Экономика промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 07:34, реферат

Краткое описание

Экономика – это процесс и результат в ведении хозяйства.
Любой хозяйственный объект находится в общей системе, хотя обладает определенной
самостоятельностью. В любой системе основу деятельности составляют люди.
На предприятии люди объединяются для производства благ и услуг. При этом они
привносят знания, талант, умения, капитал.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

 

                  ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА (ОС)                  

    

 

 

 

Оборотные средства – это совокупность денежных средств, вложенные в оборотные

производственные фонды и фонды обращения с целью обеспечить непрерывность

производственного процесса.

Оборотные средства должны находиться в непрерывном обращении. Величина

необходимых средств на предприятии соизмерима с объемом выпуска продукции.

Оборотные средства могут быть: собственные; заемные (ссуда и коммерческий

кредит); привлеченные.

Часть оборотных средств предприятие берет у себя, а часть идет в виде кредита

в банке. ОС делятся на нормированные и ненормированные, на последние чаще

всего и берется кредит. Потребность в ОС определяется в полных календарных

днях работы предприятия. Затем эта величина переводится в рубли и получает

название норматив.

Для установления потребностей в оборотных средствах необходимо:

1.      Оценить объем потенциальных продаж.

2.      Составить производственный план для этого уровня продаж.

3.      Оценить потребность в средствах на закупку материала.

4.      Рассчитать длительность производственного цикла.

5.      Размер средств незавершенного производства.

6.      Оценить размер возможной дебиторской задолженности на основе

кредитной политики предприятия.

7.      Оценить условия кредита и последующее высвобождение ОС.

Существует два метода расчета потребности в ОС: детальный и укрупненный. Для

прямого расчета норм запасов материалов в днях необходимо:

1.   Необходимо составить спецификацию всех видов материалов по типу

размеров, с учетом поставщиков (расстояния)

2.   Определить среднесуточный расход каждого вида материалов.

3.   Учесть поставщиков и условия поставки.

4.   Установить страховой запас

И только после всего выше перечисленного определяется норма и норматив.

В расчетах много неопределенности, поэтому используем не детальный, а

укрупненный расчет потребностей оборотных средств.

    

Группа ОС

Кол-во продукции выпускаемой в день, шт.

Цена за 1 шт., тыс. руб.

Норма обеспечения, день

Требуется средств

Примечание

1 сырьё и материалы

200

0,5

14

1400

по цене материала

2 незавершенное производство

200

0,6

4

480

по себестоимости продукции

3 готовая продукция на складе

200

0,7

6

840

по цене производства

4 платежи дебиторов

200

0,9

12

2160

по цене реализации

5 итого связанных ОС

4880

6.получ. кредит по платежу поставщикам

200

0,5

30

– 3000

по цене производителя

7. Потребность в собственных ОС

1880

 

Величину собственных ОС можно определить по балансу на определенную дату:

    

АКТИВ

ПАССИВ

Денежные средства

Краткосрочные кредиты

Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность

Внеоборотные постоянные активы

Долгосрочные кредиты

Запасы

Собственные средства

 

    

Собственные

оборотные средства

= Текущие активы – текущие обязательства

 

Собственные оборотные средства – это разность между текущими активами и

текущими обязательствами, используется для управления запасами. Можно следить

за финансовым положением, если взять суммарное отношение текущих активов к

текущим обязательствам, получаем коэффициент текущей ликвидности, которые

показывает в какой мере текущие активы покрывают текущие обязательства.

Соотношение дебиторской задолженности и свободных денежных средств с текущими

обязательствами называется коэффициентом срочной ликвидности, показывающим в

какой степени нематериальные активы покрывают текущие обязательства.

Соотношение денежных средств в кассе и в банке с текущими обязательствами

называется коэффициентом абсолютной ликвидности. Этот коэффициент называют

иногда лакмусовой бумажкой, поскольку если не имеешь свободных денежных

средств, то у тебя связаны руки.

Для того, чтобы следить за оборотными средствами, определяются следующие

показатели:

1.   Число оборотов оборотных средств. hоб=,

где Qреал.пр. – объем реализованной продукции за год,

ФОС – среднегодовая сумма оборотных средств

2.   Коэффициент оборачиваемости или длительность одного оборота. Коб=365/ hоб

Существует понятия абсолютного и относительного высвобождения оборотных

средств. Улучшение использования оборотных средств при неизменном объеме

выпуска обеспечивает абсолютное высвобождение. Увеличение выпуска без

привлечения оборотных средств характеризует относительное высвобождение.

УПРАВЛЕНИЕ ОС ПРЕДПОЛАГАЕТ:

1.   Контроль над величиной материальных производственных запасов на складе,

    

 

 

 

В теории управления выведена формула для определения одной партии заказа:

                   

где NT – общая потребность в материалах за период T;

Z – стоимость выполнения одной партии заказов (транспортные издержки и т.п.);

ЗХ – затраты на хранение единицы материалов.

Контроль над запасами означает обеспечение правильного соотношения между

издержками и выгодами от оптимизации затрат. Информацию об издержках и

выгодах нельзя получить из официальной бухгалтерской    и статистической

отчетности. Издержки связаны с хранением материала ( хранение, страхование,

налог на собственность, износ, содержание здания и т. п.) и выполнения заказа

(обработка).  Слишком большие запасы требует излишнего объема ОС,

сопровождается риском утраты, недостаток запасов ведет к риску остановки

производства, следовательно, риск упущенных возможностей.

