SWOT-анализ организации. На примере ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях, когда конкурентная борьба в отдельных областях и отраслях экономики обостряется в результате сокращения спроса и снижения производства, на первый план выходит необходимость составления менеджментом предприятия чёткого плана действий, который позволит адекватно использовать сильные стороны и открывающиеся - в условиях посткризисной экономики - возможности деятельности предприятия. В то же время, следует учитывать и такие «угрозы», как деятельность конкурентов, как существующих, так и возможных новых. Подобное рациональное планирование позволит значительно снизить риск негативных последствий при принятии тех или иных управленческих решений.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......3
1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»……………………………………………………………………….5
2. МЕТОДИКА SWOT-АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………...10
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ SWOT-АНАЛИЗА…………19
2.1.1 ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ………………………………………………………………………19
2.1.2 ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ: ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ…………………………………………………………………………20
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ МАТРИЦ SWOT-АНАЛИЗА И ИХ АНАЛИЗ…………………………………………………………………………21
3. SWOT-АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»……………………………………………………………………...33
3.1 АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН………………………33
3.2 ФОРМИРОВАНИЕ МАТРИЦ SWOT-АНАЛИЗА ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»……………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….…45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 92.65 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

      Уфимский государственный нефтяной  технический университет 
 

Кафедра «Экономика и управление на предприятии 

нефтяной  и газовой промышленности» 
 

   КУРСОВАЯ  РАБОТА

   На  тему «SWOT-анализ организации. На примере ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»

(по предмету  «Менеджмент») 
 
 
 
 
 

                  Выполнил  студент

                       экономического  факультета

                       гр. ЭТ-09 Александров А.С.

                       Научный руководитель-

                    Блажевич А. А. 

                                                     

                 УФА -2011

     СОДЕРЖАНИЕ

   ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......3

1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ  САЛАВАТ»……………………………………………………………………….5

2. МЕТОДИКА SWOT-АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………...10

   2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ SWOT-АНАЛИЗА…………19

   2.1.1 ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ………………………………………………………………………19

   2.1.2  ЭЛЕМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ: ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ…………………………………………………………………………20

   2.2 ФОРМИРОВАНИЕ МАТРИЦ SWOT-АНАЛИЗА И ИХ АНАЛИЗ…………………………………………………………………………21

3. SWOT-АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»……………………………………………………………………...33

   3.1 АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ  И СЛАБЫХ СТОРОН………………………33

   3.2 ФОРМИРОВАНИЕ МАТРИЦ SWOT-АНАЛИЗА ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»……………………………………...40

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….44

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….…45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ

     В современных условиях, когда конкурентная борьба в отдельных областях и  отраслях экономики обостряется  в результате сокращения спроса и  снижения производства, на первый план выходит необходимость составления  менеджментом предприятия чёткого  плана действий, который позволит адекватно использовать сильные  стороны и открывающиеся - в условиях посткризисной экономики - возможности деятельности предприятия. В то же время, следует учитывать и такие «угрозы», как деятельность конкурентов, как существующих, так и возможных новых. Подобное рациональное планирование позволит значительно снизить риск негативных последствий при принятии тех или иных управленческих решений.

     Одним из наиболее распространённых и действенных  методов стратегического планирования является так называемый SWOT-анализ.

     SWOT-анализ - это комплекс регулярно собираемых данных о деятельности предприятия, на основании которых строится бизнес-стратегия предприятия. SWOT-анализ позволяет регулярно выявлять, оценивать и контролировать возможности, адаптировать деятельность предприятия таким образом, чтобы сводить к минимуму появление потенциальных угроз, либо последствия таковых. Таким образом, от того, насколько серьезно менеджмент любого уровня относится к проведению SWOT-анализа, зависит не только выбор стратегических направлений деятельности предприятия, но и успех его функционирования в целом.

     В российский практике полноценный SWOT-анализ используется, как правило, только очень  крупными отраслевыми холдингами, либо совместными предприятиями, в которых  влияние на управленческие решения  имеют иностранные менеджеры.

     В то же время, грамотный и качественный стратегический анализ может помочь предприятию любого уровня получить реальную оценку ресурсов и возможностей применительно к текущему экономическому и финансовому состоянию как самого предприятия, так и внешней конкурентной среды, в которой предприятие действует. Анализ проводится в несколько этапов, на каждом из которых рассматриваются отдельные данные о состоянии предприятия и того сегмента рынка, в котором предприятие работает.

