировании государственной власти многое использовал из зарубежного опыта европейских стран, с ведением в 1772 году «Табели о рангах» принцип «значения рода» был вытеснен принципом выслуги, но не заменен им полностью. После 1917 года главенствующим был принцип номенклатуры и партийности. 
        Я считаю, что в целях повышения эффективности российской государственной службы значимым представляется использование позитивных элементов и технологий государственно-служебной деятельности служащих стран Запада. 
Внедрение принципа «прозрачности» служебной деятельности ведет к тому, что государственная служба в демократическом обществе становится институтом, открытым для общественного контроля. Граждане должны иметь доступ к нормативным материалам, участвовать в той или иной степени в процессе выработки решений, затрагивающих интересы граждан. Это должно быть обеспечено правовыми средствами, и в целом, является необходимым элементом публичной службы. Особое внимание в современных системах государственной службы уделяется требованиям этичности поведения, значение имеют морально-нравственные качества работников, служебная этика государственного служащего. 
         Главным методологическим принципом при использовании зарубежного опыта организации и функционирования государственной службы является опора на исторические государственные традиции при творческом использовании эффективных технологий и принципов служебной деятельности служащих.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принята 12 декабря 1993 г.]: (ред. от 30.12.2008) // СПС «Консультант Плюс».

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принят 30 декабря 2001 г.]: (ред. от 25.11.2013) // СПС «Консультант Плюс»

  1. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ»[Электронный ресурс]: [принят 25 апреля 2003г №58-ФЗ](ред. от 02.07.2013)// СПС «Консультант Плюс»

  1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» [Электронный ресурс]:[принят 7 июля 2004г №79-ФЗ](ред. от 02 декабря 2013г)// СПС «Консультант Плюс»

  1. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 10 марта 2010г. №261 // ИПП «ГАРАНТ».

  1. Конституция Франции [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.docme.ru/

  1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления [Текст]: учебник / Г.В. Атаманчук. – 3-е изд., стер. – Омега-Л, 2013. – 525 с.

  1. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: [Текст]: учебник. – М.: Гардарики, 2007.- 318 с.

  1. Дюрон Э.В. Местные органы власти во Франции [Текст]: учебник / Э. В. Дюрон. – 5-е изд., М., 2006. – 347с

  1. Зенков М.Ю. Зарубежный опыт управления: Государственная служба: Учебное пособие. — Новосибирск: НГАУ, 2004.— 130 с

  1. Бахрах, Д.Н. Государственная служба России [Текст]: учебное пособие / Д.Н. Бахрах. – М.: Проспект, 2009. – 540 с.

  1. Беливанов, А.Н. Государственная служба в странах Западной Европы [Текст]: учебник / А.Н., Беливанов. – М. : Логос, 2005. – 423 с

  1. Волкова, В.В. Государственная служба [Текст]: учебник / В.В. Волкова, А.А. Сапфирова. - М.: Юни-Дата, 2009. - 208 с.
  2. Игнатов, В.Г. Государственная служба [Текст]: учебник / В.Г. Игнатов, Л.В. Акопов, Г.П. Зинченко. – М.: Инфра-М, 2008. – 528 с.
  3.   Халиков, М.И. Зарубежный опыт государственной службы: учебное пособие [Текст]: учебное пособие / М.И. Халиков, Гарифуллин Т.Т. – Уфа: БАГСУ, 2010. – 108 с.
  1.  Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие[Текст]: учебное пособие / Уткин Э.А., Денисов А.Ф - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2001 г. — 304 с.

  1.  Кутафин О.Е. Фадеев В.И. Муниципальное право [Текст] : учебник  / О.Е. Кутафин 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2009. — 559с

  1. Государственная служба и государственные служащие во Франции. - 2-е изд. - М.: Изд-во Фр. Орг. Техн. Сотрудничества, 1994. - 162 c.

  1. Волкова, В.В. Государственная служба [Текст]: учебник / В.В. Волкова, А.А. Сапфирова. - М.: Юни-Дата, 2009. - 208 с.
  2. Киселев, С.Г. Государственная гражданская служба [Текст]: учебное пособие / С.Г. Кисилев - М.: Проспект, 2010 - 238 с.
  1. Литвинцева, Е.А. Государственная служба в зарубежных странах [Текст]: учебник / Е.А. Литвинцева. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 228 с.

 

 

 


Информация о работе Зарубежный опыт организации государственной (муниципальной) службы (на примере одной из высокоразвитых стран)