Экономические методы управления фирмой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является оценка экономических методов управления в ООО «Дорэлектромаш» и предложение путей повышения их эффективного использования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. определить сущность экономических методов управления и их воздействия на эффективность деятельности в современных условиях;
2. оценить использование экономических методов управления в ООО «Дорэлектромаш»;
3. предложить пути совершенствования экономических методов управления в ООО «Дорэлектромаш».
Объектом исследования является ООО «Дорэлектромаш»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1 Содержание и классификация экономических методов управления 6
1.2 Факторы, воздействующие на эффективность экономических методов управления 11
1.3 Зарубежный опыт применения экономических методов управления 15
2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ООО «ДОРЭЛЕКТРОМАШ» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Оценка экономических методов управления ООО «Дорэлектромаш» 23
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Экономические методы управления.docx

— 90.33 Кб (Скачать файл)

Системы премирования могут  выполнять в организации заработной платы ряд функций, не связанных  с их основным назначением. К их числу  относится дополнительная дифференциация оплаты по условиям труда, его сложности, значимости и т.д. [1, 109 c.]

В системе оплаты труда  особое место занимают льготы, предоставляемые  сотрудникам и увеличивающие  их общий доход. Такими льготами могут  быть оплата проезда, путевок, лечения, предоставление ссуд с заниженной процентной ставкой, материальная помощь сотрудникам  при семейных затруднениях, оплата за обучение в учебных заведениях и т.д. [8, 49 c.]

Вместе со всевозможными  стимулами к труду каждого  работника законодательством предусмотрены  и меры материальной ответственности  за недобросовестное отношение к  своим обязанностям и выполнению поручений, работы. [14, 127 c.]

Структура оплаты труда позволяет  определить, какие составляющие входят в оплату труда работника, в каких  статьях себестоимости и прибыли  они отражаются, каков удельный вес  конкретного элемента в общей  величине заработной платы  [5, 56 c.]

Центральное место среди  различных рычагов экономических методов управления принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны экономической деятельности организации. [8, 49 c.]

Существуют различные  методы установления цен и определения  структуры цены. Широкую известность  имеет метод, который называется «целевым» ценообразованием по принципу «полезных издержек». По этому методу цена складывается из издержек производства и целевой нормы прибыли.

Многие компании в современных  условиях в структуру цены включают начисления на стоимость амортизации  излишних производственных мощностей, усредненные транспортные расходы, расходы по техническому обслуживанию, на научно-исследовательские работы, изучение рынка. В ценах повышается доля административных расходов на рекламу, на организацию сбыта.

В основу хозяйственных отношений  между отдельными подразделениями  кладутся условно-расчетные (трансфертные) цены, по которым ведутся расчеты  в границах одной организации (фирмы). Цены устанавливаются руководством организации в рамках единой ценовой  политики.

Кроме того, трансфертные цены используются в планировании и реализации функции контроля.

В качестве инструмента планирования трансфертные цены выступают регуляторами внутрифирменных хозяйственных  связей, осуществляемых на основе специализации  и кооперирования производства.

Как инструмент контроля, трансфертные цены обеспечивают достижение плановых показателей  по прибыли и снижение себестоимости продукции. При их помощи осуществляется также контроль за выполнением финансового плана.

Цены по структуре и  уровню приспосабливаются к требованиями условиям рынка. [11, 217-218 c.]

Финансирование и кредитование также являются экономическими рычагами и инструментами. Единая финансовая политика фирмы разрабатывается  высшим руководством. В нее входит определение источников финансовых ресурсов и их распределение между  подразделениями. Финансовая политика также включает распределение и  перераспределение прибыли.

Гибкость финансовой политики основана на приспособлении к денежному  рынку, налоговому законодательству, валютному  курсу.

Экономические методы управления предполагают два основных подхода к распределению и перераспределению прибыли: сосредоточение ее в центральном звене управления фирмой и распределение по подразделениям с определенными правами ее использования. Более гибким является принцип распределения прибыли по подразделениям организации и ее использование для достижения долговременных целей.

Ведущим принципом финансирования является самофинансирование, т.е. использование  внутренних источников, которые создаются  за счет ускоренной амортизации, накопления прибыли на специальном счете  благодаря доли нераспределенной прибыли. На втором месте стоит использование заемных средств от коммерческих банков, международных банков, специальных региональных и международных инвестиционных организаций. [13, 218-219 c.]

Так, в области финансирования и кредитования заранее определяются источники финансирования и распределения  капитала по производственным подразделениям, получение займов и кредитов на выгодных условиях.

Из вышесказанного следует, что экономические методы управления не только по-прежнему сохраняют свое приоритетное положение в системе  методов, но в условиях рыночной экономики  действительно выполняют роль базовых способов влияния на поведение людей, активируют их труд, повышают деловую активность предприятий, фирм. В основе этих методов находятся объективные экономические законы, специфические законы рыночной экономики, а также принципы вознаграждения за труд, имеющие определенные особенности в каждой фирме, предприятии. [2, 66c.]

1.2 Факторы, воздействующие на эффективность экономических методов управления

 

На эффективность экономических методов управления оказывают влияние факторы внутренней и внешней среды организации.

Организация представляет собой  открытую систему, целостность, состоящую  из многочисленных взаимозависимых  частей, тесно переплетающихся с  внешним миром.

