Этапы развития стратегического подхода к управлению организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:45, контрольная работа

Краткое описание

Сейчас ни у кого уже не вызывает сомнения, что грамотное и продуманное стратегическое управление в условиях современной экономики является важнейшим и основополагающим условием успеха любого предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………….3
1. Этапы развития стратегического подхода к управлению организацией.………………………………………………………………….......4
1.1. Формулирование миссии компании — первый этап стратегического менеджмента …………………………………………………..6
1.2. Формулирование целей — второй этап стратегического менеджмента ……………………………………………………………..……...11
1.3. Формулирование стратегии организации - третий этап стратегического менеджмента ………………………………………………....17
1.4. Реализация стратегического плана - четвертый этап стратегического менеджмента …………………………………………………19
1.5. Контроль за реализацией стратегии – пятый этап стратегического менеджмента ………………………………………………………………….....23
Заключение…………………………………………………………………….…27
Список использованной литературы …………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент.docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

Стратегия — это модель, интегрирующая основные цели организации, ее политику и действия в некое единое целое. Стратегия — не просто представление о том, как вести себя по отношению к конкуренту или противнику. Она затрагивает более фундаментальные аспекты природы организации как инструмента коллективного восприятия и действия. Потенциально стратегия имеет дело со всем чем угодно: с товарами и процессами, клиентами и поставщиками, собственными интересами компании и ее социальными обязательствами, элементами управления и т.д. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочить и распределить ограниченные ресурсы организации наиболее эффективным образом с учетом изменения внешней и внутренней среды.

Таким образом, стратегия  организации — это средство достижения желаемых результатов (целей). Она в  определенной степени воплощает в себе модель управления организацией, а следовательно, формирует наш образ мышления.

На формирование стратегии  компании оказывают влияние многие факторы. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени.

Никогда выбор одинаковых стратегий не происходил в схожих ситуациях. Факторы, определяющие стратегию, всегда отличались один от другого, и, как правило, очень сильно. Поэтому менеджеру необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов, прежде чем принимать решение о выборе той или иной стратегии. К основным факторам, формирующим стратегии, можно отнести следующие:

•  социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы;

•  привлекательность отрасли и условия конкуренции;

•  специфические рыночные возможности и угрозы;

• сильные и слабые стороны  организации, ее конкурентные возможности;

• личные амбиции, философия  бизнеса и этические воззрения менеджеров;

• ценности и культура компании. 

Следовательно, стратегия — это:

•  собирательное понятие, объединяющее различные аспекты деятельности компании и находящее свое выражение во всем, что определяет жизнедеятельность организации;

•  комплекс мероприятий по достижению намеченных целей, уточненных через правила и процедуры.

1.4. Реализация стратегического плана - четвертый этап стратегического менеджмента

Четвертый этап стратегического  менеджмента — выполнение стратегии — является самым сложным, так как именно здесь материализуются все разработки и намерения предыдущих этапов.

Анализ деятельности фирм, успешно реализовавших свои стратегии, показывает, что они в своей деятельности следовали следующим правилам.

Во-первых, цели, стратегии и планы были доведены до работников, с тем чтобы добиться с их стороны не только понимания того, что делает фирма, но и выработать у них обязательства перед фирмой по реализации стратегии, т.е. неформально вовлечь сотрудников в процесс выполнения стратегий.

Во-вторых, руководство не только своевременно обеспечивало поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и имело план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировало достижение каждой цели.

В процессе реализации стратегии  каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Решающая роль в организации выполнения стратегии принадлежит высшему руководству. Его деятельность на этой стадии может быть представлена в виде пяти последовательных шагов.

Первый шаг — углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий. При реализации первого шага решаются следующие основные задачи:

•  окончательное уяснение сущности определенных целей, выработанных стратегий, их корректности и соответствия друг другу, а также состоянию среды. Посредством этого как бы дается окончательное «добро» на реализацию стратегий. При этом возможны корректировки, если произошли изменения в среде, а также в том случае, если обнаружены недостатки в ранее проведенном анализе и выработке целей и стратегий;

•  более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы с целью подготовки почвы для углубленного вовлечения сотрудников в процесс реализации стратегий.

Второй шаг состоит в том, что высшее руководство должно принять решения по эффективному использованию имеющихся у фирмы ресурсов. При осуществлении второго шага проводится оценка ресурсов, принимаются решения по их распределению, а также по созданию условий для заинтересованного вовлечения сотрудников в процесс реализации стратегий. Важной задачей в этом случае является приведение ресурсов в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для этого составляются специальные программы, выполнение которых должно способствовать получению дополнительных ресурсов или развитию имеющихся в наличии. Например, это могут быть программы повышения квалификации сотрудников.

На третьем шаге высшее руководство принимает решения по поводу организационной структуры. Выясняется соответствие имеющейся организационной структуры принятым к реализации стратегиям и, если это необходимо, вносятся соответствующие изменения в организационную структуру фирмы.

Четвертый шаг состоит в проведении необходимых изменений на фирме, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Проблема изменений исключительно тонкая, сложная и болезненная.

Изменения не могут быть проведены без учета объективных  факторов, задающих условия и возможности  проведения таких изменений. Часто  требуется несколько лет для  того, чтобы провести серьезное изменение на фирме.

При принятии решения о  проведении изменений очень важно  не только концентрировать внимание на том, для чего необходимы изменения, к чему они должны привести, что и как следует изменить, но также и на том, как изменения будут восприняты, какие силы и в какой форме будут им сопротивляться, какой должен быть выбран стиль проведения изменений и какими методами они должны осуществляться.

