Экономические и социально-психологические последствия безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 10:32, реферат

Краткое описание

Актуальность разработки проблемы экономических и социальных последствий безработицы, предотвращения их негативного и использования положительного влияния на человека и общество предопределили выбор темы, постановку цели и задач работы.
Целью работы является разработка теоретических подходов к исследованию последствий безработицы, позволяющих научно обоснованно осуществлять мероприятия по регулированию экономических и социальных последствий безработицы.

Содержание

Введение ……………………..3
Глава 1. Причины возникновения безработицы…………………….…… 5
Глава 2. Виды безработицы………………………………………….…… 8
Глава 3. Экономические последствия безработицы…………………..… 11
Глава 4. Социально-психологические последствия безработицы………. 14
Заключение ……………………....18
Список использованной литературы…………………………………….... 20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат2.docx

— 34.22 Кб (Скачать файл)

  Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. 
 
Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.

 

            4 Социально-психологические последствия  безработицы

  Помимо чисто экономических издержек нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потере квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, и растет преступность, теряется самоуважение и, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге, подрывается моральное и физическое здоровье общества. 
Лишение миллионов трудоспособных людей возможности нормально работать ведет не только к резкому падению жизненного уровня безработных и членов их семей. По выражению одного французского журнала, «финансовые трудности являются лишь вершиной «айсберга» бед, порождаемых безработицей». Как правило, безработица связана и с социально-психологическими травмами. 
 Примерно 40% безработных указывают на финансовые трудности как на наиболее тяжелые последствия незанятости, в то время как 48% - на социально-психологические неурядицы. 
Очевидно, с расширением социального состава безработных, с распространением безработицы на более квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников относительное значение ее социально-психологических издержек возрастает. 
Социально-психологические последствия безработицы, прежде всего, вызваны потерей работы, и невозможностью ее найти в течение сколько-нибудь длительного периода времени. Это объясняется той огромной ролью, которую играет работа в жизни подавляющего большинства населения.

Во-первых, работа обеспечивает доход, материальные источники существования, определенный уровень и образ жизни. Во-вторых, работа представляет собой самостоятельную ценность. Она обеспечивает возможность участвовать в общественной жизни и увеличивает чувство собственного достоинства. 
 Работа имеет решающее значение для формирования нравственного климата, в котором существуют трудящиеся, для их самовыражения и оценки их окружающими. Более того, с повышением уровня образования, с увеличением содержательности и сложности труда в условиях научно-технической революции работа позволяет многим категориям рабочих и служащих удовлетворять в той или иной степени свои творческие потребности. 
Желание работать нередко оказывается сильнее недовольства условиями труда на производстве. Работа является психологически приемлемой даже тогда, когда условия труда тяжелые; безработица являемся психологически пагубной, даже если это сулит избавление от тяжелой работы. 
Конечно, значительная часть рабочих и служащих недовольна своим местом в жизни, работой, которую они выполняют, бесправным положением на производстве, эксплуатацией, которой они подвергаются на предприятии. Но и в этом случае трудящиеся не мыслят свое существование без работы, причем это отнюдь не вызвано одним лишь желанием заработать. 
Потеря работы, длительная невозможность трудоустройства превращается в подлинную трагедию. Безработица ощущается как тяжелый нравственный удар. Во многом это объясняется тем, что труд является жизненно необходимой потребностью человеческого существования. Увольнение и невозможность трудоустройства в течение продолжительного времени приводят к нарушению нормального ритма жизни, во многом обусловленного физиологическими потребностями человека. Они выражаются, в частности, в периодическом, чередовании работы, отдыха и сна. Насильственное исключение одного из этих элементов означает изменение всего образа жизни. Оно отнюдь не ограничивается снижением уровня жизни, сокращением объема личного потребления и сдвигами в его структуре. «Праздность» безработных носит вынужденный характер. Свободное время безработных, принципиально отличается от свободного времени занятых по своей социальной сущности, не говоря уже о размерах и содержании. 
Критическое положение, в которое попадает безработный, ставит перед ним ряд практических проблем на только финансового свойства. Одна из них - как организовать свою повседневную жизнь. У занятого трудящегося работа фактически служит стержнем всей жизни, ее организующим началом. Заранее; заданная во всех своих параметрах работа предоставляет но только размер внерабочего и свободного времени, но во многих отношениях и его содержание.

