Взаимоотношения государственной и муниципальной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 17:44, реферат

Краткое описание

Основанная на конституционно-правовых принципах, существующая модель взаимодействия государственной и муниципальной власти в России представляет собой динамичную систему, которая находится в непрерывном развитии. Исходя из сущности рассматриваемых взаимоотношений государственной и муниципальной власти, в данной системе отношений участвуют два вида субъектов - носителей: субъекты государственной власти и субъекты муниципальной власти.

Содержание

Введение………………………..………………………………………….………3
1. Модели взаимодействия государственной и муниципальной власти в Российской Федерации…..………..………..………..…………….....……4
2. Проблема эффективного взаимодействия между двумя уровнями власти - государственной и муниципальной…..………..……..…..……10
Заключение…..………..………..………..………..……..………..….……..……13
Список использованной литературы …………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

РефератГМУ.docx

— 32.46 Кб (Скачать файл)

 

«Взаимоотношения государственной и муниципальной власти»

 

 

 

Москва – 2013 г.

Содержание

Введение………………………..………………………………………….………3

  1. Модели взаимодействия государственной и муниципальной власти в Российской Федерации…..………..………..………..…………….....……4
  2. Проблема эффективного взаимодействия между двумя уровнями власти - государственной и муниципальной…..………..……..…..……10

Заключение…..………..………..………..………..……..………..….……..……13

Список использованной литературы …………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сильное государство, сильная центральная власть и развитые демократические институты гражданского общества - это единственная возможность цивилизованного развития России. Именно поэтому развитие местного самоуправления является важнейшей политической задачей для российского общества сегодня и завтра. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны будут помочь органам местного самоуправления в решении их задач, так как только при конструктивном взаимодействии всех уровней власти возможно, выполнение, в том числе поставленных Президентом Российской Федерации задач по улучшению жизни граждан и созданию для них равных условий вне зависимости от того, где они проживают - в крупном городе или малом селе. Сложности, возникающие на пути решения поставленных задач определили актуальность исследования по теме "Основные проблемы взаимодействия государственной и муниципальной власти"

Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с формированием местного самоуправления, взаимодействием государственных и муниципальных органов, отдельные аспекты их функционирования рассматривались в трудах таких видных ученых, как: Авакьян С.А, Атаманчук Г.В., Барабашев Г.В., Бородкин Ф.М., Бондарь Н.С., Габричидзе Б.Н, Гладышев А.Г., Емельянов Н.А., Зиновьев А.В., Исаев И.А., Коваленко А.И., Кудрявцев В.Н., Кутафин O.K и другие.

 

 

 

 

1. Модели взаимодействия  государственной и муниципальной  власти в Российской Федерации

Основанная на конституционно-правовых принципах, существующая модель взаимодействия государственной и муниципальной власти в России представляет собой динамичную систему, которая находится в непрерывном развитии. Исходя из сущности рассматриваемых взаимоотношений государственной и муниципальной власти, в данной системе отношений участвуют два вида субъектов - носителей: субъекты государственной власти и субъекты муниципальной власти.

Особенностью взаимодействия государственной и муниципальной власти является то, что данное взаимодействие проявляется во взаимодействии государственных и муниципальных органов власти, а также их должностных лиц, что обусловлено объективным проявлением соответствующей власти в деятельности органов и должностных лиц этой власти.

В данном контексте субъектами взаимоотношений со стороны государства могут выступать: федеральные органы государственной власти и их должностные лица, а также органы государственной власти субъектов и их должностные лица. При этом образуется сложная система взаимоотношений, в которых, с одной стороны, выступают федеральная государственная власть, с другой, - региональная государственная власть, а с третьей - муниципальная власть. На практике существенная доля взаимодействий местных органов власти осуществляется именно с государственной властью регионального уровня, что обусловлено полномочиями органов государственной власти субъектов в вопросах местного самоуправления, а также большей фактической близостью региональных властей к муниципальной власти. Это определяет тот факт, что именно в данных отношениях наблюдается большая часть проблем и противоречий в организации и осуществлении местного самоуправления.

