SWOT- и PEST- анализы. Характерные черты и отличия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 08:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Организации, как и любые системы, ограничены от внешней среды и в то же время связаны с ней таким образом, что из внешней среды они получают необходи¬мые им ресурсы и передают во внешнюю среду продукты своей жизнедеятельности. То есть внешняя среда являет¬ся необходимым условием существования систем. Поэто¬му функционирование организации определяется уров¬нем знания об окружающей среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..............3-4
ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИИ……….…..5-15
1.1.Характеристика внешней среды организации…………………………5-11
1.2 Внутренней среда организации ………………………………..…….11-15
ГЛАВА 2SWOT- И PEST- АНАЛИЗЫ………………………….16-27
2.1.SWOT-анализ. Процедура оценки сильных и слабых стон………..16-21
2. 2.PEST-анализ………………………………………..……..………..…21-27
ВЫВОД……………………………………………..………………………...28-29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 1,021.52 Кб (Скачать файл)

Матрица анализа параметров организации приведена на рис. 2. В месте пересечения столбцов и строк получаем следующие оценки состояния организации:

  1. ближняя внешняя среда — возможности и угрозы;
  2. дальняя внешняя среда — возможности и угрозы;
  3. анализ менеджмента — сильные и слабые стороны организации;
  4. анализ процесса трансформации ресурсов в продукцию и услуги — сильные и слабые стороны организации.

Как видим, внутренняя среда представлена анализом параметров трансформации всех видов ресурсов в готовую продукцию и анализом специфики управления организацией, а внешняя среда представлена дальним и ближним окружением.

 

    1. PEST-анализ

Ближнее окружение оказывает непосредственное воздействие на системы, а дальнее — опосредованное.

Дальняя внешняя среда (или макроокружение) является частью внешней среды, но частью универсальной: общей для всех организаций. Реакция каждой конкретной организации на воздействие макроокружения оказывается специфической, отражающей особенность каждой организации и ту конкретную ситуацию, в которой она находится.

Макроокружение как система включает такие подсистемы, как политика, экономика, общество, технология, институты, природно-географические подсистемы и т. д.

Чаще всего проводится PEST-анализ (от сочетания первых букв четырех английских слов Policy — политика, Economy — экономика, Society — социум, Technology — технология).

Политическая составляющая внешней среды оказывает мощное воздействие на все стороны жизнедеятельности организации и проявляется не только в изменении положения государства в международном сообществе, но и в отношениях организации со всеми ветвями власти.

Экономические аспекты воздействия внешней среды на организацию проявляются в изменении темпов курса национальной валюты, темпов инфляции (дефляции), ставки рефинансирования Центробанка и прочих параметров, влияющих на деловую активность организации.

Социальные факторы внешней среды в значительной степени связаны с изменением базовых социальнокультурных параметров населения, образа его жизни и среды обитания, а также с изменением демографической ситуации в стране и в конкретном регионе в частности.

В отношении воздействия технологических изменений на организацию необходимо отметить, что оно проявляется в стремлении организации опередить своих конкурентов за счет своевременного использования результатов НИОКР.

Все четыре указанных компонента внешней среды взаимосвязаны, поэтому анализ их воздействия на организацию должен быть скорректирован с учетом того, что изменения одного из факторов может как создать новые возможности для организации, так и нести новые угрозы. Приоритетность указанных факторов для каждой организации имеет свою специфику.

В качестве ближней внешней среды рассматривается воздействие на организации» со стороны поставщиков, потребителей, конкурентов и) местного сообщества.

Структурная схема анализа внешней среды организации приведена на рис.3 и 4, а ниже - составленный перечень возможностей и угроз.

Внутренняя среда организации представляет собой стратегический ресурс ее развития.

Как и любая система, организация допускает описание ее содержания с помощью различных языков (экономического, технического, управленческого, социологического, экологического и т. д.) и представление ее с помощью различных подсистем — это обусловлено постановкой конкретной задачи. Поэтому анализ внутренней среды организации всегда индивидуален, неповторим. Но общим для всех организаций являются полнота анализа и его многофакторность.

 

 

 

Иногда анализ проводится по функциональному принципу, когда объектом анализа выступают функциональные подразделения организации, но такой подход может не обеспечить требуемой полноты и целостности результата. Или же проводится стратегический анализ по отдельным бизнесам или бизнес-процессам.

Так же целесообразно проводить анализ внутренней среды организации по двум направлениям: анализ эффективности переработки основных видов ресурсов в организации и анализ уровня менеджмента в организации (рис. 5 и 6).

В качестве ресурсов целесообразно рассматривать время, энергию, финансы, материалы, информацию и людские ресурсы. Анализ характеристик менеджмента в организации состоит из анализа уровня стратегии, качества торговой марки, организационной структуры, имиджа, структуры затрат и инновационности организации. Подобный анализ внутренней среды назовем ПРиМ-анализом (переработки ресурсов и менеджмента).