Пятый шаг предусматривает пересмотр высшим руководством плана осуществления стратегии в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникающие обстоятельства. Стратегический план не догма, и, естественно, он может и должен при определенных обстоятельствах подвергаться модификации. Однако важно также избегать изменений плана всякий раз, когда появляются новые обстоятельства. Новый план может быть принят тогда, когда он сулит значительно большие возможности получения выгод, чем существующий план.

Весьма существенную роль в организационном обеспечении  реализации стратегии играет организационная структура компании. Проектирование новой организационной структуры (содержание деятельности руководства при осуществлении этапа 3) особенно важно еще и потому, что, будучи непосредственно связано с другими четырьмя этапами, оно оказывает на них серьезное влияние. В процессе проектирования необходимо оценить существующую систему вертикальных и горизонтальных связей в организации и определить, какая система необходима для наиболее эффективной реализации стратегии. Подходы к созданию эффективной организационной структуры весьма разнообразны, но все их можно свести к определенному алгоритму.

Сам алгоритм достаточно прост и состоит из ряда итерационных этапов, уточняющих соответствие стратегии и организационной структуры. Однако выполнение многих этапов процесса разработки организационной структуры требует сбора большого количества данных и детального анализа деятельности компании.

На основе анализа требований, предъявляемых к организационным структурам управления, к сформулированной стратегии, результатам анализа внешней среды, можно разработать специальные критерии для определения структуры фирмы, упорядочения всех возможных структур в порядке их приоритетности и выбора структуры, в наибольшей степени соответствующей разработанным критериям.

Алгоритм проектирования организационной структуры 
Применяя эти критерии к оценке свойств основных типов организационных структур, можно сузить временные рамки поиска наиболее приемлемой структуры. После этого необходимо оценить, насколько характеристики структуры удовлетворяют требованиям обеспеченности ресурсами и стратегическим установкам. Если соответствие достигнуто, фирма останавливается на данной структуре, если нет, то уточняется перечень критериев, которым должен соответствовать проект, и снова рассматриваются различные модификации. Процесс продолжается до тех пор, пока руководство компании не придет к заключению, что существующие рассогласования незначительны и ими можно пренебречь. Фактически это означает поэтапное занижение критериев оценки и отбора будущей организационной структуры. Поэтому нужно следить за тем, чтобы такое занижение требований не оказало серьезного влияния на выполнение стратегии и не привело к снижению эффективности деятельности компании.

Эффективная реализация стратегии  требует соответствующей внутренней организации компании, методов ведения  бизнеса, организационных возможностей, системы вознаграждения, корпоративной культуры. Если все это присутствует, компания легко достигает необходимых результатов.

Задача воплощения и реализации стратегии — самая сложная  и длительная во всем стратегическом менеджменте. Она влияет на все аспекты управления и решается буквально во всех подразделениях компании. Работа по реализации стратегии начинается с поиска участков, на которых возможно улучшение производительности. Каждый менеджер должен решить, что нужно сделать во вверенном ему подразделении для реализации общей стратегии и как это сделать лучше всего. Полная реализация стратегии может потребовать от нескольких месяцев до нескольких лет. 

Реализация стратегии  — набор конкретных действий по воплощению стратегии: развитие компетенций и возможностей организации, финансирование, выработка политики поддержки, мотивация работников, создание корпоративной культуры, надлежащее руководство.[5]

1.5. Контроль за реализацией стратегии

На пятом этапе стратегического  менеджмента осуществляется оценка эффективности действующей стратегии. Выработка стратегии позволяет  организации определить направление  и способ ее движения к целям, выполнение стратегии создает условия для  того, чтобы организация могла реализовать свою стратегию.

Требования к системе стратегического контроля

Для того чтобы система  стратегического контроля была эффективной, она должна удовлетворять целому ряду требований. Наиболее существенными требованиями к поступающей из системы контроля информации являются следующие:

•  информация должна поступать своевременно, чтобы можно было принять необходимые решения по корректировке стратегии;

•  информация должна содержать правильные данные, адекватно отражающие состояние контролируемых процессов;

•  на информации должно быть указано точное время ее получения и точное время, к которому она относится.

Может показаться, что в  этих требованиях нет ничего особенного, что они являются самыми обычными требованиями к любой системе  контроля. Это было бы так, если бы практика очень большого числа организаций  не говорила о том, что эти требования либо полностью, либо в значительной степени не реализуются в процессе контроля.

Система стратегического  контроля включает в себя три основных этапа , состоящих из четырех элементов.

Первое — это установление тех показателей (или стандартов), по которым будет проводиться оценка реализации стратегии. Обычно эти показатели напрямую связаны с той стратегией, которую реализует организация. Считается, что существует несколько вполне определенных групп показателей, по которым фиксируется состояние организации.

Этапы стратегического контроля

Такими группами показателей являются:

•  показатели эффективности;

•  показатели использования человеческих ресурсов; показатели, характеризующие состояние внешней среды;

•  показатели, характеризующие внутриорганизационные процессы. 

Выбор показателей для  стратегического контроля является сам по себе задачей стратегического  значения, так как от этого будет  зависеть оценка успешности выполнения стратегии. При выборе показателей  для стратегического контроля руководство  должно расставить их приоритеты, для того чтобы суметь сделать однозначный вывод в том случае, если одни показатели говорят о том, что есть проблемы при реализации выбранной стратегии, а другие говорят, что все идет отлично.

Кроме того, при установлении показателей стратегического контроля руководство должно установить субординацию временных предпочтений.

Субординация должна отражать общее стратегическое отношение  организации к долгосрочному  и краткосрочному взглядам на эффективность.

Также при установлении показателей  стратегического контроля важно  отразить в структуре этих показателей приоритетность интересов отдельных групп влияния. Цели организации формируются на основе баланса интересов различных групп влияния. Такой же подход необходимо реализовывать и при установлении параметров стратегического контроля.

Информация о работе Этапы развития стратегического подхода к управлению организацией