Этапы и принципы формирования российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 03:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – вычленить особенности процесса развития и формирования менеджмента в России. Предметом является непосредственно сам менеджмент, а также особенности его развития и формирования в России. Объектом выступают человеческие ресурсы.
Задачи, которые предстоит решить:
1)описать зарождение менеджмента в России.
2)описать развитие менеджмента в эпоху дореволюционного периода.
3)проанализировать развитие теории и практики менеджмента до 30-х гг. ХХ века.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………3
Глава 1. Этапы и принципы формирования российского менеджмента
1.1. Менеджмент в эпоху революционного периода и в 20-30-е г.г……….5
Глава 2. «ЮКОС»
2.1. Этапы, проблемы и особенности развития компании………………….11
2.2. Современное состояние компании………………………………………17
Заключение……………………………………………………….…………….24
Список использованной литературы………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Формирование российского менеджмента- этапы, проблемы, особенности.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

1 www.torgprice.ru/news


 

Освоение Приобского месторождения - крупнейший проект ЮКОСа в 

нефтедобыче. Запасы месторождения  составляют 675 млн. т.  (Справка: Приобское  месторождение открыто в 1982 году. Оно занимает площадь 5446 кв. км и находится в центральной части Западной Сибири, примерно в 65км к востоку от Ханты-Мансийска и 100 км к западу от Нефтеюганска).  Государственная дума Российской Федерации рассматривала возможность включения Приобского месторождения в перечень

месторождений, разрабатываемых на условиях соглашений о разделе продукции.       Большинство нефтеперерабатывающих  заводов России создавались в  расчете на полную самодостаточность. В их состав входили сервисные  подразделения, позволяющие выполнять полный набор сервисных услуг: ремонтные, строительные, коммунальные, бытовые службы. В условиях рынка, усиливающейся конкуренции в нефтяной отрасли многочисленная сервисная инфраструктура существенно снижала возможности по повышению эффективности производства, сдерживала рост производительности труда.

       Программа реструктуризации  нефтеперерабатывающих заводов,  предусматривающая выделение сервисных  служб и отдельных производств  в самостоятельные предприятия,  была начата летом 1998 года. Из  состава Новокуйбышевского НПЗ был выделен Завод масел и присадок. Были образованы отдельные сервисные предприятия, обеспечивающие ремонт и техническое обслуживание основных производственных фондов, оказание транспортных услуг и другие направления деятельности. Проведенные мероприятия позволили практически за год существенно повысить эффективность деятельности нефтеперерабатывающего комплекса.

 

       Главная задача, которая стояла перед нефтедобывающим  комплексом ЮКОСа, - снижение себестоимости  добычи нефти. Успешно решать ее позволило применение передовых технологий, улучшение качества ремонта скважин, повышение нефтеотдачи пластов, а также внедрение передовых технологий использования попутного газа, в том числе применение газотурбинных установок малой мощности для выработки электроэнергии. Большой вклад в снижение себестоимости вносило совершенствование всего комплекса отношений между нефтедобывающими предприятиями и сервисными компаниями.

        Постоянное  внимание уделялось повышению  качества и экологических характеристик выпускаемых нефтепродуктов. Еще в 1996 году ЮКОС стал первой в России компанией, полностью отказавшейся от выпуска этилированных бензинов, что было по достоинству оценено потребителями. Ни один из выпускаемых бензинов не содержит добавок свинца.

 

      В последние годы  была проведена существенная  реорганизация сбытовой сети.  Реализация нефтепродуктов выделена  в самостоятельный вид бизнеса,  что потребовало изменения менеджерских  подходов и организационной структуры.  Серьезное внимание уделялось развитию региональной сбытовой сети, оптимизации транспортных схем; более оперативным стал маркетинг региональных рынков нефтепродуктов.

В 2000 году ЮКОС впервые начал геологоразведочные работы в Эвенкийском автономном округе и в Красноярском крае.  По результатам геологоразведочных работ 2000 года в целом по компании прирост извлекаемых запасов промышленных категорий при плане 34 миллиона тонн составил 50,1 миллиона тонн (147%). По сравнению с предыдущим годом прирост запасов увеличился на 41%.  Всего по Компании в 2000 году пройдено 104,7 тысячи метров поисково-разведочного бурения.

