Этапы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 05:09, реферат

Краткое описание

Высокая значимость управленческих решений в менеджменте предопределяется тем обстоятельством, что решения оказывают влияние на все функции управления в любой организации. Современная наука об управлении и теория принятия управленческих решений возникли после появления организаций в современном понимании. Управленческое поведение в своей основе может быть объяснено именно в контексте управленческого решения. Показатели работы менеджера неразрывно связаны с эффективностью принимаемых им решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Виды и признаки управленческих решений, их классификация
1.2 Содержание процесса принятия управленческого решения
1.3 Этапы процесса принятия решения
1.4 Характер процесса принятия решений
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
2.1 Методологические аспекты разработки управленческого решения
2.2 Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
ГЛАВА 3. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
3.1 Предпосылки, определяющие рациональность решения.
3.2.Ключевая роль руководителя.
3.3 Поведенческие особенности руководителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по методам.docx

— 60.71 Кб (Скачать файл)

3.3 Поведенческие особенности  руководителей.

Поведенческие особенности руководителей включают:

1) Используемые руководителем  методы оценки и контроля.

2) Реагирование на возникновение  в организации проблем или  критических ситуаций.

3) Реализуемую ролевую  модель, побуждающую работников  к подражанию.

4) Критерии распределения  ресурсов организации.

5) Критерии, по которым  руководитель определяет уровень  вознаграждения и статус работника

6) Критерии, которые использует  руководитель при найме, отборе, продвижении, переводе и увольнении  работников.

Модель поведения руководителя фиксируются в сознании подчиненных через неформальные каналы коммуникации. Каждодневная информация, поступающая от руководителя -- это поступки, рассказы, жаргон, символы, символические действия. Это основной механизм закрепления основ культуры.

Формирование культуры руководителями происходит через неформальные каналы коммуникации. Но действует руководитель формально, используя управленческие методы работы с персоналом.

Система управления персоналом (См. рис. 4.) должна быть сформирована таким образом, чтобы работники имели возможность обучаться, получать объективную оценку своей деятельности, продвигаться по карьерной лестнице, иметь социальные гарантии и мотивацию к участию в принятии важных решений. Имеет значение кадровая политика, социально-психологический климат в коллективе, культура, возможность реализовать демократический стиль руководства.

В управленческой литературе в основном выделяют три основных стиля руководства, которые сильно влияют на формы принятия управленческих решений: авторитарный, либеральный и демократический.

Авторитарный стиль руководства характеризуется жесткой централизацией, процессом разработки управленческих решений из одного управляющего центра, давлением на подчиненных, использованием манипулятивных стратегий воздействия на персонал. Такой стиль избирается руководством сильно бюрократизированных структур или организаций малого бизнеса со значительной концентрацией власти в руках одного лица -- предпринимателя.

Демократический стиль руководства характеризуется высокой степенью участия трудового коллектива или руководителей среднего, нижнего звеньев управления в принятии стратегически важных решений. В первом случае речь идет о коллективных решениях, а во втором о коллегиальных. Демократический стиль применяется в децентрализованных организациях, в которых осуществляется управление по целям, результатам. Для таких организаций характерны: гибкие, адаптивные структуры, высокая мотивация и компетентность персонала.

Либеральный стиль руководства характеризуется определенным уровнем возможностей для участия работников в принятии управленческих решений. Однако, ситуация в коллективе может развиваться по-разному, иногда непредсказуемо. Руководитель, использующий либеральный стиль, может самоустраниться от управления. В этом случае организацией управляют представители «элитарного ядра», которые получает неограниченный доступ к власти и ресурсам. Возможны столкновения между различными группами, резкий рост конфликтов в коллективе.

Стили руководства оказывают значительное влияние на процесс разработки управленческого решения: избираемые формы контроля, методы управления (См. Приложения, таблица 3.). Стили руководства находятся в тесной взаимосвязи со структурным построением организации, системой общего менеджмента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс принятия решений является одним из важнейших элементов работы менеджера в любом ее аспекте: планировании, организации, управлении и контроле.

Предполагается, что лицо, принимающее рациональные решения, четко определяет проблему, не имеет конфликта целей, знает все варианты выбора, точно определяет предпочтения, которые не меняются со временем, не имеет временных и стоимостных ограничений и выбирает окончательный вариант, обеспечивающий максимальную отдачу.

В процессе принятия ограниченно рациональных решений выбранная проблема очевидна и зависит от личных интересов менеджера и его подготовки, идентифицируется ограниченный набор критериев, разрабатывается простая модель для оценки критериев, определяется ограниченный набор сходных вариантов, все имеющиеся варианты оцениваются по очереди, поиск продолжается до тех пор, пока не будет найдено удовлетворительное решение, на решение влияют политика компании и возможность воздействия на персонал, на оценку результатов принятого решения влияют личные интересы лица, ее выполнявшего. В процессе принятия решений менеджеры постоянно обращаются к своей интуиции. Интуитивное принятие решений представляет собой подсознательный процесс на основе личного опыта менеджера и накопленных мнений его сотрудников.

