Эволюция управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 19:05, реферат

Краткое описание

Сегодня управление персоналом является одним из стратегических направлений развития предприятий, нацеленное на обеспечение всех участков жизнедеятельности организаций высококвалифицированными и мотивированными работниками, на создание творческого трудового коллектива, способного к изменениям, развитию, обновлению.

Вложенные файлы: 1 файл

Эволюция управленческой мысли.docx

— 54.07 Кб (Скачать файл)

Теория «человеческого капитала» основывалась на попытке приравнять рабочую силу к капиталу. К примеру, «капитализировались» затраты на образование. Важность теории «человеческого капитала», как этапа эволюции теоретического познания управления персоналом, определяется тем, что была сформулирована идея о существовании ценности человеческих ресурсов организации.

Гелбрейт и Натансон относятся к первым теоретикам в области управления, которые признали необходимость согласовывать между собой стратегии управления человеческими ресурсами и стратегии предпринимательства в целом. При этом они исходили из четырех основных стратегических субфункций управления человеческими ресурсами: подбор персонала, оценка персонала, вознаграждение и развитие персонала. Эти основные положения переняли многие авторы.

В последние годы ряд ученых (Баярд, Лендник-Хэл) доказывают, что связь между стратегиями необходима, когда организационная стратегия или стратегия предпринимательства сама по себе успешна.

Цедек и Кабсио стали рассматривать проблематику менеджмента человеческих ресурсов, как часть открытой системы. Они выдвинули тезис о том, что исследования не могут быть признаны теоретически удовлетворительными, когда они не устанавливают перспектив организационных связей.

Основополагающей сутью современной концепции человеческих ресурсов является признание экономической целесообразности капиталовложений в привлечение персонала, поддержание его трудоспособности, обучение и повышение квалификации, создание условий для более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в личности.

 

1.2 Основные концепции  управления персоналом

 

Концепции управления ЧР являются результатом:

- прикладных исследований (например, Ф.Тейлор);

- фундаментальных исследований;

- исследований в смежных  областях знаний.

В зарубежной науке управления сложились следующие важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практике управления человеческими ресурсами:

- концепция научного управления;

- концепция административного  управления;

- концепция управления  с позиций психологии и человеческих  отношений;

- концепция управления  с позиций науки о поведении;

Кроме того, существуют три научных подхода к управлению, которые получили развитие в современных условиях:

- подход к управлению, как к процессу;

- системный подход;

- ситуационный подход.

Основателем школы научного управления считают американского инженера Ф. Тейлора. Он стоял у истоков создания современного менеджмента. Но в отличие от многих специалистов, разрабатывающих управленческие теории, Тейлор был не ученым-исследователем, а практиком: сначала рабочим, затем менеджером, а впоследствии главным инженером в сталелитейной компании.

Создатели данной школы основывались в своих подходах на двух принципах.

Первый - принцип вертикального разделения труда - за менеджером должна быть закреплена функция планирования, а за работником - функция исполнения поставленной задачи.

Второй принцип - принцип измерения труда. Суть его заключается в том, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, администрация может усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Методы научной организации труда позволили существенно сократить затраты живого труда, что способствовало значительному повышению производительности труда работников.

Основным объектом, применительно к которому формируются теоретические и методические положения управления в системе Тейлора, является производственный персонал, рабочие. Важнейшей задачей менеджера Тейлор считал поиск и достижение наивысшей производительности труда рабочих, которые находились в непосредственном подчинении данного руководителя. Именно на менеджера возлагалась вся ответственность за организацию труда на вверенном ему участке производства. Усилия рабочих при этом должны были быть сосредоточены исключительно на выполнении производственных заданий в соответствии с установленными требованиями, касающимися не только трудовых приемов, но даже отдельных движений. В связи с этим данный метод управления персоналом предусматривал:

- углубленное изучение  процесса труда с целью определения  наиболее рациональных приемов  и действий, а также режимов  работы техники, если таковая  имелась на данном рабочем  месте;

- проектирование наиболее  рационального (оптимального) процесса  труда, либо процедуры для выполнения  конкретной индивидуальной работы (групповые процессы труда по  системе Тейлора не проектировались);

- подбор и обучение  работников рациональным приемам  труда;

выбор эталонного работника («хорошего работника»), который в полной мере усвоил «урок» и овладел рациональными приемами выполнения типичной для данного участка производства и для данной профессии работы;

- расчет норм выработки  на основе ранее определенной  эталонной трудоемкости выполнения  работ «хорошим работником» и  разработка предложений по экономическому  стимулированию работников с  целью перевыполнения ими установленных  норм выработки.

Основным недостатком системы Ф.Тейлора представляется то, что она в своем первоначальном виде была рассчитана на дисциплинированных рабочих. Тем не менее, на современном этапе развития науки и практики управления персоналом принципы научного управления по-прежнему являются прогрессивными и актуальными. Кроме того, Тейлор пришел к важному выводу, что главная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих. Для поддержания у рабочего постоянного ожидания награды Тейлор предложил использовать «прогрессивную» систему оплаты труда.

Для работ наиболее известного ученика Ф.Тейлора Г.Ганнта характерно утверждение о том, что рабочему человеку должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности. В 1901 году Г.Ганнт разработал первую систему оплаты качественного досрочного выполнения производственных заданий. С ее внедрением на ряде предприятий производительность труда возросла более чем в два раза. Г.Ганнт считал, что проблема человеческого фактора является одной из важнейших проблем менеджмента. Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий; он разработал целую систему плановых графиков.