Федеральные органы власти и их должностные лица взаимодействуют с местной властью в лице Федерального собрания, состоящего из Совета Федерации и Государственной думы, в которые созданы соответствующие комитеты. В частности, в Совете федерации функционирует комитет по вопросам местного самоуправления, к ведению которого относятся вопросы: законодательного обеспечения государственной политики в области совершенствования местного самоуправления; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; финансовых основ местного самоуправления; и др.

Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления оказывает правовое, методическое и организационное содействие субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в развитии местного самоуправления в экономической и социальной сферах. В Государственной думе деятельность, связанную с вопросами, отнесенными к полномочиям государственной власти в данной области осуществляет аналогичный комитет, основным направлением деятельности которого является разработка и оптимизация законодательства в области местного самоуправления.

Президент России, а также администрация президента как орган обеспечивающий деятельность президента являются значительным субъектом взаимодействия с муниципальной властью. Помимо того, что президент обладает правом законодательной инициативы, в том числе и по вопросам местного самоуправления, и является гарантом Конституции как основного закона, отражающего конституционно-правовые принципы взаимодействия государства и местного самоуправления, взаимодействие в муниципальной властью осуществляется также посредством созданного при администрации президента совете по развитию местного самоуправления.

Данный институт, помимо комитетов ФС и ГД по вопросам местного самоуправления, выступает ключевым элементом во взаимоотношениях с муниципальной властью, так как в его состав входят представители всех органов и структур, вступающих во взаимодействие. В частности в состав совета входят: Президент, Председатель правительства, заместитель председателя правительства и отдельные министры, представители комитетов ГД и СФ по вопросам местного самоуправления, представители региональной власти (губернаторы, руководители законодательных органов субъекта), а также, что весьма важно, представители муниципальных образований различных типов, что позволяет учитывать обратную связь в деятельности органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и создает предпосылки для эффективного взаимодействия.

Взаимодействие так же осуществляется министерствами, опосредованно через органы государственной власти субъектов, а федеральными агентствами и службами непосредственно через региональные отделения соответствующих агентств и служб. Например, министерство по экономическому развитию может взаимодействовать с муниципальной властью в форме выдачи субвенций соответствующим муниципальным образованиям, которые закладываются в бюджет регионов по заявкам в региональные комитеты или министерства экономики; а федеральная служба статистики осуществляет взаимодействие с муниципальными образованиями посредством соответствующих отделений, находящихся на территории муниципальных образований. То есть в первом случае взаимодействие с муниципальной властью осуществляется через соответствующие структурные подразделения исполнительных органов субъектов, а во втором случае - через собственные структурные подразделения на местах.

На уровне регионов государственная власть вступает во взаимодействие с органами местного самоуправления посредством главы субъекта федерации, а также его аппарата, законодательного органа субъекта федерации (в большинстве случаев - дума), исполнительного органа субъекта федерации (правительство или администрация). Необходимо отметить, что отношения федерального центра с муниципальной власть в большей степени унифицированы, а модель взаимодействия региональной и муниципальной власти характеризуются высокой степенью неоднородности, что обусловлено усложнением системы взаимоотношений на местах и естественной неоднородностью территорий.

Это означает, что логично говорить о модели взаимодействия государственной федеральной власти с местным самоуправлением, а также признавать наличие нескольких типичных моделей взаимодействия региональной и муниципальной власти в зависимости от особенностей данных отношений и наличия-отсутствия, а также степени развития признаков, позволяющих относить рассматриваемую модель к соответствующему типу.

Модель "партнёрство" характеризуется пониманием со стороны государственной власти важности и роли местного самоуправления в развитии социально-экономических отношений. Соответственно их деятельность направлена на развитие местного самоуправления и выстраивании конструктивного диалога с муниципальной властью, а также на принятие соответствующих решений с учетом интересов муниципальных образований.

Модель "доминирование" характеризуется тем, что отношения между сторонами построены на доминировании, в отдельных случаях, даже на подчинении одной из сторон. При этом необходимо осознавать, что в реальных современных условиях такой доминирующей стороной может быть только государство.

