Административно-территориальное деление территории РФ по различным признакам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 13:56, реферат

Краткое описание

Административно - территориальное деление (устройство) — разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат муниципальное управление.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Приморский  край

Хабаровский край

Амурская  область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

 

Приволжский федеральный округ

 

Центр федерального округа — г. Нижний Новгород

Республика  Башкортостан

Республика  Марий Эл

Республика  Мордовия

Республика  Татарстан

Удмуртская  Республика

Чувашская Республика

Пермский  край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская  область

Пензенская  область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

 

Сибирский федеральный округ

Центр федерального округа — г. Новосибирск

Республика  Алтай

Республика  Бурятия

Республика  Тыва

Республика  Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский  край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская  область

Томская область

 
 
 
 

Уральский федеральный округ

Центр федерального округа — г. Екатеринбург

Курганская  область

Свердловская  область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Ямало-Ненецкий автономный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Центр федерального округа — г. Пятигорск

Республика  Дагестан

Республика  Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика  Северная Осетия — Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

 
 
 
 
 
 

Административно-территориальное  устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной  власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.

 

Административно-территориальное  устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное государство  само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.

В Российской Федерации  административно-территориальное  устройство ее субъектов  базируется на ряде принципов.

Экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения.

 
 
 
 

 Национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации.

 

Действующая в  настоящее время в субъектах  Российской Федерации система административно-территориальных  единиц сложилась в основном в  годы советской власти, когда созданное  еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния - уезд - волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской Федерации область (край) - округ - район, а затем (после ликвидации округа) область (край) - район.

 

Действующая Конституция  РФ не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Они - область деятельности главным образом субъектов Российской Федерации, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно  к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах других субъектов РФ.

 

 Обеспечение  нормального функционирования наиболее  крупных городов с их сложным  хозяйством, обширной территорией  и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы.

 

Городские районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.

К городским  поселениям, являющимся одним из видов  административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они  отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения.

Поселки делятся на три  категории: рабочие, курортные и дачные.

 

К категории рабочих  поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие, экономически важные объекты.

 Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение.

 
 
 

  Дачные поселки - населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.

 

Самой многочисленной административно-территориальной  единицей в настоящее  время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.)

Подавляющее большинство жителей, которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.)

.

 

Помимо перечисленных  административно-территориальных единиц, ставших давно уже традиционными, на территории Российской Федерации в последние годы созданы и другие административно-территориальные единицы. Так, территория Москвы сегодня делится не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы.

Административный  округ - внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на основе централизованного управления.

Муниципальный район - административно-территориальная единица Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Муниципальные районы образуются с учетом социально-экономических характеристик соответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей, наличия жилых комплексов и объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по представлению мэра Москвы.

Муниципальный район делится на микрорайоны (поселения), в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местного самоуправления муниципального района.

 

На территории некоторых субъектов Федерации  для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. Немецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области

 

В Российской Федерации  имеются также закрытые административно-территориальные  образования. Согласно Закону Российской Федерации от 14 июля 1992 г. "О закрытом административно-территориальном образовании.

закрытым  административно-территориальным  образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное  образование, в пределах которого расположены  промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Информация о работе Административно-территориальное деление территории РФ по различным признакам