Следить за всеми видами материалов трудно, поэтому выработан принцип контроля

над запасами, называется АВС, когда все запасы делятся на три группы (А, В и

С):

    

Показатели

Категория А

Категория В

Категория С

удельный вес материалов

50%

30%

20%

степень контроля

ежедневный контроль сделок

периодическая

инвентаризация

инвентаризация раз в год

исполнение процедур

расчет потребности и периодический контроль

укрупненное планирование, передача контроля в низшие органы управления

 

Существует 3 метода списания одного и того же материала, поступившего в

разное время, по разным ценам:

1)       Средних издержек. Списываются затраты и определяется стоимость

запасов. Например:

    

Запас на начало года

100´5р=500

Стоимость запасов

на конец года

=

500+1200+1600

=5,5 р

Прирост в мае

300´4р=1200

100+300+200

Прирост в октябре

200´8р=1600

Запас на конец года = 300´5,5 = 1650

Запас на конец года

300´?

 

2)       ФИФО. Предполагает, что запасы используются в той

последовательности, в которой они закупаются. Остатки материалов на конец

периода оцениваются по цене последних закупок. Позволяет наиболее точно

определить себестоимость изготовляемой продукции и чистую прибыль от

реализации, но искажает стоимость запасов.

3)       ЛИФО. Предполагает списание материального производства по цене

последних поставок, а цена запаса определяется исходя из стоимости наиболее

ранних закупок. Позволяет обеспечить увязку текущих доходов и расходов, и

сгладить влияние инфляции. Уменьшает налог на прибыль, но снижает финансовые

результаты деятельности, а это влияет на положение на финансовом рынке.

2.   Анализ кредитной политики предприятия и оптимизация полученных платежей.

Контроль денежных потоков .

Управление денежными потоками обеспечивается пониманием важности получения

платежей, гибкости контрактов, анализа кредитной политики. Продажи бывают

двух типов:

1 Предоплата: малый риск, повышенная оборачиваемость ОС, узкая покупательная

база;

2 Кредит: высокий риск, возможные потери из-за инфляции, большая потребность

в ОС. Поэтому нужна политика скидок, кредитов.

3.Контроль над бартерными сделками. Продукция, обмениваемая по бартеру,

сокращает оборотные средств; продукция, получаемая по бартеру, увеличивает

оборотные средства. Доходы по бартеру минуют банковские счета, давая

руководству большую свободу действий => жульничество. В целом бартерные

сделки несут большие издержки, чем при денежных сделках. Рекомендуется

выяснить, прежде чем вступить в бартерные сделки:

1.     Можно ли допустить снижение дохода в наличных деньгах.

2.     Можно ли обменять данный товар на более полезный товар.

3.     Можно ли получить выгоду от снижения денежных затрат.

                 Оборотные средства в условиях инфляции.                

    

 

 

 

В условиях инфляции быстро обнаруживается нехватка основных средств. Причиной

этого является получением инфляционной сверхприбыли и искусственным

занижением амортизационных отчислений:

Финансовые результаты деятельности предприятия определяются на основе

выручки, действующая на момент реализации, а стоимость материальных затрат,

исходя из цен на дату их приобретения. Следовательно, цена материала к

моменту выпуска продукции значительно возрастет, но в себестоимость она

войдет по закупочной цене. Разница цен дает инфляционную прибыль, которая

плюсуется к нормальной производственной прибыли и с общей суммы взимается

налог на прибыль. После вычета налоговых средств на восстановление

физического объема  материальных затрат не хватает.

Чтобы повторить цикл производства в прежнем объеме предприятие вынуждено либо

просить дотацию у государства, либо брать кредит под высокий процент для

пополнения ОС, либо сокращать объем производства.

    

 

 

 

 

Управление ОС связано со сбытом продукции: производители может сам

позаботиться о сбыте, либо обратиться к посредникам, связанным с системой

сбыта.

За рубежом есть такая форма «франчайзинг». Это когда заключается с

предприятием – изготовителем договор на исключительный заказ данного

производителя и получает скидку в цене. Они получают возможность продавать

товар при использовании имени товарного знака, рекламной поддержкой

производителя.

    

 

 

 

Торговля бывает оптовой и розничной.

При прямом сбыте товар для потребителя становится дешевле, но производитель

упускает услуги, предоставляемые торговлей и предприятие берет на себя

ценовой риск.

В последнее время широко используется логистика в вопросах снабжения

производства.

     Логистика – система единого управления потоками информации и продуктами и

складирование товаров с целью поставки их в необходимом количестве и комплекции

в нужное время и место с минимальными затратами, с применением оптимальных

методов поставки. В зависимости от того, из какого места осуществляется

управление транспортными потоками, различают:

-             Управление из пункта отправления;

-             Управление из пункта назначения;

-             Система централизованного управления перевозками.

Предприятие является не только продавцом своей продукции, но и покупателем

сырья и материалов. В этом случае поведение предприятия подчиняется всем тем

закономерностям, которые присущи потребителю.

     Факторы,  определяющие спрос на ресурсы со стороны производителей системы:

1.      Спрос на ресурсы является производственным от спроса на готовую

продукцию.

2.      Высокая эффективность ресурсов сама по себе не обуславливает высокий

спрос на этот  ресурс.

3.      Спрос на ресурсы зависит от характера технологий и направлений

технологических изменений.

4.      Соотношение цен на взаимозаменяемые ресурсы влияет на спрос на эти

Информация о работе Экономика промышленного предприятия