  Основная социально-экономическая функция внерабочего, в том числе свободного, времени занятого заключается в поддержании и развитии его рабочей силы, в ее совершенствовании посредством удовлетворения материальных и духовных потребностей. Характер использования свободного времени во многом зависит от уровня дохода трудящегося, профессии, пола, возраста, национальности, общего уровня культуры и т. п. 
По-иному складывается повседневная жизнь у безработных. Как правило, поиски работы даже по своей продолжительности никак не могут занять места самой работы. Основная часть дня остается практически незанятой лишь в незначительной степени, У безработных оказывается слишком много «свободного» времени. К этому подавляющее большинство из них явно не подготовлено тем образом и ритмом жизни, который они вели, находясь на работе. Различные группы безработных по-разному используют свое вынужденное безделье. Многое определяется предыдущим социальным положением, родом занятий, профессией и общим уровнем культуры[630]. 
 Эмоциональные последствия потери работы являются наиболее тяжелыми для тех, кто был занят трудом низкой категории. У людей, совершающих рутинную работу, лишенную элементов творчества, представление о «процветании» часто полностью связано с заработком. Они обладают меньшими «внутренними возможностями» и способностями для самостоятельного заполнения времени в случае увольнения и меньшей мобильностью. В результате на таких группах трудящихся «разрушительное эмоциональное воздействие» безработицы сказывается особенно сильно. 
В относительно лучшем положении находятся те, кто до потери работы имел недорогостоящее «хобби», привык читать и т. п. Часть безработных, особенно вначале, сосредоточивается на домашней работе - ремонте дома, уходе за садом и т. д., хотя такая деятельность не может продолжаться долго, ибо нередко связана с необходимостью, покупать строительные материалы и химикаты. 
Но для подавляющего большинства безработных на низкооплачиваемых и малоквалифицированных слоев трудящихся, из молодежи, впервые ищущей работу организация повседневной жизни - трудноразрешимая проблема. 
Возникает своеобразный парадокс: у безработных, помимо их воли, появляется много свободного времени, но при этом они не в состоянии полезно использовать его. Бесцельная растрата времени - к этому в конечном итоге сводится повседневное существование безработных. И немалая часть их изыскивает разнообразные способы, как бы поскорее и попроще «убить» ненужное им свободное время. Это особенно характерно для «отчаявшихся», потерявших всякую надежду найти работу. 
 В социально-психологическом состоянии безработных решающее значение зачастую имеет не столько ухудшение материальных условий, сколько сама потеря работы. Социальная помощь, предоставляемая безработным, в лучшем случае в состоянии только отдалить обострение социально-психологических последствий безработицы.

  Морально-психическое состояние безработных не является статичным. Оно претерпевает немалые изменения, определяемые, прежде всего, продолжительностью пребывания без работы.

 

 

Заключение

  Политика занятости должна обеспечивать наиболее эффективное использование трудового потенциала, расширять возможности трудоустройства различных категорий населения. Большое значение придается местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской деятельности. Необходимо использовать все имеющиеся для этого средства, включая обучение, субсидии, поддержку в создании собственного дела. 
Значительных усилий и средств требует осуществление программ обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации для безработных, лиц, высвобождаемых из производства, системы управления и Вооруженных Сил. 
Необходима соответствующая перестройка образования и профучебы с учетом новых требований. Система образования должна быстро реагировать на меняющийся спрос на профессии. Средним и высшим учебным заведениям следует скорректировать свои учебные планы и методы преподавания. Необходимо, чтобы молодые люди получали профессии, которые пользуются спросом, также необходима новая система переподготовки взрослых людей, которая обеспечивала бы быструю адаптацию и повышение квалификации трудящихся. 
 Определенную роль в улучшении положения в области занятости может сыграть организация общественных работ. Хотя, как показывает международный опыт, эта мера имеет временный характер, обеспечивая в основном кратковременную занятость и преимущественно в сфере малоквалифицированного труда. 
Для активизации трудовой деятельности населения огромное значение имеет усиление трудовой мотивации, что требует более тесной увязки оплаты труда с его результатами, развития систем участия рабочих и служащих в собственности и управлении. Это имеет значение не только для расширения занятости, но и для реализации общих резервов повышения производительности труда и экономического роста. 
 Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомной работы, создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют. 
 Осуществление эффективной и перспективной политики занятости требует прогнозирования основных показателей занятости и развития трудовых ресурсов, развертывания фундаментальных исследований в этой области. 
 Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы, которая качественно меняется. Требуется психологическая подготовка людей к этому социальному явлению. Правовая безграмотность большей части населения делает его беззащитным в случае массовых увольнений. Юридическое просвещение, в т. ч. в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны стать частью государственной политики. 

 

Список литературы

 

1 . дамчук В. В., Ромашов О. В. и др. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002.

2. Беляева М. Безработные: преодоление социальной дезадаптации // Человек и труд. 2007. - № 5. С. 32-36.

3. Борисова Е. С., Дановский С. Л. Динамика социологических и психологических особенностей безработных граждан // Опыт, содержание и методы профориентационной и психологической работы Департамента труда и занятости Правительства Москвы / Под ред. С. А. Карташова. М.: Департ. тр. и занятости Прав-ва Москвы, 2005. С. 64-74.

4. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: учеб. 4-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2005.

5. Заяц О. В. Занятость населения и ее регулирование. Издательство Дальневосточного университета. Владивосток, 2004.

6. Капелюшников, Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика // Вопросы экономики. - 2006. - № 10.- С. 19-40.

7. Маллаева М. И. Безработица: особенности, последствия, меры по преодолению // Вопросы экономики, 2009. - № 3. С. 6-10.

8. Нанавян А. М. Безработица в России: риски и экономические последствия // Экономическая наука современной России, 2008. - № 4. С. 70 – 78. 9. 9. 9 9 9Основные социально-экономические показатели: демография, уровень жизни, заработная плата, потребительские цены, доходы, занятость населения // Профсоюзы и экономика. - 2008. - № 2. - С. 84-106.

 

 


Информация о работе Экономические и социально-психологические последствия безработицы