Электронное государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 08:46, доклад

Краткое описание

В условиях широкого распространения информационных технологий в России, развития электронного правительства, внедрения электронного документооборота, оказания электронных услуг данное исследование является актуальным и практически значимым. Электронное правительство – система государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации. Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад. Электронное государственное управление.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Доклад

 

Актуальность темы исследования. В условиях широкого распространения информационных технологий в России, развития электронного правительства, внедрения электронного документооборота, оказания электронных услуг данное исследование является актуальным и практически значимым.

Электронное правительство – система государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации. Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

Цель работы – исследование развития электронного государственного управления, анализ видов взаимодействия органов государственной власти и граждан на примере ИФНС РФ города Сургута.

В связи с формулированной целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть историю возникновения, этапы развития, современное состояние электронного правительства;

- проанализировать достоинства  и недостатки электронного документооборота  государственных органов;

- охарактеризовать электронное управление и взаимодействие ИФНС РФ города Сургута и граждан.

Объектом исследования является система электронного взаимодействия органов власти и граждан Российской Федерации.

Предмет исследования – механизм электронного государственного управления.

Методологическая база исследования. В соответствие с целью и задачей работы были использованы аналитические методы, функциональный и сравнительный методы, системный подход.

Степень теоретической разработанности темы исследования. В настоящее время существует незначительное число публикаций по данной теме, так как электронное государственное управление – сравнительно недавнее внедрение, внедрение которого происходит все глубже с развитием ИТ-технологий.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность, обозначены объект и предмет, поставлены цель и задачи работы, охарактеризована степень теоретической разработанности проблемы.

В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного электронного управления.

Во второй главе представлен проект информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, показывающий уровень внедрения электронных технологий в данном округе.

В третьей главе охарактеризовано современное состояние электронного управления в ИФНС РФ по г. Сургуту и предложены направления по совершенствованию данного направления.

Современное направление административных реформ описывается понятием governance, которое сложно однозначно перевести на русский язык. ЮНЕСКО предлагает следующее определение: governance - политическая, экономическая и административная деятельность, осуществляемая в рамках государственного управления, включая выражение гражданами своих интересов; а также реализация их прав и обязанностей.

В контексте становления информационного общества и усиливающегося влияния современных ИКТ происходит подвижка и в концептуальных принципах, и парадигмах использования ИКТ в государственном управлении. Таким образом, в научных и деловых кругах появляется понятие e-governance, или "электронное государственное управление". Оно включает в себя такие концепты, как сотрудничество, участие, координация общества при помощи ИКТ.

Согласно определению Совета Европы, e-governance включает в себя три сферы, где государство использует ИКТ:

- взаимоотношения между  государственной властью и гражданским  обществом;

- функционирование государственной власти на всех этапах демократии (электронной демократии);

- обеспечение государственных  услуг (электронных государственных  услуг).

Основные отличия государственного регулирования в индустриальном и информационном обществе в самом общем виде приведены в следующей таблице 1.

Таким образом, ИКТ могут существенно увеличить ценность государственных услуг, предоставляемых обществу.

Общий подход к электронному государству и правительству и понимание их функций во многом зависит от уровня внедрения информационных технологий в обществе. Например, в России, где электронное государство проходит начальный этап своего становления, это понятие сужается до совершенствования государственного управления в целях обеспечения доступа к информации с помощью использования новых информационно-компьютерных технологий, что, безусловно, должно повысить его эффективность.

Электронное государство подразумевает реализацию последовательного, простого и индивидуализированного способа в предоставлении услуг и информации для населения - посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий (преимущественно Интернета), структурную перестройку функционирования государственных органов и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими на основе интернет-технологий.

Схема интегрированного электронного правительства России представлена на рисунке 1.

 27 июля 2010 г. в России принят Федеральный закон "Об организации предоставления государственных (муниципальных) услуг", который дает право заявителям получить госуслугу, в том числе в электронном виде. Этому праву корреспондирует обязанность органов государственной власти совершать предоставление услуг в электронном виде. Для реализации данной идеи был создан единый интернет-портал - gosuslugi.ru.

