Англосаксонская и континентальная системы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 21:28, доклад

Краткое описание

Особенности англосаксонской модели, утвердившейся в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других, в основном англоязычных, странах, сводятся к следующему. Во-первых, избираемые населением органы местного самоуправления самостоятельны, то есть ни одна государственная инстанция не вправе корректировать их действия или руководить ими, когда они занимаются вопросами своей исключительной компетенции.

Вложенные файлы: 1 файл

м.docx

— 13.27 Кб (Скачать файл)

 

 

Англосаксонская и континентальная  системы местного самоуправления

 

Особенности англосаксонской модели, утвердившейся в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других, в основном англоязычных, странах, сводятся к следующему. Во-первых, избираемые населением органы местного самоуправления самостоятельны, то есть ни одна государственная  инстанция не вправе корректировать их действия или руководить ими, когда  они занимаются вопросами своей  исключительной компетенции. Во-вторых, в такой модели отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов  самоуправления вышестоящим, ибо любая  местная община — это отдельный  мир, живущий по собственным обычаям  и установлениям (хотя и в соответствии с общегосударственными законами), которому никто и ничего не может  навязывать. Наконец, в-третьих, в рамках этой модели главная роль в управлении местными делами принадлежит не столько  органу самоуправления в целом, сколько  его профильным комитетам и комиссиям, которые, как правило, более активны  и заметны, чем совет как таковой.

У континентальной модели, распространенной в Европе, франкоязычной Африке, Латинской Америке и на Ближнем  Востоке тоже есть своя специфика. Во-первых, континентальная модель предусматривает  наличие на муниципальных территориях  чиновников государственной администрации, наблюдающих за деятельностью органов  местного самоуправления. Во-вторых, в  странах континентальной модели сохраняется соподчиненность органов  самоуправления различных уровней. В-третьих, в отличие от стран, руководствующихся англосаксонской моделью, в государствах с континентальной системой местные органы могут принимать участие в осуществлении власти на национальном уровне. Так, во Франции, например, муниципалитеты участвуют в выборах сената.

Оценивая российский опыт в перспективе  только что описанных моделей, можно  констатировать, что Россия более  тяготеет к континентальному (европейскому) типу. Прежде всего, отечественные муниципальные  начала на всех этапах нашей истории  развивались по инициативе и под  опекой государства. В полном соответствии с постулатами континентальной  модели у нас фактически всегда практиковалось явное и ощутимое присутствие  чиновников центрального правительства  на местах. Далее, наши самоуправленческие структуры регулярно выстраивались  в строгую вертикаль, а вышестоящие  органы имели право отменять решения  низовых муниципальных властей. Наконец, местные общины неоднократно, привлекались центральным правительством к решению общегосударственных вопросов.

Но, несмотря на все сказанное, Россию трудно причислить к классическим примерам континентальной модели. Более правильно  говорить о том, что в стране реализовалась  своеобразная, самобытная, комбинированная  модель. Наряду с всевластием центрального правительства российская жизнь во все времена имела ярко выраженные общинные черты. По сути, русские крестьяне были не меньшими общинниками, чем, скажем, британцы. Наконец, в силу присущего России этнического разнообразия государство всегда терпимо относилось к существованию на территории страны различных национальных укладов самоуправления.


Информация о работе Англосаксонская и континентальная системы местного самоуправления