     SWOT - это аббревиатура, включающая начальные  буквы четырёх английских слов: strength («сила»), weakness («слабость»), opportunities («возможности»), и threats («угрозы»). Таким образом, SWOT-анализ заключается в определении наиболее сильных (характеристики предприятия, выгодно отличающие его от конкурентов) и наиболее слабых (слабость или неразвитость в сравнении с конкурентами, которые возможно устранить или улучшить) сторон предприятия, анализе возможностей для расширения сфер и сегментов деятельности, и угроз, исходящих от внешней среды, как то, деятельности конкурентов, административные конфликты, и т.п. Под «возможностями» подразумеваются условия, которые предоставляют всем участникам данного рынка возможность для расширения своего бизнеса, а под «угрозами» - не только деятельность конкурентов в том же сегменте рынка, но и условия, которые снижают общую привлекательность этого сегмента для всех участников рынка. [13]

       Предмет исследования –  SWOT-анализ ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ».

     Цель  работы – ознакомление с методом  проведения SWOT-анализа и разработка стратегий.

     Задачи:

     1. Анализ внутренней среды.

     2. Анализ внешней среды.

     3. Разработка стратегии.  

     1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»

     В качестве объекта исследования рассматривается  Открытое акционерное общество "Газпром Нефтехим Салават", основным видом деятельности которого является нефтепереработка и нефтехимия.

     Открытое  акционерное общество “ Газпром Нефтехим Салават ” создано в 1993 году путем приватизации ПО “ Газпром Нефтехим Салават ” и в соответствии с Законом РБ “О порядке применения на территории Республики Башкортостан Закона РСФСР” “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР” от 29.10.1991 г.

     Учредителем общества является Государственный  комитет по управлению собственностью Республики Башкортостан, которому принадлежит 53,92% обыкновенных голосующих акций  Общества, переданных согласно договору от 16.06.1998 года в доверительное управление ОАО “Газпром”.

     Структура ОАО “ Газпром Нефтехим Салават ” включает в себя деятельность крупных заводов нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов, вспомогательных предприятий и хозяйств.

     Основные  виды деятельности предприятия представлены на рисунке 1.1.

     Высшим  органом управления Общества является общее собрание акционеров. Собранием  акционеров избран Совет директоров в количестве 13 человек. Оперативное  руководство деятельностью акционерного общества осуществляет генеральный  директор, назначаемый Советом директоров.

Рисунок 1.1 − Основные виды деятельности ОАО «Газпром Нефтехим Салават» 

     В состав ОАО " Газпром Нефтехим Салават " входит 5 заводов: нефтеперерабатывающий, газохимический, химический, ремонтно-механический,  "Мономер" и 20 вспомогательных подразделений, включая производство катализаторов и цеолитов, цех, производящий товары народного потребления.

     Численность работающих на ОАО «Газпром Нефтехим Салават» составляет около 15 тыс. чел., перечень выпускаемой продукции включает в себя свыше 140 наименований (в том числе 76 наименований основной продукции). География экспорта продукции охватывает более 20 стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Финляндия, Китай, США, Великобритания, страны Западной Европы и Балтии и др.  Принципиальными направлениями развития предприятия являются внедрение экологически чистых технологий, освоение производства новых видов продукции, защита окружающей среды через совершенствование существующих технологий и разработку новых методов очистки выбросов и стоков, а также формирование системы управления, адекватной условиям рыночной экономики.

     Основные  технико-экономические показатели ОАО «СНОС» приведены в таблице 1.1. 

     Таблица 1.1 – Технико-экономические показатели деятельности ОАО «СНОС» за 2007 – 2009 гг.

Наименование  показателя 2008 г. 2009 г. 2010 г. Изменение

2009 г. к 2008 г.

Изменение

2010 г. к 2009 г.

Абс.