Фрагмент данного сайта представлен на рисунке 2.

Термин "электронное государство" можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле, - только как "электронное правительство", т.е. модернизация исполнительной власти. В широком смысле речь идет о всех трех ветвях власти - законодательной, исполнительной и судебной. Этот термин обозначает новый способ организации и развития государственного управления, способ его трансформации и совершенствования для ориентации на принципиально более тесную связь с гражданами, кардинального улучшения показателей получения конкретных полезных результатов деятельности, большей экономичности деятельности и ответственности государственных органов. Описанный способ имеет в своей основе целенаправленное и скоординированное применение новых информационно-коммуникативных технологий для реализации функций государства.

В зарубежных программах именно удовлетворение потребностей граждан и польза для них являются главными приоритетами при внедрении электронного правительства в жизнь (рисунок 3).

Цели проекта информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре представлены на следующем слайде (слайд 9).

На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры организуется система учета сведений в отношении развития индустрии информационных технологий, включая создание информационного реестра с информацией о деятельности ИТ-компаний, резидентов технопарков и управляющих компаний технопарков. Условия доступа к соответствующей информации из реестра определяются законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим современное состояние электронного управления ИФНС РФ по г. Сургуту.

Начиная с 2001 г. вся работа с управленческими документами в ФНС России осуществляется с помощью системы электронного документооборота (СЭД), которая была установлена на рабочие места всех сотрудников. Количество пользователей тогда составило свыше 1000 человек.

Информационная основа системы - регистрационные карточки документов, циркулирующие в центральном аппарате, на каждой из которых хранится фиксированный набор реквизитов (полей) одного документа.

В ИФНС России по г. Сургуту промышленная эксплуатация системы началась с 2004 г. Количество пользователей увеличилось до тысяч.

Предполагается, что электронный документооборот будет развиваться по двум основным направлениям:

- автоматизации взаимодействия  в электронном виде с налогоплательщиками  и органами государственной власти;

- перевода части документооборота на безбумажную технологию.

ИФНС России по г. Сургуту предстоит планомерно перейти к выполнению значительной части действий с документами в СЭД только в электронном виде. Реализация этой задачи - безбумажного документооборота - потребует выполнения множества операций в СЭД (ознакомление, согласование, утверждение), а значит, необходимо обеспечить удобство и оперативность работы с документами в электронном виде.

Для этого планируется разработать универсальный интерфейс пользователя, к которому предъявляются следующие требования:

- при открытии документ  должен представляться в виде "книжки", на титульном листе  которой располагаются основные  реквизиты, а остальные страницы  отражают содержимое документа;

- должна быть реализована  возможность "листать" страницы документа с помощью мышки (или прикосновением руки на сенсорном экране), быстро "переходить" к нужной странице с помощью полосы прокрутки;

- по бокам "книжки" должны  быть расположены закладки с  реквизитами, поручениями по документу  и другой информацией;

- все действия с документом (ознакомление, согласование, утверждение) должны выполняться с помощью  мышки (или прикосновением руки  на сенсорном экране).

В перспективе, в рамках проекта модернизации налоговых органов АИС "Налог-3", будет создана Система управления документами - единое информационное пространство для обработки и хранения практически всех документов: организационно-распорядительных документов, налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, истребованных документов, регистрационных и учетных дел, документов межведомственного обмена и т.д. В Системе управления документами будут храниться сведения о поступлении, местонахождении и движении бумажных и электронных документов и можно будет формировать необходимые статистические сведения.

То есть в "делопроизводственном" аспекте фактически будет осуществлена интеграция различных систем - СЭД, ЭОД, ПК "Истребованные документы" и других.

А значит, у всех работников налоговых органов уменьшится время на поиск, рассмотрение и согласование документов.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Электронное государственное управление