Внутренние переменные –  это ситуационные факторы внутри организации. Основные переменные в  самой организации, которые требуют  внимания руководства, это цели, структура, задачи, технологии и люди.

Организацию можно рассматривать  как средство достижения целей. Цели есть конкретные конечные состояния  или желаемый результат, которого стремится  добиться группа, работая вместе. В  ходе процесса планирования руководство  разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они  должны стремиться.

Формальные организации  состоят из нескольких уровней управления и подразделений. Так, структура  организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные  в такой форме, которая позволяет  наиболее эффективно достигать целей  организации, которые ставятся в  процессе планирования. [9, 89-90 c.]

Еще одним фактором, воздействующим на эффективность экономических методов управления в организации, является формулирование задач. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Считается, что, если задача выполняется таким способом и  в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Технология – четвертая  важная внутренняя переменная – имеет  гораздо более широкое значение, чем традиционно считается. Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих  технических знаний, необходимых  для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Задачи и технология тесно  связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии. [10, 92-95 c.]

Люди определяют окончательную  пригодность технологии, когда они  делают свой потребительский выбор. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении  относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным  технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая  задача не может быть выполнена без  сотрудничества людей, которые являются пятым внутренним фактором.

Руководство достигает целей  организации через других людей. Следовательно, люди являются центральным  фактором в любой модели управления.

Если люди не ожидают и  не воспринимают, что поведение, которого ждет от них организация, приведет к  достижению желаемых целей или удовлетворению личных потребностей, они, вероятно, не будут работать эффективно. Таким  образом, руководство должно создать  условия, поощряющие работников к достижению целей организации, т.е. установить определенную систему материального  стимулирования. Данный экономический  инструмент оказывает активное воздействие  на процесс и его эффективность, способствует росту производства и  рентабельности, повышает заинтересованность предприятия в улучшении хозяйственной  деятельности. [14, 125 с.]

В управленческой практике названные внутренние факторы в организации никогда не могут рассматриваться независимо друг от друга. Значительные изменения любой переменной будут в определенной степени влиять на все остальные. [11, 107 с.]

Успех организации решающим образом зависит и от сил, внешних  по отношению к организации и  действующих в глобальном внешнем  окружении. В современных рыночных условиях для эффективной деятельности организации необходимо понимать действие внешних переменных.

Внешние факторы можно  разделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия  на организацию извне.

Среда прямого воздействия  включает факторы, которые непосредственно  влияют на операции организации и  испытывают на себе прямое влияние  операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия  понимаются факторы, которые могут  не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем  не мене сказываются на них. В данном случае имеются в виду такие факторы, как состояние экономики научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов для организации события в других странах.

Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод материалов, оборудования, капитала и рабочей силы, - один из наиболее ярких примеров воздействия среды  на операции и успешность деятельности организации. [10, 118 с.] Так, цены на ресурсы  по структуре и уровню приспосабливаются  к требованиям и условиям рынка. В отношении издержек производства наибольшее внимание уделяется снижению затрат за счет улучшения технологии, выпуска новой продукции, улучшения материально-технического снабжения, повышения производительности труда, экономии живого труда, накладных расходов. В области финансирования и кредитования заранее определяются источники финансирования и распределения капитала по производственным подразделениям, получение займов и кредитов на выгодных условиях.

Подписывая договор с  профсоюзами, организация по сути дела, договаривается с поставщиком рабочей  силы. Распространение профсоюзов –  еще одно подтверждение необходимости  принимать в расчет внешние факторы  при решении внутренних вопросов. Профсоюзы определяют, кто может  и обязан выполнять определенные задачи, кто может быть уволен, понижен  в должности, переведен на другую работу, какого рода обучение следует  обеспечивать, какие виды стимулирования вправе предлагать руководство.

Данные полномочия профсоюзов показывают, как трудовое законодательство отражается на управлении. Многие другие законы и государственные учреждения также влияют на организации. [19, 122 c.]

Деятельность любого субъекта, находящегося на территории Республики Беларусь, напрямую зависит от финансово-кредитной  политики правительства и Национального  банка. В данном случае экономическими рычагами управления выступают экономические  нормативы. [8, 48 c.]

Состояние законодательства часто характеризуется не только сложностью, но и подвижностью, а  иногда и неопределенностью. [17, 122 c.]

Выживание и оправдание существования  организации зависит от ее способности  находить потребителя результатов  ее деятельности и удовлетворять  ее запросы. Потребители, решая, какие  товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для  организации почти все, относящиеся  к результатам ее деятельности. Тем  самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействие организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов.

Конкуренты – это внешний  фактор, влияние которого очевидно. Если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержатся на плаву. Во многих случаях  не потребители, а конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. Организации могут вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.[21, 122-124 c.]

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним  фактором большого значения. Технологические  нововведения влияют на эффективность  экономических методов управления, т.к. они нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, инфраструктуры. [16, 211 c.]

Состояние мировой экономики  влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может решить сделать  займ, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов.

Правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения  политической и экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу  и ставку процента, устанавливаемую  Национальным банком страны. [19, 125 c.]

Информация о работе Экономические методы управления фирмой