Этапы развития менеджмента в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:10, реферат

Краткое описание

Наша задача состоит в том, чтобы показать этапы развития менеджмента в
двадцатом столетии в целом как в мировом сообществе, так и в России. С
некоторой условностью автор выделил 8 этапов в развитии менеджмента.
Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и
связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного
управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы
построения системы управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы развития менеджмента в мире.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Этапы развития менеджмента в мире.

 

    Наша  задача состоит в том, чтобы  показать этапы развития  менеджмента   в

двадцатом столетии в целом как в мировом  сообществе,  так  и  в  России.  С

некоторой условностью  автор выделил 8 этапов в развитии менеджмента.

    Первый  этап развития менеджмента начался  в начале двадцатого столетия  и

связан с  учением Ф.Тейлора после публикации  его  книги  "Принципы  научного

управления", в которой он впервые  рассмотрел  научные  подходы  и  принципы

построения  системы управления. Используя систему  управления,  разработанную

Ф.Тейлором,   американские   фирмы    и    Америка    в    целом    наглядно

продемонстрировали  ее  практическую  значимость  и  влияние   на   развитие

экономики.  Однако   системный   анализ   предложенной   Ф.Тейлором   модели

управления  показал,  что  эта  система  Тейлора  пока  нашла   ограниченное

применение  вследствие непонимания ее сути рыночными  структурами,  фирмами  и

их руководителями.

    Именно  под воздействием учения Тейлора   чуть  позже  появляются  научные

работы по менеджменту  Френка, Гильберта, Ганита.

    Второй  этап развития менеджмента связан  с новыми  подходами  в   развитии

учения о  менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально  новыми

подходами. Появится и апробируется на практике так  называемая  классическая

(адмистративная) школа управления, родоначальниками  которой стали  А.Файоль,

П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль  впервые  предоложили  новую

теорию менеджмента,  раскрывающую  его  функции,  принципы  и  необходимость

теоретического  изучения.

    Третий  этап  развития  менеджмента   стал  называться  "неоклассическим",

нарождается и  начинает развиваться школа "человеческих отношений",  развитие

которой связано  с именами ученых  А.Файоля,  Д.Муни,  П.Слоуна,  Э.Мейо.  На

этом этапе  апрбируется социологическая концепция  групповых решений.

    Четвертый  этап развития менеджмента относится  к периоду 1940 – 1960  гг.

В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая  направлена  на

развитие   теории   организации    менеджмента    на    основе    достижений

психологической и социологической наук, оказывающих  решающее воздействие  на

человека в  системе управления.

    Пятый  этап развития управленческой  мысли отличается от  всех  предыдущих

тем, что происходит   становление   современных   количественных   методов

обоснования управленческих решений под воздействием  широкого  использования

в  практике  экономико-математических  методов  и  электронно-вычислительной

техники.  Этот  процесс  успешно  развивается  по  настоящее   время.   Так,

Д.Макгрегор  впервые  обосновал  свою  теорию  и  доказал,   что   отношение

менеджера к  своим подчиненным  существенно  влияет  на  их  поведение  и  на

рабочий  климат  в  организации.  В  теории  "X"  -  утверждение  приоритета

контролирующего  менеджера,   в   теории   "У"   -   принцип   распределения

объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.)

    Шестой  этап развития менеджмента можно  отнести к периоду 1970 – 1980 гг.

Учеными –  управленцами  вырабатываются  новые  подходы  в  развитии  теории

управления, смысл  которых сводится к тому, что организация  –  это  открытая

система, приспосабливающаяся  к внутренней среде (организации)  нужно  искать

во  внешней  среде.  Исходя  из  такого   посыла   просходили   установления

взаимосвязей  между типами сред и различными  моделями  управления.  К  этому

периоду относятся  теории: "стратегического менеджмента"  И.Ансоффа,  "теория

властных структур между организациями" Г.Саланчика,  "конкретной  стратегии,

конкурентоспособности,  потребительских  качеств   продукции   и   ресурсов"

Портера и т.д.

    Седьмой  этап относится к 80-м  гг.,  которые  ознаменовались  появлением

новых   подвидов   в   управлений,   неожиданным   для   многих    открытием

"организационной   структуры"  как  мощного   механизма  управления,  особенно

успешно использованного  Японией и другими странами,  с  важнейшими  по  силе

воздействия управленческими  методами.

    Восьмой  этап развития менеджмента относится  к 90-м  гг.  На  этом  этапе

просматриваются три основные тенденции:

. возврат к  прошлому - осознание  значения  материальной,  технической  базы

 современного  производства;

. создание социальных  поведенческих элементов -  это   усиление  внимания  не

 только к  организационной культуре, но и к различным формам  демократизации

 управления,  участие  рядовых  работников  в  прибылях,  в   осуществлении

 управленческих  функций в других сферах деятельности;

. усиление международного  характера  управления.  Переход   многих  стран  к

 открытой  экономике, участие в конкурентной  борьбе, организации современной

 деятельности.

    По  мнению М.Мескона и других, за  всю историю эволюции систем  управления

человечество  выработало  всего  три  принципиально  различных   инструмента

управления, т.е. воздействия на людей.

    Иерархия  – это организация, где основное  средство воздействия  отношения

власть –  подчинение, давление на  человека  сверху  с  помощью  принуждения,

контроля над  распределением материальных благ.