Считается идеальной ситуация для принятия решений, когда менеджер может принять правильные решения благодаря тому, что ему точно известны последствия каждого варианта. На практике такая определенность встречается крайне редко. Гораздо реальнее условие риска, когда лицо, принимающее решения, может лишь оценить вероятность определенных вариантов или результатов того или иного выбора. Если же недоступны ни определенные, ни достаточно вероятные оценки, имеет место условие неопределенности, и на выбор лица, принимающего решение, будет очень сильно влиять его интуиция или предчувствие. Изучая человеческий фактор разработки управленческих решений, необходимо отметить: определяющую роль в этом сложном процессе, принадлежащую руководителю. Требования к профессиональной компетенции менеджера включают не только необходимые знания и навыки, но и определенные человеческие свойства его как личности.

Приложения

Табл.1. Классификация управленческих решений

 

 Таблица 3. Влияние стиля  руководства на процесс принятия  управленческих решений

 

Стиль руководства

Типы управленческих решений

Организацион

ные структуры

Методы разработки решений

Контроль за исполнением решений

 

Авторитарный

Индивидуаль-ные

Централизован

ные

(http://mgupi-do-1.ucoz.ru)

Анализ ситуации, построение сценариев, моделирование

Регулярный, жесткий контроль

 

Демократический

Коллективные

Коллегиальные

Высоко децентрализованные

Дельфи, экспертное прогнозирование и моделирование, открытое обсуждение проблем

Мягкие формы контроля, доверие подчиненным

 

Либеральный

Коллегиальные

Средне децентрализованные

Метод деловых совещаний, прогнозирование и решение проблем в малой группе

Различные формы контроля (в зависимости от объекта контроля)

 
           

 

Рис. 4. Система управления персоналом

Список литературы

1. Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике. - М: Технологическая школа бизнеса, 2004.

2. Голованев Ю.К. Эффективность управленческих решений. - М.: ЮНИТИ, 2002.

3. Доусон Р. Уверенно принимать решения. Программа действий. - М: Юнити, 2006.

4. Карданская Н.Л. Принятие управленческих решений. - М: Юнити, 2007.

5. Классики менеджмента. / Под редакцией Каптуревского Ю.Н., СПб.: ИД «Питер» 2001.

6. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Данилочкиной Н.Г. - М: Аудит, ЮНИТИ, 2001.

7. Литвак Б.Г. Управленческие  решения. - М: Экмос, 2005.

8. Менеджмент для магистров/Под. ред. А.А. Епифанова, С.Н. Козьменко. - Сумы.: Университетская книга, 2003.

9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2002.

10. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 360 с.

11. Ременников В.Б. Разработка  управленческого решения. - М: Юнити-Дана, 2000. (http://mgupi-do-1.ucoz.ru)

12. Робинс С.П., Коултер М. Менеджмент. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

13. Смирнов Э.А. Разработка  управленческих решений. - М: Юнити, 2000.

14. Фахтутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. - М: Бизнес-школа-Интел-Синтез, 2003.

15. Хохлов Н.В. Управление  риском. - М: Юнити, 2000.

16. Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. - М: Инфра-М, 2006.

17.Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений М.: Аудит, ЮНИТИ Год: 1997.

 

Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять управленческие решения.

Полномочия представляются должности, а не лицу, её занимающему.

Полномочия проявляются в виде двух общих типов:

  • линейные;

  • аппаратные (штабные).

Линейные полномочия

Передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями, например, в тех пределах, которые установлены законом или уставом организации.

Последовательная цепочка возникающих линейных полномочий создаёт иерархию уровней управления. Наиболее наглядный пример цепи команд — иерархия военной организации. При большой длине цепи команд наблюдается существенное замедление скорости обмена информацией.

Существует два понятия, которые должны всегда учитываться: принцип единоначалия и необходимость ограничения нормы управляемости.

Согласно принципу единоначалия работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним.

Норма управляемости — это количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю.

Штабные полномочия

Данные полномочия помогают организации использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия для решения задач консультативного или обслуживающего характера.

Основные виды штабных полномочий делятся на рекомендательные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные.

Рекомендательные полномочия заключаются в том, что их обладатель при необходимости может давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узко-профессиональный вопрос.

Координационные полномочия связаны с выработкой и принятием совместных решений.

Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять полученные результаты вместе с полученными выводами в соответствующие органы.

Принцип делегирования полномочий


В рамках управленческой структуры происходит рациональное распределение и перераспределение прав, обязанностей и ответственности между ее субъектами. Этот процесс, принципы которого были разработаны в 1920-х гг. П.М.Керженцевым, получил название "делегирование организационных полномочий и ответственности".

Делегирование — представляет собой процесс передачи руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.

Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

Обычно делегируются следующие виды работы:

  • рутинная работа;

  • специализированная деятельность;

  • частные и малозначимые вопросы;

  • подготовительная работа.

Однако существует комплекс управленческих задач, решение которых следует оставить за руководителем. Долг первого лица в фирме — принять на себя выполнение задач с высокой степенью риска, содержащих аспекты стратегической важности и носящих конфиденциальный характер и все необычные, выходящие за рамки сложившегося регламента и традиций операции.

И не подлежат делегирование такие вопросы, как:

  • установление целей;

  • принятие решений;

  • выработка политики организации;

  • руководство сотрудниками и их мотивация;

  • задачи высокой степени риска;

Информация о работе Этапы принятия управленческих решений