Жилищно-коммунальное хозяйство в условиях реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 22:05, контрольная работа

Краткое описание

Первостепенное значение имеет проведение жилищно-коммунальной реформы в городах, так как в них проживает большая часть населения страны и находятся основные мощности строительных и жилищных организаций. Именно здесь наиболее ярко проявились уже упомянутые негативные черты жилищной сферы: ведомственный монополизм; недостаточная квалификация кадров; техническая и технологическая отсталость и как результат неудовлетворительный уровень работы; игнорирование интересов населения и низкое качество выполняемых работ и предоставляемых услуг потребителям. В первую очередь это касается ЖКХ, которое непосредственно связано с населением и является по сути ведущим в технологической цепочке жилищно-коммунального обслуживания населения. Поэтому первоочередный этап реформы направлен на повышение эффективности реструктуризацию жилищно-коммунальной системы.

Вложенные файлы: 1 файл

контр по экономике гор хоз-ва.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

2. получает реальную возможность  самостоятельно решать вопросы  организации обслуживания и эксплуатации  жилья, а следовательно, и определять  порядок расходования средств, направляемых  на эти цели;

3. имеет возможность применять  ресурсосберегающие мероприятия, что позволяет значительно уменьшить общий объем потребления ресурсов за счет предотвращения неоправданных расходов воды, газа и других энергоресурсов;

4. приучает население экономно  относиться к предоставляемым  жилищно-коммунальным услугам, так как у него появляется возможность прослеживать связь между своими затратами и потреблением этих услуг, что практически невозможно осуществить в муниципальном жилищном фонде, и в частности в отдельных приватизированных квартирах.

Реформа собственности в жилищной сфере должна была привести к развитию конкуренции в двух направлениях:

а) конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственников на управление жилищным фондом;

б) конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.

Можно подвести некоторые итоги реформирования ЖК сферы на сегодняшний день:

1) построена система межбюджетных  отношений между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации;

2) введена система социальной  защиты граждан при оплате  ими жилого помещения и коммунальных  услуг;

3) изменена система ценообразования  на выполнение работ и оказание  услуг по содержанию и текущему  ремонту общего имущества в  многоквартирных домах;

4) создана система органов государственных  жилищных инспекций в субъектах  Российской Федерации;

5) упорядочена система льгот, предоставляемых  отдельным категориям граждан, и  определены источники их финансирования;

6) введена дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества, местоположения и благоустройства;

7) осуществляется переход к установке  индивидуальных приборов учета  и регулирования потребления  воды, газа и других энергоресурсов  в жилых домах-новостройках, реконструированном или капитально отремонтированном жилье, а также в домах сложившейся застройки (в городе Москве).

Но многие проблемы в жилищно-коммунальном комплексе остались нерешенными:

- увеличился износ основных фондов;

- недофинансирование ЖКХ продолжается;

- жилищно-коммунальные услуги продолжают предоставляться с высокой затратной частью;

- демонополизация в сфере управления жилищным фондом не наступила;

- сложившаяся система управления жилищным фондом осталась неэффективной;

- дотационность сферы ЖКХ не ликвидирована;

- не созданы условия для привлечения частных инвестиций;

В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений.

Недостатки ранее действующей системы договорных отношений были обусловлены следующими обстоятельствами:

- управляющие организации в зависимости от организационно-правовой формы находились в неодинаковых условиях при осуществлении хозяйственной деятельности;

- органы местного самоуправления осуществляли выбор управляющих организаций путем проведения открытых конкурсов на управление жилищным фондом, собственником которого они не являлись;

- при создании управляющих организаций предполагалось, что они будут в системе договорных отношений выступать в интересах собственников жилья и защищать их права как потребителей ЖКУ. Фактически созданные управляющие организации как самостоятельные хозяйствующие субъекты стали выступать в договорных отношениях от своего имени и за свой счет;

- управляющие организации несли убытки в связи с неисполнением населением и бюджетами обязательств по оплате за предоставленные ЖКУ и др. причины.

      В период с 2002-2004 гг. началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования. Общий объем задолженности по выданным кредитам увеличился с 3,6 млрд. руб. до 25-30 млрд. руб., т.е. увеличился более чем в 7 раз. Но все же существенным препятствием развития жилищно-коммунального строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой.

Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых на этот сектор.

На сегодняшний день ЖКХ требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Меры по модернизации коммунальной инфраструктуры и привлечению частных инвестиций будут реализованы в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Программы «Жилище на 2006-2010 гг.».

Основные цели реформирования ЖКХ:

- обеспечение населению условий  проживания, отвечающих стандартам качества;

- снижение издержек производителей  услуг и, соответственно, тарифов  при поддержании стандартов качества  предоставляемых услуг;

- смягчение для населения процесса  реформирования системы оплаты  жилья и коммунальных услуг  при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;

- переход отрасли на самоокупаемость.