По итогам 2000 года НК ЮКОС - вторая в России компания по объемам добычи нефти и лидер по темпам роста добычи.  В 2000 году в целом по Компании было добыто 49,6 млн. тонн нефти, что на 11,4 % больше, чем в 1999 году. 

Начиная со второй половины 1999 года реализовалась  крупномасштабная инвестиционная программа  модернизации нефтеперерабатывающего комплекса НК ЮКОС. Она позволила  в достаточно короткие сроки существенно  увеличить эффективность производства и улучшить его экологические характеристики, повысить операционную и технологическую гибкость заводов за счет достижения баланса между мощностями первичной переработки и всех вторичных процессов. В структуре сбыта нефтепродуктов НК ЮКОС основной акцент делался на внутренний рынок, что объяснялось благоприятной конъюнктурой в РФ. Вместе с тем на экспорт пришлось около 30% всех продаж нефтепродуктов. Существенный рост производства позволил увеличить объемы реализации нефтепродуктов на российском рынке на 22%  до 16,9 млн. тонн.      

     

       Нефтяная компания  ЮКОС и Williams International 15 июня 2001 г.  подписали соглашение о сотрудничестве, согласно которому до середины  сентября планировалось завершить  все операции по приобретению  НК ЮКОС акций нефтеперерабатывающего  концерна Mazeikiu Nafta новой эмиссии.

О сновными достижениями этой компании стали:

1. Грамотный и хорошо спланированный  менеджмент.

Это заключается  в том, что менеджеры компании – это хорошо обученные  высококлассные специалисты, знающие своё дело и  уверенно двигающиеся к намеченной цели.

2. Подготовка будущих специалистов начинается с создания ЮКОС-классов с последующим обучением в ВУЗах.   С обучающимися в ЮКОС-классах старшеклассниками проводятся деловые игры, связанные с бизнесом, различные конкурсы, где победители получают поощрительные призы и т.д.2

3. Забота о здоровье  работников своей компании (профосмотры).


2http://www.rsci.ru/bs/?action=inter&id=7

 

4. В определённые сроки проводится аттестация, курсы обучения на подтверждение или повышение квалификации.

5. Высокие требования к технике безопасности на производствах и месторождениях, чтобы избежать травматизма. Разработка методов по технике безопасности соответственно определённой профессии.

 

      Обучение персонала этим методам, а также проведение конкурсов среди работников «Лучший по профессии» и поощрение победителей.

6. Поставка новой техники и оборудования на предприятиях.

7. Обновление и ремонт (плановый, периодический, текущий) оборудования.

Ремонт оборудования производится специалистами сервисных предприятий, созданных на базе компании. Применение передовых технологий, улучшение  качества ремонта скважин.

8. Строительство новых объектов (поликлиники, дворцы спорта, с высококлассным оборудованием, приборами).

 9. Подключение, обучение пользованию сети Интернет в 1996 году.

 

Недостатки работы компании были в  следующем:

1. Плохой имидж некоторых руководителей, которые стояли у истоков создания компании (алчный «аппетит», вызываемый огромными доходами, получаемыми от добычи и переработки нефти;  несоблюдение законов об уплате налогов; преступления с целью уничтожения конкурентов, представляющих угрозу для предприятия) .

2. Несвоевременная выплата заработной платы работникам компании.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, российский менеджмент получит своё развитие в XXI веке. Кроме того, он будет развиваться по следующим направлениям:

1.  Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования.

2. Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организации.

3. Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.

4. Достижение стратегических и оперативных целей организации за счёт оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.

5. Разработка новых методов и приёмов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.

6. Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией.

7. Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.

8. Совершенствование структур управления за счёт большей децентрализации функций.

9. Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.

10. Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ.

 

11. Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.).

12. Привлечение сотрудников к управлению организацией.

 

В настоящее время в России наблюдается  разбалансированность всего механизма  управления страной. Отечественный  менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру.  Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления. Построение эффективной системы управления в России требует подготовки достаточного количества менеджеров-профессионалов.

