Этапы формирования и развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 07:54, реферат

Краткое описание

Одно из узких мест осуществления перестройки экономики в нашей стране - проблема управленческих кадров. По некоторым оценкам, "критическая масса" руководителей, специалистов по экономике и управлению, способных преобразовать облик наших предприятий и организаций сообразно новым требованиям, должна составить не менее 20% от их общего числа в народном хозяйстве РФ. А это не менее 3.0 млн. человек.

Содержание

1. Наша экономика и современный менеджер
2. Этапы развития мирового менеджмента
3. Развитие менеджмента в нашей стране
4. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы формирования и развития менеджмента.docx

— 25.88 Кб (Скачать файл)

      Пессимистические  точки зрения зачастую очень наивны, а могут и сами приближать негативные ситуации, которые они предсказывают. Растущая изменчивость и враждебность жесткой внешней среды означает, что все организации в мире предъявляют все более высокие  требования к своим руководителям. Так, в частности, они должны стать  более умелыми в обращении  с непредсказуемым будущим. Как  говорится: "Неизменно только постоянство  изменений". Менеджеры должны развить  в себе установки, способности и  умения, которые позволят им четко  и эффективно осуществлять управление в наступающие годы.

      РАЗВИТИЕ  МЕНЕДЖМЕНТА В НАШЕЙ СТРАНЕ

      В этой связи, нельзя пройти мимо антибюрократической кампании, которая развернулась в нашей стране в последние годы в условиях перестройки.

      По-видимому, как и во многом другом, мы зачастую, впадаем здесь в крайность. Одно дело - бороться с административно-командной  системой, при которой социальный слой "бюрократии" - в государственном  ли, партийном или хозяйственном  аппаратах - узурпирует монополию на власть и неизбежно переносит  патологию бюрократизированных  систем на все общество, являясь  источником застоя. Но другое дело - пытаться искоренить руководителя, управленца, профессионального менеджера как  такового, подвергнуть его изгнанию из экономической и политической системы, уповать на то, что работники  упраздняемых органов управления или  сокращаемого административного аппарата станут к станку, прилавку и т.п. Думать так - опасная иллюзия, равносильная вырубке виноградников как радикальной  мере борьбы с алкоголизмом.

      Рыночная  экономика, основанная на конкуренции, свободе производителей, а не на иерархическом подчинении хозяйственных  процессов воле центра, требует никак  не меньше, а даже больше менеджеров, чем прежняя система. Но менеджеры  эти должны быть совсем иными, нежели раньше, обладать новыми качествами. Ведь не случайно доля административно-управленческих работников (вместе с инженерами и учеными) в общей численности занятых даже в обрабатывающей промышленности США павысилась с 15.0% в конце 50-х годов до 30% в середине годов 80-х, а не некоторых фирмах эта доля достигает и 70-80%. И это несмотря на то, что огромная масса специалистов по управлению ушла из административного аппарата фирм в самостоятельные, действующие на основах жесткой самоокупаемости компании по оказанию деловых услуг. Нет никаких заметных тенденций сокращения и государственного аппарата в ведущих капиталистических странах. Повышение численности, удельного веса управленцев происходит в условиях, когда в частном бизнесе идет учет каждого цента или пенни, затраченного на управление, а государственные бюджеты находятся под контролем демократических институтов.

      По-видимому, нам следует сделать важный вывод  из этого - дело не в механических сокращениях, а в глубоких преобразованиях  аппарата управления. Идея приспособления к принципиально новым условиям, - а переход от административно-командной к рыночной системе - это настоящая революция, - вот то главное, что должно выйти на первый план. Разумеется, далеко не все бывшие "аппаратчики" способны на такого рода приспособление. Многим, возможно, придется уступить свое место более молодым, прогрессивным и энергичным менеджерам. Однако основная масса существующих работников управления - это весьма ценный потенциал людей, знающих реальность, имеющих немалую профессиональную подготовку, приученных к дисциплине, упорному целенаправленному труду, обладающих чувством ответственности. С этими людьми необходимо внимательно, вдумчиво работать, обеспечивать их правильную расстановку в новых условиях, обучение, переквалификацию. Нужно создать им стимулы к эффективному труду, да и защиту их прав, наконец, сформировать активную среду социального отбора руководителей и специалистов нового типа, в которой выживут и добьются успеха именно те, кто быстрее и лучше приспособится к новым условиям.

      Если  же говорить о методах эффективной  работы руководителей, то, не умаляя значения, скажем, компьютеризации процессов  управления, внедрения рациональных методов анализа и обоснования решений, скрупулезного учета затрат и результатов, нужно сказать, что эффективность управления начинается, возможно, с малого - умения осознать свои личные цели, понимать подчиненных, правильно распределять свое время, снимать стрессы, контролировать свой вес, нормально одеваться и многое другое.

      Кто знает, может быть овладение всеми этими простыми премудростями на практике даст не только большой прямой, но и косвенный эффект, приведет к тому, что предприятие, организация станут более гибкими, способными к нововведениям, к преодолению трудностей, которых так много в нашей хозяйственной жизни.

      Конечно, очень многое в нашей работе, карьере, жизни зависит от общих для  всех общественных и других условий, от особенностей выпавшего на долю каждого места работы, от многих других, возможно, и не очень-то подвластных  каждому отдельному человеку объективных  обстоятельств. Но не слишком ли часто  мы объясняем наши неудачи объективными обстоятельствами, полностью ли используем резервы, заложенные в нас самих? Ведь, как признается в науке менеджмента, правильно сформулировать проблему - это означает на 50% ее правильно  решить.

      В заключение можно вспомнить старую, проверенную временем истину: "Именно на управленцах всех уровней лежит  задача сделать все возможное  для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач". Конечно, современный мир многообразен, зависит  от многих факторов, но этот тезис должен стать путеводным для тех, кто  хочет взять на себя бремя ответственности  за руководство нашим хозяйством в условиях перестройки и кто  готов сделать все для того, чтобы быть на уровне этой ответственности.  
 
 
 

      Л И Т Е Р А Т У Р А

      1. Филип Котлер "Основы маркетинга", "Прогресс", Москва, 1992. Перевод В. Б. Боброва.

      2. Дейл Карнеги "Как вырабатывать  уверенность в себе и влиять  на людей, выступая публично", Москва, Прогресс, 1990.

      3. Ф. Тейлор "Основы научного  менеджмента", "Прогресс", Москва, 1992 год. 

      4. М. Вудкок, Д. Фрэнсис "Раскрепощенный менеджер", изд. "Дело", 1991 год

      5. Харви Мак Кей "Как уцелеть среди акул", Москва, "Экономика", 1991

Информация о работе Этапы формирования и развития менеджмента