(+, -)

Отн. ,% Абс. (+, -) Отн., %
1. Объем  реализованной продукции, млн.  руб. 96966,85 104893,8 67755,89 7926,95 8,17 -37137,9 -35,41
2.Среднесписочная  численность работающих, чел. 13204,00 12808,00 12808,00 -396,00 -3,00 0,00 0,00
3. Среднегодовая  выработка на одного работающего,  млн. руб. 7343,75 8189,71 5290,12 845,96 11,52 -2899,59 -35,41
4. Стоимость  основных фондов, млн. руб. 16360,89 17341,36 20118,50 980,47 5,99 2777,14 16,01
5. Фондоотдача  основных фондов, руб. 5926,75 6048,76 3367,84 122,02 2,06 -2680,92 -44,32
6. Себестоимость  реализованной продукции, млн.  руб. 71562,44 68758,00 53368,56 -2804,44 -3,92 -15389,4 -22,38
7. Валовая  прибыль, млн. руб. 25404,41 36135,80 14387,33 10731,39 42,24 -21748,5 -60,19
8. Чистая  прибыль, млн.. руб. 3955,75 5711,69 -3241,44 1755,94 44,39 -8953,13 -156,7
9. Рентабельность  продаж, % 26,20 34,45 21,23 8,25 31,49 -13,22 -38,36
10. Рентабельность  продукции, % 35,50 52,56 26,96 17,06 48,04 -25,60 -48,70

 

     Данные  таблицы 1.1 свидетельствуют, что деятельность предприятия изменяется скачкообразно. Наблюдается рост выручки в 2009 г. на 7926,95 млн. руб. (или на 8,17%), в 2010 г. выручка снижается на 37137,9 млн. руб. (или на 35,41%). Среднесписочная численность имела тенденцию к снижению, поэтому среднегодовая выработка в 2009 г. по сравнению с 2008 г. возросла на 11,52%. Из-за резкого снижения выручки в 2010 г. среднегодовая выработка снизилась на 2899,59 млн. руб. (или на 35,41%). Важнейшей частью предприятия являются активы, характеризующие его производственные мощности.  К ним относятся основные средства. В 2009 г. среднегодовая стоимость основных средств увеличилась по сравнению с 2008 г. на 980,47 млн. руб. (или на 5,99%). В 2010 г. увеличение основных фондов составило 2777,14 млн. руб. (или 16,01%) по сравнению с 2009 г. Это характеризует положительное изменение инвестиционной политики в отношении обновления основных фондов. Данный факт положительно характеризует стратегию предприятия, направленную на улучшение и расширение материально-технической базы. Так как темпы роста выручки выше темпов роста стоимости основных фондов в 2009 г. по сравнению с 2009 г., то фондоотдача увеличилась на 2,06%. Отрицательное значение на фондоотдачу оказало снижение выручки, поэтому в 2010 г. по сравнению с 2009 г. фондоотдача снизилась на 44,32%. Следовательно, введенные в 2009 г. основные средства использовались эффективнее.

     Наблюдается снижение затрат на производство продукции  в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 2804,44 млн. руб. (или на 3,92%), а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. - на 15389,4 млн. руб. (или на 22,38%).

     Результаты  основной деятельности положительны и  имеют тенденцию к скачкообразному  изменению. Так в 2009 г. по сравнению с 2008 г. валовая прибыль увеличилась на 10731,39 млн. руб. (или на 42,24%), а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. снизилась на 21748,5 млн. руб. (или на 60,19%). В 2009 г. имеет место увеличения рентабельности продаж на 31,49 пункта и рентабельности продукции на 48,04 пунктов. Такая ситуация сложилась в результате превышения темпов роста себестоимости над темпами роста выручки. В 2010 г. рентабельность снижается: по продажам на 13,22 п., по продукции на 25,6 п.

     Таким образом, финансовое положение предприятия  определяет его возможную инвестиционную политику. При планировании любого инвестиционного проекта оценивается  возможность предприятия самостоятельно (за счет собственных средств) или  с привлечением заемных средств  реализовать инвестиционный проект. Первоначальная оценка деятельности любого предприятия основывается на анализе  бухгалтерского баланса, который отражает финансовое положение предприятия  на момент его составления. Финансовое состояние предприятий характеризует размещение и использование средств предприятия. Проявляется финансовое состояние в платежеспособности предприятий, в способности вовремя удовлетворять платёжные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, выплачивать заработную плату рабочим и служащим, вносить платежи в бюджет. [12] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе SWOT-анализ организации. На примере ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЕХИМ САЛАВАТ»