 

 

Ниже приведены перечни, содержащие результаты анализа параметров внешней и внутренней среды (перечни сильных и слабых сторон, перечни возможностей и угроз), полученные в процессе консультационной деятельности в период разработки стратегий развития муниципальных образований (Гусевского района Владимирской области и девяти поселков, входящих в район) в 2003-2004 гг. )

Возможности

  1. Улучшение правовой среды в России, политическая стабильность.
  2. Увеличение мобильности населения, отсутствие ограничения свобод и прав человека.
  3. Рост образовательного уровня.
  4. Начало возрождения культурно-исторического наследия России.
  5. Усиление социальной защиты населения.

 

  1. Начало экономического роста России.
  2. Увеличение спроса на туристические услуги.
  3. Реализация правительственной программы газификации страны.
  4. Государственная охрана природных ресурсов.
  5. Положительная тенденция в таможенной политике, защите отечественных товаропроизводителей.
  6. Близость транснациональной магистрали Москва — Нижний Новгород — Западная Сибирь.
  7. Увеличивающаяся емкость потребительского рынка.

Угрозы

  1. Зависимость (экономическая, политическая) от государства, пер екос межбюджетных отношений в сторону центра.
  2. Старение и сокращение населения.
  3. Неверие и апатия населения к проводимым реформам.
  4. Конкуренция со стороны муниципальных образований.
  5. Вероятность насыщения российского рынка стекольной тарой (бутылкой), появление новых конкурентов.
  6. Высокий удельный вес импорта.
  7. Недостаток объектов по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, канализационных стоков.
  8. Высокий износ инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, теплоснабжение).
  9. Низкий уровень общественной безопасности.
  10. Высокий риск для предпринимателей.
  11. Зависимость района от внешних поставок энергии (газ, электроэнергия).

Результаты SWOT-анализа вырабатываются следующим образом. Проблемное поле упорядочивается, и методом парных сравнений определяются наиболее значимые проблемы. Возможности и угрозы, а также сильные стороны организации не имеют между собой ярко выраженных причинно-следственных связей, поэтому определение наиболее значимых параметров из числа сильных сторон и параметров внешней среды осуществляется методом экспертных оценок.

Выявленные из полученных перечней наиболее значимые параметры SWOT-анализа позволяют составить матрицу решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

 

Таким образов, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. При анализе внешних факторов выделяют факторы прямого воздействия, иногда называемые рабочей средой, и факторы косвенного воздействия, называемые общей средой.
  2. К факторам прямого воздействия относят те, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе ее обратное влияние.
  3. Факторы косвенного воздействия создают общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев они не носят специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния общей среды на различные организации разная. Это связано с различиями как в сферах деятельности организаций, так и во внутреннем потенциале организаций.
  4. Аббревиатура метода SWOT-анализа происходит от Strengths — Weaknesses — Opportunities — Threats, что в переводе означает: Сила — Слабости — Возможности — Угрозы.   
  5. Возможности организации заключаются в предоставляемых внешней средой условиях деятельности и проявляются в использовании сильных сторон организации и укреплении слабых сторон. Возможности, которые организация не может реализовать, есть иллюзии.
  6. Внутренняя среда представлена анализом параметров трансформации всех видов ресурсов в готовую продукцию и анализом специфики управления организацией, а внешняя среда представлена дальним и ближним окружением.
  7. Ближнее окружение оказывает непосредственное воздействие на системы, а дальнее — опосредованное.
  8. Дальняя внешняя среда (или макроокружение) является частью внешней среды, но частью универсальной: общей для всех организаций. Реакция каждой конкретной организации на воздействие макроокружения оказывается специфической, отражающей особенность каждой организации и ту конкретную ситуацию, в которой она находится.
  9. На уровне макроокружения проводится PEST-анализ (от сочетания первых букв четырех английских слов Policy — политика, Economy — экономика, Society — социум, Technology — технология)
  10. В качестве ближней внешней среды рассматривается воздействие на организации» со стороны поставщиков, потребителей, конкурентов и) местного сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей / Пер. с англ. М.: Вильяме, 2010.
  2. Коленсо М. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2008.
  3. Менеджмент: Учебник/Под. ред В.И. Королева. М.: Экономистъ, 2007
  4. Минцберг Г., КуиннДж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2009.
  5. Овчаренко Г.В. Стратегическое управление под ред. ДГТУ, 2010.
  6. Панов A.M., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  7. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модуль-ная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. М.: ИНФРА-М, 2008.
  8. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. М.: Проспект, 2009.
  9. Стратегическое развитие организаций/Под ред. Ю.Н. Лапыгина. Владимир: ВГПУ, 2009.
  10. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. 2-е изд. / Р. Кох. СПб.: Питер, 2010.
  11. Тренев Н.Н. Стратегическое управление: Учебное пособие для вузов. М.: ПРИОР.

12. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2009.

 

 

 

 

 

1 Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей/ Пер. с англ.


Информация о работе SWOT- и PEST- анализы. Характерные черты и отличия