Это новая когорта руководителей, неизвестная ранее в России:

1. Менеджер-профессионал должен быть разносторонне развитым, творческим и инициативным человеком высокой квалификации, умеющим управлять людьми для достижения целей организаций;

2. Менеджер-профессионал одновременно должен быть не только руководителем, но и лидером, хорошим организатором, экспертом в постановке задач, другом для людей, находящихся у него в подчинении;

3. Менеджер-профессионал должен хорошо ориентироваться в проблемах рынка.    

Только в этом случае менеджер будет  способствовать достижению стратегических и тактических целей организации.   

За годы существования ЮКОСа  было достигнуто многого, благодаря  грамотной работе менеджеров, внедрены новые способы производства, открыты новые рынки сбыта. Также компанией, помимо своей работы, проводилась благотворительная работа. Начало благотворительной акции было приурочено к 10-летию компании. В начале 2000 года компания реализовала проект «Поколение.ру», целью которого было «преодоление серьёзного отставания России от других мировых держав в информатизации  образование». В 50 регионах России открылись центры интернет-образования. Свыше четверти миллиона учителей средних школ освоили использование Интернет-технологий в учебном процессе. Это позволило передать свои навыки пользования Интернетом 10 млн. школьников.

В 2001 году компания вложила в систему  образования 69 млн. руб.

Было выплачено свыше 1000 именных  премий студентам, создан учебный центр  Herriot Watt, 11 университетам и академиям закуплено учебное оборудование, создано 16 специализированных ЮКОС-классов в регионах. 

Компания официально закончила  своё существование в 2005г. Она  могла  иметь перспективы, будучи ещё управляемой  бывшими её руководителями (М. Ходорковский, Л. Невзлин, П. Лебедев и т.д.), обвинявшимися в связях с бандитизмом, в непрозрачности компании,           но несоблюдение законов об уплате налогов, алчный аппетит, вызываемый огромными доходами от добычи и переработки нефти, а также быстрая нажива (быстрое обогащение от продажи сырой нефти за границу, параллельно несвоевременная  выплата заработной платы) подвели их, т.е. эти люди собственноручно перечеркнули себе имидж хороших руководителей, бросив тень также на имидж компании, за что сейчас несут ответственность перед законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: Гардарика,1996.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ,2003. – 528с.: ил.

3. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер,

2006. – 608с.: ил. – (Серия «Учебник  для вузов»).

4.Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород, НИМБ,2001.

5. История менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. В.Д. Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997.

6. История менеджмента. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000. – 222с.

7. Кравченко А.И.  Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор, А. Гастев. – СПб.: РХГИ, 1998. – 320с.

8. Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие для вузов.

6-е изд.  М.: Фонд «Мир», 2007. – 560с. 

9. Кредисов А.И. История учений менеджмента. – Киев: ВИРА-Р,2000. – 336с.

10. Менеджмент и лидерство// Журнал, 2006, #1 (8).

11. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 720с.

12. Новое и старое в теоретической социологии. КнигаI/Под ред. Ю.Н. Давыдова. М.: Институт социологии РАН, 1999. – 350с.

13. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И. Международный менеджмент. 3-е изд. – СПб.: Питер,2005. – 656с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

14. Рос Джей, Ричард Темплар. Энциклопедия менеджера: Алгоритмы эффективной работы/ Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс,2006. – 678с.

15. Румянцева З.П. Общее управление организацией. – М.: ИНФРА-М, 2001.

16. Симионов Ю.Ф. Информационный менеджмент/ Ю.Ф. Симионов, В.В. Бармотов. – Ростов н/Д: Феникс,2006. – 250с. – (Высшее образование).

17. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.

Румянцева, Н.А. Саломатина. – 3-е изд.,  перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2005. – 716с. – (Высшее образование).

18. Ширенбек Х. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 15-е изд. / Пер. с нем. Под общ. ред. И.П. Бойко, С.В. Валдайцева, К.Рихтера. – СПб.: Питер, 2005. – 848с.: ил. (Серия «Учебник для вузов»).

19. http://www.inosmi.ru/translation/211458.html

20. http://www.polit.ru

21. http://www.torgprice.ru/news

22. http://sibkon.tomsk.ru/yukos.phtml

23. http://www.temadnya.ru/spravka/26oct2003/3289.html

24. http://www.medial.ru

25. http://www.rsci.ru/bs/?action=inter&id=74

26. http://www.cfin.ru/

 

 




Информация о работе Этапы и принципы формирования российского менеджмента