    Культура, т.е.  вырабатываемые  и  признаваемые  обществом  организации,

групповые  ценности,  социальные  нормы,   установки,   шаблоны   поведения,

ритуалы, которые  заставляют человека вести себя так, а не иначе.

    Рынок,  т.е.  наличие  сети  равноправных  отношений   по   горизонтали,

основанных  на купле-продаже продукции и  услуг, на отношениях  собственности,

на равновесии интересов продавца и покупателя.

    На  каждом этапе развития менеджмента  формировались соответствующие  школы

управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны  методы

и принципы их формирования.

|I. Школа научного  управления.                                            |

|1. Использование  научного анализа для определения  лучших способов        |

|выполнения  задачи.                                                       |

|2. Отбор работников, лучше всего подходящих для  выполнения задач, и их   |

|обучение.                                                                |

|3. Обеспечение  работников ресурсами, требуемыми  для эффективного         |

|выполнения  их задач.                                                     |

|4. Систематическое  и правильное использование материального              |

|стимулирования  для повышения производительности.                         |

|5. Отделение  планирования и обдумывания от самой работы.                 |

|II. Классическая  школа управления.                                       |

|1. Развитие  принципов управления.                                        |

|2. Описание  функций управления.                                          |

|3. Систематизированный  подход к управлению всей организации.             |

|III. Школа человеческих  отношений и школа поведенческих  наук.            |

|1. Применение  приемов управления межличностными  отношениями для повышения|

|степени удовлетворенности  и производительности.                          |

|2. Применение  наук о человеческом поведении  к управлению и формированию  |

|организации  таким образом, чтобы каждый  работник мог быть полностью      |

|использован  в соответствии с его потенциалом.                            |

|IV. Школа науки  управления.                                              |

|1. Углубление  понимания сложных управленческих  проблем благодаря         |

|разработке  и применению моделей.                                         |

|2. Развитие  количественных методов в помощь  руководителям, принимающим   |

|решения в  сложных ситуациях.                                             |

 

    В  число основных направлений   развития  научных  школ  управления  можно

отнести: такие подходы:

. научного направления;

. административный;

. с точки  зрения человеческих отношений;

. с точки  зрения науки о поведении;

. с точки  зрения количественных методов;

. к управлению  как к процессу;

. системный,

. ситуационный.

   Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных

школ, но менялась организация управления от  простых  методов  управления  к

сложным. Сравнительный  анализ старой и  современной  организации  управления

приведен в  таблице.

|Старая организация                 |Современная организация            |

|Малое количество  крупных           |Большое количество чрезвы-чайно    |

|организаций, отсутствие гигант-ских|мощных, крупных органи-заций, как  |

|организаций.                       |коммерческих, так и некоммерческих.|

|Относительно  небольшое количество  |Большое  количество руково-дителей  |

|руководителей  высшего звена,       |высшего звена, небольшое количество|

|практическое  отсутствие            |руководителей сред-него звена.     |

|руководителей  среднего звена.      |                                   |

|Управленческая  работа зачастую не  |Четко  очерчены управленческие      |

|выделялась и не отделялась от      |группы, управленческая работа      |

|неуправленческой  деятельности.     |воспринимается  и отделяется от     |

|                                   |неуправленческой деятельности.     |

|Занятие руководящих  постов в       |Занятие руководящих постов в       |

|организации  чаще всего по праву    |организации чаще всего по  праву    |

|рождения или  путем захвата силой.  |компетентности  с соблюдением       |

|                                   |законности и порядка.              |

|Малое количество  людей, способных  |Большое количество  людей, способных|

|принимать важные  для организации   |принимать  важные для организации   |

|решения.                           |решения.                           |

|Упор на приказ  и интуицию.         |Упор на коллективную работу и      |

|                                   |рациональность. 

 

 

1.3 Развитие  теории и практики научного  менеджмента

 

Организация и управление становятся для науки самостоятельным  предметом изучения в тот момент, когда уровень развития техники и технологии вступает в резкое противоречие со сложившейся системой производственных отношений. Со всей очевидностью это обнаружилось в эпоху перехода классического капитализма в свою высшую, монополистическую стадию, т. е. в период, когда складывались объективные предпосылки для зарождения «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера - Ф.У. Тейлора [30, с.76].

Если представительной страной  классического капитализма, по замечанию  К. Маркса, являлась в XIX веке Англия, то наиболее ярким выразителем всех характерных черт постклассицизма в XX веке выступают США. Именно здесь происходит обострение основных противоречий, характерный для крупномасштабного производства [30, с.76].

Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями [14, с. 18].

Первым этапом методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства. Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные положения [14, с. 20]:

использование научного анализа для  определения наилучших способов достижения целей и решения конкретны  важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач и обеспечение их обучения;

необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

В зарубежной науке управления сложились  четыре важнейших концепции, которые  внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции [14, с. 21]:

научного управления;

административного управления;

управления с позиций психологии и человеческих отношений;

управления с позиций науки  о поведении.

Существуют также три научных  подхода к управлению, которые  получили свое развитие в современных условиях [14, с. 21]:

подход к управлению как к  процессу;

системный подход;

ситуационный подход.

Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником был Ф. Тейлор, опубликовавший в 1911 г. книгу «Принципы  научного управления», как уже отмечалось в дипломной работе, которую считают  началом признания менеджмента  наукой и самостоятельной областью исследования [9, с. 69].

Информация о работе Этапы развития менеджмента в мире