Задача по конструированию станков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 21:48, задача

Краткое описание

Проектирование структуры шестеренчатой коробки привода главного движения со ступенчатым регулированием частоты вращения шпинделя

Вложенные файлы: 1 файл

КиРС .docx

— 2.42 Мб (Скачать файл)

Задание № 1

«Проектирование структуры  шестеренчатой коробки привода  главного движения  со ступенчатым  регулированием  частоты вращения шпинделя»

Содержание  задания

1. По исходным данным определить или выбрать:

-  число ступеней скорости  коробки;

-  число групповых передач;

-  число передач в каждой  группе;

2. Обосновать структуру шестеренчатой  коробки, для чего:

- задать порядок расположения  групповых передач кинематической  цепи от двигателя до шпинделя;

- установить порядок (очередность)  переключения групповых передач  для получения последовательно  всех значений частоты вращения шпинделя от минимальной до максимальной;

- составить формулу структуры  коробки;

- составить уравнения настройки  групповых передач;

- проверить осуществимость вариантов  структуры коробки;

- построить структурную сетку  коробки.

Исходные  данные для расчёта:

Предельные  частоты вращения шпинделя

 

 

Знаменатель ряда частот вращения

Частота вращения электродвигателя

Выполнение расчётов

Число ступеней скорости z, создаваемых коробкой, определяется по формуле

 
 
         

где  Rn= nmax/nmin – диапазон регулирования коробки.

        φ-знаменатель ряда частот вращения

 

 

 

 

Расчетное значение z  округляем до такого целого числа, которое можно представить в виде произведения чисел 2 и 3. Принимаем z = 12

      Количество групп передач в коробке определяем путем разложения принятого значения z на множители, каждый из которых равен числу pi передач в группе. Обычно принимают pi = 2 или 3, реже 4. Количество множителей в разложении z и определяет число групп передач, т. е. если величину z можно разложить на множители а1, а2,…аm:

                                               

    Задача имеет обычно множество решений, из которых предпочтителен вариант, когда требуемое число z ступеней скорости обеспечивается меньшим числом групповых передач, так как в этом случае коробка будет иметь меньше отверстий в корпусе, валов, подшипников, меньшие габариты и вес.

При  z = 12 возможны конструкции коробки:

1) z = а1×а2×а3 = 3×2×2; 2) z= a1×a2 = 3×4; 3), из которых в первом  т = 3, во втором  т = 2. Выбираем 2-й вариант:

  z = 3×4, т.е коробка имеет 2 групповые передачи.

   Количество возможных вариантов расположения групповых передач в коробке:

 

  Следовательно, коробка может быть выполнена в соответствии с одним из двух возможных вариантов порядка расположения групповых передач:

1) z = p1 ×p2× p3 = 3× 2× 2;

2) z = p1 ×p2 = 3×4:

а)                                                б)

 

 

Рисунок1-Варианты порядка расположения групповых передач в шестеренчатой коробке: a – z = 3×2×2; б – z = 3×4

       При выборе варианта расположения групповых передач в коробке следует учитывать, что модуль зубчатых колес, принадлежащих различным групповым передачам, увеличивается вдоль кинематической цепи. Поэтому, чем больше зубчатых колес находится в первых группах, тем меньше вес шестеренчатой коробки. В этой связи, из возможных предпочтителен  тот вариант порядка расположения групповых передач, при котором число передач в группах уменьшается вдоль кинематической цепи, т. е.

p1> p2 > … > pm.                                                  

В нашем случае этому условию удовлетворяет первый вариант, при котором z  = 3× 2∙2

        Порядок переключения групповой передачи задается ее характеристикой, обозначаемой  символом x. Характеристика группы передач численно равна количеству ступеней скорости, которые дают группы, предшествующие данной в порядке переключения. Значение характеристики показывает также, на сколько ступеней изменяется скорость при переключении передач данной группы.

      Поэтому характеристика x0 основной группы равна единице (x0 = 1); характеристика x1 первой переборной группы равна числу передач в основной группе (x1 = p0); характеристика третьей в порядке переключения группы (характеристика xII второй переборной группы) xII = p0 pI. Характеристика i-ой групповой передачи xi = p0 pI pII…pi-1.

       Формула структуры привода это выражение, задающее порядок расположения групповых передач вдоль кинематической цепи и порядок (последовательность) их переключения для получения последовательно всех значений геометрического ряда частот вращения:

z = p1(x1) p2(x2)…pm(xm).                         

       Для принятого варианта порядка расположения групповых передач возможно множество вариантов порядка их переключения. Из них предпочтительным является вариант, при котором характеристики групповых передач возрастают вдоль кинематической цепи, т. е. 

если х1 < х2 < … < хm. В этом случае формула структуры привода имеет вид:

z = 3(1) × 2(3) ∙2(6)

     Уравнением настройки групповой передачи называется выражение, устанавливающее  относительную связь между  передаточными отношениями передач данной группы. В общем случае оно имеет вид

                                i1: i2: i3: … : ip = 1: j x: j 2x: …j (p-1)x,    

       где i1 – ip, х – передаточные отношения и характеристика передач данной группы;

j – знаменатель геометрического ряда частот вращения, создаваемых коробкой передач.

Подставляя в это выражение  конкретное значение характеристики х рассматриваемой групповой передачи, получаем уравнение ее настройки.  Составим уравнения настройки групповых передач проектируемой коробки.