Основные способы достижения указанных целей:

1. совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;

2. переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;

3. совершенствование системы оплаты  жилья и коммунальных услуг, в т. ч. установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

4. совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Реформа ЖКХ предполагает:

1) переход к самофинансированию  отраслевых организаций путем  снижения, а в будущем и прекращения  бюджетных ассигнований на предоставление дотаций, ликвидацию перекрестного субсидирования;

2) увеличение тарифов на жилищно-коммунальные  услуги для населения до экономически  обоснованного уровня, определяемого  в основном путем конкурсного  отбора организаций, предоставляющих эти услуги.

Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций:

а) сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг семьям с низким доходом;

б) необоснованного снижения качества услуг по сравнению с тем, которое предусмотрено договорами найма;

в) введения неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.

Реформа ЖКХ носит комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы деятельности муниципального образования: хозяйственно-финансовую, организационно-правовую, социально-политическую, экологическую, техническую, кредитную и другие стороны деятельности. Главное направление реформирования - совершенствование финансовых отношений предприятий ЖКХ.

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие ключевые задачи:

- создать и усовершенствовать  экономические и организационные  механизмы снижения стоимости  жилищно-коммунальных услуг при  сохранении и повышении их  качества и устойчивости работы  отрасли;

- совершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей;

- повысить инвестиционную привлекательность  ЖКХ;

- сократить бюджетное дотирование отрасли и использовать высвобождающиеся бюджетные ресурсы на социальные цели;

- повысить долю внебюджетного  финансирования ЖКХ за счет  средств населения при обеспечении  эффективной адресной помощи  малообеспеченным семьям.

Сегодня жилищное и коммунальное хозяйство муниципального образования представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. Совершенствование социально-экономических отношений на уровне муниципальных образований требует исследования теоретических и практических основ реформирования ЖКХ, выявления особенностей системы управления данной сферой в процессе деятельности многопрофильных предприятий, разработки стратегии и тактики управления с целью повышения эффективности и качества обслуживания населения жилищно-коммунальными услугами. Реформирование жилищно-коммунальной сферы во многом зависит от степени организации управленческого воздействия со стороны институтов местного самоуправления. Для формирования эффективной системы управления и развития сектора жилищно-коммунальных услуг необходимо решение методологических вопросов о структуре механизма управления в ЖКХ.

Для эффективного решения проблем ЖКХ на муниципальном уровне следует прежде всего осуществить следующее:

1. формирование эффективных взаимосвязей  в сфере ЖКХ между субъектами  и объектами на уровне муниципалитета, а также понимание сущности  экономических отношений участников  в сфере ЖКХ сквозь призму взаимодействия и реализации экономических потребностей и интересов человека;

2. определение принципов муниципального  управления ЖКХ. К ним относят: принцип инициативы и самостоятельности; административной централизации; структурности  и взаимосвязи; приоритетных задач и направлений; инвестиционной привлекательности; равной социальной защиты и справедливости; взаимного доверия и ответственности; инновации и модернизации; научности;

определение специфики муниципального управления ЖКХ, базирующегося на количественных и качественных показателях;

3. определение особенностей муниципального  управления ЖКХ, которые формируются  под воздействием факторов как  эндогенного, так и экзогенного  характера;

4. определение методов муниципального  управления ЖКХ. Общие: административно-распорядительные, экономические, социально-психологические, инновационные, частные;

5. формирование функции муниципального  управления ЖКХ. Общие функции  можно представить как: планирование, организация, мотивации координация  и контроль. К частным функциям можно отнести непосредственное согласованное управление конкретным предприятием, группой предприятий однородной направленности. Специфику частных функций определяет набор факторов: экономические, производственные, социальные, географические, демографические, экологические.

Формирование задач механизма муниципального управления ЖКХ. Общими из них являются:

1. формирование стратегии и тактики  управления объектами ЖКХ муниципалитета;

2. внедрение новых форм и методов  хозяйствования, совершенствование организации управления; развитие конкурентных отношений;

3. управление обеспечением надлежащего  состояния предприятий ЖКХ и  эффективным предоставлением необходимого  уровня и качества услуг населению;

4. решение вопросов муниципального  благоустройства и дорожного строительства;

5. осуществление, в соответствии  с законодательством, контроля над  деятельностью системы ЖКХ муниципального образования.

 

 

 

 

 

Заключение

Жилищно-коммунальное хозяйство является многоотраслевым комплексом, который по существующему законодательству относится к компетенции органов местного самоуправления. Но в администрации многих регионов отсутствуют структурные подразделения, занимающиеся проблемами ЖКХ региона и вывода его из кризисного состояния.

Сегодня основные фонды ЖКХ характеризуются следующими показателями:

Информация о работе Жилищно-коммунальное хозяйство в условиях реформ