Модель "игнорирование" предполагает отсутствие взаимодействия как такового, что может быть обусловлено различными причинами, однако предполагается, что данная модель является переходной моделью. Она может формироваться в условиях перехода от доминирования к конфронтации, от конфронтации к доминированию, а также от доминирования или конфронтации к более эффективным моделям взаимодействия.

Модель "субсидиарности" (от лат. subsidiarius - вспомогательный) осуществляется на принципе, согласно которому задачи должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их решение возможно и эффективно. К областям применения данного принципа относятся коммунальное хозяйство, социальная защита, охрана правопорядка, организация вывоза мусора и мест захоронения и т.п.

Модель "конкуренции" основывается на желании субъекта предвосхитить усилия взаимодействующего субъекта по предметам взаимодействия и решении общих задач. Данное желание представляется конструктивным, однако отсутствие диалога и решение задач усилиями одного субъекта, который пусть даже и руководствуется самыми благими намерениями, представляется фактором, ограничивающим эффективность взаимодействия. Однако в отдельных случаях рационально организованная конкуренция также может способствовать достижению синергетического эффекта.

Модель "конфронтация" или модель "Борьбы с противником" предполагает взаимодействие, которое характеризуется высокой степенью активности отношений и высокой их динамикой. В рамках этой модели представители государства видят в лице муниципалитетов, не желающих "встраиваться" в патерналистскую модель, опасность для собственной власти, и стараются осложнить их деятельность.

Необходимо отметить, что в реальной практике всегда существует сочетание нескольких видов подобных моделей, поэтому следует говорить не о безусловном наличии, а о преобладании той или иной модели взаимодействия государственной и муниципальной власти.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Схему разграничения предметов ведения и полномочий можно условно разделить на три уровня управления: (1) стратегический - относящийся к федеральным органам управления; (2) территориальный - относящийся к органам управления субъекта Федерации; (3) локальный - относящийся к органам местного самоуправления.
  • Основу современной модели взаимодействия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований должно составить жесткое разграничение предметов ведения и полномочий, позволяющее выстроить такую систему отношений, когда на каждом уровне управления - федеральном, региональном и муниципальном - органы власти строго следовали бы законодательству, не вторгаясь в компетенцию друг друга.
  • Можно выделить шесть моделей взаимодействия государственной и муниципальной власти: партнёрство, доминирование, субсидиарность, игнорирование, конкуренция и конфронтация.

 

 

 

2. Проблема эффективного взаимодействия между двумя уровнями власти - государственной и муниципальной

Проблема эффективного взаимодействия между двумя уровнями власти - государственной и муниципальной - одна из самых острых проблем современного политического развития страны. Вопрос реформирования отношений между государственной и муниципальной властями занимает особое место. В нем отражаются основы, логика и смысл государственного устройства страны.

Для эффективного взаимодействия региональной и муниципальной власти необходимо четкое разграничение полномочий между всеми органами власти. Именно неопределенность полномочий и предметов ведения всех уровней публичной власти стала одной из основных причин, которые вызвали потребность в углублении административной и муниципальной реформ.

Местное самоуправление в новейшей истории России делает только первые шаги, хотя известно, что достаточно сильная и стройная система была до революции, и многие западные страны использовали опыт Российской Империи. Сегодня существуют законодательные пробелы в отношении регионов и муниципального уровня. Можно обнаружить очень серьезный дисбаланс, как управленческий, организационный, на уровне муниципальных районов, так и во взаимоотношениях исполнительной власти. Говоря о муниципальном уровне, это наличие двоевластия. В каждом муниципальном районе существует две должности: глава района, освобожденная должность с соответствующим аппаратом, и глава администрации района. При этом рядовому человеку и даже региональной власти очень трудно разобраться, кто из них главный и кто реально является распорядителем тех или иных хозяйственных полномочий.

Информация о работе Взаимоотношения государственной и муниципальной власти