      Для первой группы имеем:

 

      Для второй группы имеем:

 

     Для третьей группы имеем:

 

   Диапазон регулирования групповой передачи Rp, численно равный отношению максимального imax = ip и минимального imin = i1 передаточного отношения групповой передачи, описывается зависимостью

                                              Rp = j (p-1)x ,                                                 где p, x – соответственно число передач и характеристика данной групповой передачи.

Вариант структуры привода осуществим, если фактическое значение диапазона  регулирования каждой группы передач  не превышает его допускаемое  значение, т. е.

                                          Rp = j (p-1) x £ [Rp].                                        Допускаемое значение диапазона регулирования групповой передачи [Rp] зависит от назначения привода (главное движение или подача) и конструкции зубчатых колес (прямозубые или косозубые). Для привода главного движения с прямозубыми колесами 0,25£ i £ 2,   [Rp] = 8.

Проверку осуществимости варианта структуры привода достаточно проводить для последней в порядке переключения групповой передачи, так как ее характеристика имеет максимальное значение.

 

Так как  то выбранный вариант коробки осуществим.

 

Рисунок 2 – Структурная сетка шестеренчатой  коробки передач

z = 3(1)∙2(3)∙2(6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2

«Проектирование структуры  шестеренчатой коробки

с перекрытием ступеней скорости»

Содержание  задания

1. Составить с обоснованием формулу  структуры привода для заданного  значения числа ступеней частоты  вращения ведомого вала шестеренчатой  коробки. 

2. Построить структурную сетку  шестеренчатой коробки.

Исходные данные для расчета:

1.Число  ступеней частот вращения шпинделя  z = 14

Выполнение  расчетов.

Перекрытие ступеней скорости привода  означает, что одно и тоже значение частоты вращения шпинделя обеспечивается разными кинематическими цепями. Перекрытие  применяется, когда расчетное  значение числа ступеней скорости z нельзя представить в виде произведении чисел 2 и 3

Структура с перекрытием  проектируется  на основе базовой структуры, для  определения которой задаются фиктивным  числом zф ступеней скорости. Это число должно быть кратно числам 2 и (или) 3 и превышать требуемое значение z.

Перекрытие достигается за счет уменьшения характеристик групповых  передач. Практически оно осуществляется за счет уменьшения характеристики последней  в порядке переключения группы передач  базовой структуры на величину Δx, что позволяет уменьшить диапазон регулирования этой группы передач, значение которого больше, чем в других группах передач.

    Задаемся фиктивным значением zф, которое больше заданного z и может быть представлено  в виде произведений чисел 2 и (или) 3;

Принимаем фиктивное число ступеней скорости

      Составляем формулу базовой структуры привода для принятого фиктивного значения zф:

                      zф = р1(x1).p2(x2).....pm(x);                                         

 

Определяем Δz и величину Δx;

 

      Определить фактическое значение характеристики последней переборной группы проектируемого привода:

                                                  xm = x – Δx

 

Составляем формулу структуры шестеренчатой коробки:

       

                              z = р1(x1).p2(x2).....pm(xm); 

                               

 

 

 
Рисунок 3 – Структурная сетка  с перекрытием значений ряда частот вращения

Из структурной сетки передач  следует, что она обеспечивает 21 различных частот вращения вала ⋁, так как частоты вращения могут быть получены по двум кинематическим цепям:

- через передачи или

- через передачи или

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 3

«Проектирование структуры шестеренчатой коробки 

с многоскоростным  электродвигателем»

 

Содержание  задания

По исходным данным, содержащим число  скоростей электродвигателя рэ=3, число ступеней скорости привода z=12 и значение знаменателя φ=1,41 ряда частот вращения:

1. Определить возможные варианты  структуры шестеренчатой коробки  и составить для них структурные  формулы.

2. Проверить осуществимость этих  вариантов по диапазону регулирования  последней переборной группы  при допускаемом диапазоне регулирования  группы, равным 8, и выбрать рациональный  вариант.

3. Построить структурную сетку  для принятого варианта структуры  коробки.

Примечание: при неосуществимости всех вариантов структурную сетку  построить для любого из них.

Выполнение расчётов

Многоскоростной электродвигатель заменяет одну группу передач шестеренчатой  коробки скорости с односкоростным электродвигателем, поэтому при  проектировании коробки его рассматривают  как фиктивную группу передач  или «электрогруппу» с числом передач pэ, равным числу скоростей двигателя, и характеристикой

xэ = lg2 / lg.φ.

         Структурная формула привода с многоскоростным двигателем имеет вид:

z = pэ(xэ) × p1(x1) × p2(x2) …pm(xm).

Для каждого из стандартных значений j характеристика xэ имеет определенное значение, поэтому порядок переключения электрогруппы зависит от j.

                                     xэ = lg2 / lg.φ = 2 [ 1, с.25, табл.1]

В данном случае  электрогруппа является первой переборной. Поэтому структурная формула привода с многоскоростным двигателем будет иметь следующий вид:

                               z = 3(2)∙2(1)∙2(6)

Проверку осуществимости варианта структуры привода проведём для  той групповой передачи, у которой  её характеристика имеет максимальное значение.

                                              Rp = j (p-1)x ,                                                 где p, x – соответственно число передач и характеристика данной групповой передачи.

Информация о работе Задача по конструированию станков