Элементы организации и процесса управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:47, реферат

Краткое описание

1. Понятие организации
2. Концепция жизненного цикла организации
3. Уровни управления
4. Особенности и культура управленческого труда

Вложенные файлы: 1 файл

tema3.docx

— 29.02 Кб (Скачать файл)

ТЕМА  3.  Элементы  организации   и  процесса  управления

 

1. Понятие  организации

2. Концепция  жизненного цикла организации

3. Уровни  управления      

4. Особенности  и  культура  управленческого  труда

 

                                         1. Понятие организации

 

Для  эффективного  функционирования  менеджмента  должна  быть  создана  организация,  в  которой  осуществляется  деятельность  менеджеров.

Под организацией понимается: предприятие, фирма, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования

Из  всего  многообразия  определений  понятия  «организация»  можно  выделить  следующие.

1.  Организация  как  процесс,  посредством  которого  создается   и  сохраняется  структура   управляемой  либо  управляющей   системы.

2.  Организация  как  совокупность  (система)  взаимоотношений,  прав,  обязанностей,  целей,  ролей,  видов  деятельности,  которые  имеют  место  в  процессе совместного  труда.

3.  Организация  как  группа  людей  с  общими  целями.

Основными элементами организации  считаются: цели,  ресурсы, разделение труда, культура, технологии, структуры, каналы обмена информацией, нормы поведения  сотрудников и пр.  Их совокупность образует внутреннюю среду. Внешнюю среду (окружение) образует совокупность условий, складывающихся за пределами организации, с которыми она взаимодействует, т.е. деловое окружение (поставщики, потребители, конкуренты, банки, профсоюзы и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

2. Концепция жизненного цикла организации

 

Согласно  концепции  жизненного  цикла  организации  вся  ее  деятельность  проходит  ряд  стадий  начиная с рождения,  расцвета  вплоть  до  прекращения существования или коренной  модернизации

 

1 фаза

Рождение организации

2 фаза

Детство и юность

3 фаза

Зрелость

4 фаза

Старение организации

5 фаза

Возрождение организации

Главная цель:

Выживание

Главная цель:

кратковременная прибыль и ускоренный рост

Главная цель:

Систематический, сбалансированный рост и формирование индивидуального  имиджа

Главная цель:

Сохранить достигнутые результаты (остаться на завоеванных позициях)

 

Главная цель:

Обеспечение оживления по всем функциям, рост оживления за счет коллективизма

Основная задача:

выход на рынок

Основная задача:

укрепление и захват своей части  рынка

Основная задача:

рост по разным направлением, завоевание  рынка, учет разнообразных интересов

Основная задача:

обеспечить стабильность

Основная задача:     омолаживание

Организация труда: стремление к максимальному увеличению прибыли

Организация труда:

планирование прибыли, увеличение жалованья и заслуг

Организация труда:

Разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат

 

Организация труда:

свободный режим организации труда, участие в прибылях

Организация труда:

внедрение НОТ, коллективное премирование

Эффект руководства:

кризис стиля руководства

 

Эффект руководства:

выживание за счет жесткого руководства

Эффект руководства:

за счет делегирования полномочий

Эффект руководства:

за счет координации действий

Эффект руководства:

за счет

жесткой схемы обновления


2. Уровни  управления

Несмотря  на  то  что все руководители  организации выполняют управленческие  действия,  нельзя  сказать,  что все они занимаются  одним и тем же  видом трудовой  деятельности.  Отдельным руководителям приходится затрачивать время на  координирование работы других  руководителей,  которые в свою  очередь координируют  работу  менеджеров  более низкого уровня. Такое вертикальное  развертывание разделения  труда образует  уровни  управления.

Высший  уровень  управления  организацией  может быть  представлен председателем Совета  директоров,  президентом,  вице-президентом,  правлением.  Эта группа  управленческих  работников  обеспечивает  интересы  и потребности владельцев  акций,  вырабатывает  политику  организации и способствует  ее  практической  реализации.

Руководители  среднего  уровня  управления   обеспечивают  реализацию  политики  функционирования  организации,  разработанной высшим  руководством,  и отвечают  за  доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за  их  выполнение.  Это руководители  отделений,  директора предприятий,  входящих  в состав  организации,  начальники  функциональных  отделов.

