Анализ муниципального долга за 2011 – 2013 гг. (на примере МО «Можга»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Муниципальный долг - обязательства, возникающие из муниципальных займов (заимствований), принятых на себя муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые муниципальным образованием обязательства третьих лиц.
Муниципальные заимствования - займы и кредиты, привлекаемые от юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов и кредитов другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

Содержание

Введение
1. Теория муниципального долга и управления
1.1. Сущность и структура муниципального долга
1.2. Понятие и особенности управления муниципальным долгом
2. Анализ муниципального долга за 2011 – 2013 гг. (на примере МО «Можга»)
2.1. Анализ динамики долга муниципального образования
2.2. Анализ управления муниципальным долгом
3. Рекомендации по управлению муниципальным долгом (на примере МО «Можга»)
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 38.42 Кб (Скачать файл)

·  минимизация расходов на обслуживание долга.

·  обеспечение своевременности  погашения долговых обязательств.

  ·обеспечение стабильности рынка долговых обязательств муниципалитета.

·  обеспечение финансовой устойчивости бюджетной системы.

·  оптимизация объема заимствований.

·  оптимизация сроков заимствований.

·  оптимизация условий  выплат процентов и основного  долга.

     Предоставление муниципальной гарантии, а также заключение договора о предоставлении муниципальной гарантии осуществляется после представления принципалом в администрацию следующих документов:

 

- заявка на получение гарантии;

- копии Бухгалтерского баланса (форма 1) и Отчета о прибылях и убытках (форма 2) с отметкой налогового органа об их принятии;

- технико-экономическое обоснование для получения заемных средств;

- проект кредитного договора;

- проект договора поручительства (гарантии);

- проект договора залога;

- учредительные документы или их нотариально заверенные копии;

- другая информация, необходимая для принятия решения о предоставлении гарантии (соблюдение принципалом бюджетного и налогового законодательства, отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, отсутствие задолженности по ранее выданным гарантиям и кредитам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление муниципальным долгом

 

       Долг государства, как и финансы в целом, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления муниципальный долг обеспечивает возможность органам местного самоуправления оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

       Когда муниципальный долг выступает в качестве объекта управления, государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности (заимствования и гарантии), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных займов и гарантий, порядок выпуска и обращения займов, порядок предоставления гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним. Органы местного самоуправления устанавливают и все другие необходимые практические аспекты функционирования муниципального долга.

       В процессе управления муниципальным долгом решаются следующие общие задачи:

  • привлечение муниципальных заимствований в объемах, дополняющих доходы органов местного самоуправления до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения всех их финансовых обязательств;
  • удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;
  • минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности муниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
  • поддержание стабильности и предсказуемости рынка долговых обязательств;
  • достижение эффективного и целевого использования средств, заимствованных органами местного самоуправления, и гарантированных ими заимствований;
  • диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
  • координация действий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на долговом рынке страны.

      Таким образом, управление муниципальным долгом представляет совокупность мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления по использованию долговых отношений для формирования благоприятных макроэкономических условий развития страны и отдельных ее территорий.

      Различают стратегическое и оперативное управление муниципальным долгом. Перспективные вопросы управления долгом находятся в компетенции исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Исполнительные органы власти готовят проекты законов и решений, касающихся стратегии управления долговыми отношениями. Федеральное Собрание РФ, законодательные органы государственной власти субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления их принимают, а Президент РФ и руководители региональных органов местного самоуправления отклоняют или подписывают их.

      В частности, ежегодно в законе о федеральном бюджете устанавливаются предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. По представлению Правительства РФ Государственная Дума РФ утверждает программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации.

       Оперативное управление государственным и муниципальным долгом осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ. Эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств, предоставление государственных кредитов и государственных гарантий, контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.

       Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции решают исполнительны органы местного самоуправления. При этом они исходят из норм федерального законодательства.

      В управлении муниципальным долгом можно выделить пять этапов управления, на каждом из которых решаются специфические задачи.

     На первом этапе идет процесс обоснования предельных объемов внутреннего и внешнего долга, предельных объемов внутренних и внешних заимствований, предельных объемов предоставления гарантий, а также формируются программы внутренних и внешних заимствований. Именно на этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового бремени, в том числе раздельно по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований.

      На втором этапе формируется программа эмиссии муниципальных ценных бумаг и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование привлекательным для инвесторов — резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на этом этапе зависит, в частности, наличие или отсутствие в перспективе «пиков» платежей по долгам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования.

      На третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование котировок по муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по  муниципальным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего) долга.

      Четвертый этап связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций, характерных для периода развития Российской Федерации после распада СССР. Если правительство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами о пересмотре графиков платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении секьюрити-зации и т.п.

       Пятый этап предполагает исполнение первоначальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению муниципальных внутренних и внешних долгов.

       Таким образом, под управлением муниципальным долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, предоставлению муниципальных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств.

        Если при исполнении местного бюджета нарушается хотя бы один из параметров и при этом муниципальное образование в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, принятие этим муниципальным образованием новых долговых обязательств осуществляется только после приведения указанных бюджетных параметров, в соответствие с требованиями статьи 111 Бюджетного кодекса, за исключением заимствований (принятия других долговых обязательств), осуществляемых в целях реструктуризации и погашения муниципального долга.

       Если же муниципальное образование не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный на то региональный орган государственной власти может применить следующие меры:

- назначить проверку исполнения местного бюджета;

- передать исполнение местного бюджета под контроль органа, исполняющего региональный бюджет;

- принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

       Методы управления государственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные. К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся в первую очередь реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секьюритизация, обмен долга и др.

       Под реструктуризацией муниципального долга  понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Однако следует подчеркнуть, что реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.

       Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. При этом в соответствии с действующим законодательством сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств. Основными способами реструктуризации долга являются: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование долга.

       Рефинансирование представляет собой погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования долга: замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым; досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения. Здесь следует также отметить, что выкуп долга используется в тех случаях, когда территории-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов и можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем долга.

       Приведенные методы управления в своей основе базируются на переговорном процессе и относятся к рыночным методам управления долгом. Наряду с рыночными методами управления государственным долгом на практике активно используют и внерыночные (административные) методы управления. В основе внерыночных методов управления долгом заложено одностороннее принятие эмитентом управленческого решения по долговым обязательствам. К административным методам управления долгом относятся конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание, аннулирование долга.

      Конверсия представляет собой изменение доходности займов в интересах должника, состоящее в понижении процента, ином способе погашения долга. Она производится в целях снижения расходов заемщика на погашение и обслуживание долга. Наиболее распространенными видами конверсии долга являются: обмен на долговые обязательства третьих лиц; погашение долга товарными поставками; обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях; обмен долга на собственность и т.п. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих и к получению новых обязательств.

       Консолидация предусматривает изменение срока действия уже размещенных займов в сторону увеличения или сокращения. Пролонгация займов производится с целью облегчения выплаты долга и предполагает увеличение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Как правило, консолидация носит принудительный характер и осуществляется путем добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок действия которых продлевается, или путем замены облигаций старых займов на облигации нового займа. Нередко консолидация (как правило, пролонгация) совмещается с конверсией.

Информация о работе Анализ муниципального долга за 2011 – 2013 гг. (на примере МО «Можга»)