Низший  уровень  управления  представлен младшими  начальниками.  Это руководители,  находящиеся непосредственно над рабочими  и другими работниками (не  руководителями).  К ним могут   относиться  мастера,  бригадиры, контролеры и другие  администраторы,  ответственные за  доведение конкретных  заданий до  непосредственных  исполнителей.

Процесс  управления также  предполагает  наличие управляемого  объекта  и  субъекта  (управляющего  органа).  Это  значит,  что  любая  организация  представляет   собой  единство  двух  подсистем  управления:  управляемой  и  управляющей.  В   обеих  случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами  -  это взаимоотношения людей.

Таким  образом,  под  объектом  управления  следует понимать  отдельную структуру организации либо  организацию в целом,  на  которую направлено  управляющее действие.  Субъект управления  -  орган либо  лицо,  осуществляющее  управляющее действие.

В  связи  с  этим одна  и  та  же  структура  организации  может  быть  и  объектом  и  субъектом  управления.

К  примеру,  в  универмаге  управляющей  подсистемой  является  управленческий  аппарат  во  главе  с директором,  а  управляемой  – отделы  (секции).  В  отделе  (секции)  в  свою  очередь  управляющей  подсистемой  будет  управленческий  аппарат  во  главе  с  заведующим  отделом  (секцией),  а  управляемой - продавцы.  В  то  же  время  администрация  (директор)  универмага  трансформируется  из  управляющей  подсистемы  в  управляемую  тогда,  когда выполняет приказы,  поступающие от  вышестоящих органов руководства (управления  торговли  либо  министерства  торговли).

 

4. Особенности  и  культура  управленческого  труда

Понятие управленческого  труда в  определенной  мере  связано  с  понятием  управления  как  объекта  или  сферы  его  приложения.  Если  считать,  что  любой  труд  проявляется  в  двух  формах – физической  и  умственной,  то  одной  из  разновидностей  умственного  труда  является  управленческий.

Управленческий  труд – это вид общественного труда,  основной  задачей которого  является  обеспечение целенаправленной,  скоординированной деятельности  как отдельных участников  совместного трудового процесса,  так и трудовых  коллективов в целом.

Управленческий  труд  имеет  свои  специфические  особенности:

  • носит  информационный  характер  непосредственного  предмета  и  продукта  его  труда,  обусловленный принципиальным  различием  трудового  процесса  по  его содержанию  и  результатам  от  других  видов  труда,  необходимых  для  производства  продукции  и  услуг;
  • участвует  в  создании  материальных  благ не  прямо,  а  через  других  лиц;
  • в  качестве  предмете  управленческого  труда  выступают  управленческий  процесс  и  люди,  участвующие  в  нем;
  • его  результатом  являются  управленческие  решения;
  • средствами  труда  служит  организационная  и  вычислительная  техника;
  • это  труд  умственный,  поэтому  прямое  измерение  его  производительности  возможно  лишь  в  отношении  технических    исполнителей  и отчасти специалистов.

Среди  основных  элементов  менеджмента  одним  из  наиболее  ярких является  управленческая  культура.  Управленческую  культуру  можно представить себе  как совокупность  типических  для менеджмента ценностей,  норм,  точек зрения  и идей,  которые сознательно формируют образец его поведения.

Специфика  культуры  управленческого  труда  состоит  в  том,  что  в  ее  основе  лежат  определенные  нормы,  которые  должны  строго соблюдаться  менеджером.  Наиболее  важные  из  них:

  • моральные  нормы -  регулируют  поведение  менеджера  в  области  нравственности  и  морали;
  • личная  культура – включает  в  себя  уровень  квалификации,  этическое  воспитание,  личную   гигиену  и  внешний  вид,  культуру  речи, форму  обращения  к  подчиненным и т.п.
  • культура  проведения  массовых  мероприятий – речь  идет  прежде  всего о культуре проведения  различного  рода  совещаний,  переговоров и бесед;
  • культура  приема  посетителей – предполагает  соблюдение  правил  и требований  при  приеме  работников  как по  личным  вопросам,  так и по  служебным вопросам;
  • организационная  культура  руководителя – определяет  степень  владения  знаниями  теории  управления,  методами  организаторской  работы,  опыт  и  навыки  менеджера.

 


Информация о работе Элементы организации и процесса управления