Становление классической (административной) школы связано с именем француза Анри Файоля. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, следование которым ведет организацию к успеху. Чаще всего при этом упоминают его знаменитые 14 принципов административной деятельности управленческого персонала:

1. Разделение труда. Цель  разделения труда - повысить эффективность  производства при затрате тех  же усилий.

2. Власть - ответственность. Власть есть право отдавать  распоряжения и сила, принуждающая  им подчиняться. Власть немыслима  без ответственности, т.е. без санкций (награды или кары), сопровождающих  ее действия. Всюду, где действует  власть возникает и ответственность.

3. Дисциплина - это повиновение, усердие, особая манера поведения, внешние знаки уважения, проявляемые  соответственно установленному  между предприятием и его служащими  соглашению. Состояние дисциплины  в каком-либо социальном образовании  существенно зависит от достоинства  его руководителей.

4. Единство распорядительства. Служащему может давать приказания  относительно какого-либо действия  только один начальник. Ни в  коем случае невозможно приспособление  социального организма к дуализму  распорядительства...

5. Единство руководства. Этот принцип можно выразить  так: один руководитель и одна  программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же  цель.

6. Подчинение частных  интересов общим. Этот принцип  гласит, что в организации интересы  служащих не должны ставиться  выше интересов предприятия. Лицом  к лицу здесь стоят две категории интересов различного порядка, но одинаково заслуживающих признания: необходимо постараться их согласовать. Это одна из крупных трудностей управления.

7. Вознаграждение персонала. Вознаграждение персонала есть  оплата исполненной работы. Она  должна быть справедливой и  по возможности удовлетворять  и нанимателя, и служащего.

8. Централизация. Централизация  не может быть хороша или  плоха сама по себе: она бывает  принята или отвергнута в зависимости  от взглядов руководителей и  обстоятельств, но в большей или  в меньшей степени существует  всегда. Вопрос о централизации  или децентрализации - вопрос меры. Дело сводится к нахождению  степени централизации, наиболее  благоприятной для предприятия.

9. Иерархия. Иерархия есть  ряд руководящих должностей, начиная  с низших и кончая высшими.

10.Порядок. Общеизвестна  формула материального порядка: определенное место для каждой  вещи и всякая вещь на своем  месте. Форма социального порядка  такова же: определенное место  для каждого лица и каждое  лицо на своем месте.

11 .Справедливость. Для того, чтобы поощрить персонал к  исполнению своих обязанностей  с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно: справедливость есть результат  сочетания благожелательности с  правосудием.

12.Постоянство состава  персонала. Текучесть персонала  является одновременно причиной  и следствием плохого состояния  дел. Тем не менее смены в  составе неизбежны: возраст, болезни, отставки, смерть - все это нарушает  состав организации; некоторые служащие  теряют способность выполнять  свои функции, другие же оказываются  неспособными брать на себя  более ответственную работу. Таким  образом, подобно другим принципам - и принцип нетекучести персонала  имеет свою меру.

13.Инициатива. Инициативой  мы называем возможность создания  и осуществления плана. Свобода  предложения и осуществления  точно также относится к категории  инициативы.

14. Единение персонала. Не  надо разделять персонал. Разделять  враждебные нам силы для того, чтобы их ослабить, - дело искусное, но разделять свои собственные  силы внутри предприятия - тяжелая  ошибка.

По мысли А. Файоля, осуществление управленческой деятельности в соответствии с данными принципами должно обеспечить создание целостного социального организма, способного эффективно решать проблемы и анализировать программы своего развития.

Таким образом, идеи Ф. Тэйлора о необходимости четкого нормирования работ и регламентации взаимоотношений между исполнителями и руководителями в целях противодействия произволу власти, с одной стороны, и сознательного снижения интенсивности труда, с другой, находят у Анри Файоля свое продолжение и развитие. Принципы А. Файоля прежде всего ориентированы на условия, более благоприятные для осуществления демократических отношений.

Кроме принципиальных основ управления, Анри Файоль разработал и основы функционального управления («элементы управления»). Согласно его концепции: «управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать».

Справедливо будет сказать, что Анри Файоль в своих трудах заложил основы методологии современного менеджмента и управления человеческими ресурсами. Тем самым он достойно представил европейскую школу управления на фоне классического американского менеджмента. Файоль одним из первых классифицировал персонал промышленного предприятия и с помощью разработанных им специальных «установок» попытался выразить приоритеты тех или иных квалификационных требований для каждой классификационной группы персонала. Это было им сделано с помощью специальной таблицы (приложение 2).

Данные, содержащиеся в таблице, характеризуют в абстрактно-логическом виде представления Анри Файоля о структуре и соотношении необходимых профессиональных характеристик (установок), требующихся для выполнения каждой категорией персонала своих обязанностей. По представлениям Файоля, по мере продвижения в иерархии, «относительная важность административной «установки» возрастает, в то время как относительная важность технической «установки» убывает».

В 30-50-х гг. XX века на Западе получила распространение «неоклассическая» школа, возникшая в противовес классической. Ее назвали школой человеческих отношений, поскольку она стремилась дополнить деперсонализированные отношения, построенные на основе теории научного менеджмента, а также в соответствии с бюрократическими моделями классической школы, концепцией сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Школа человеческих отношений акцентировала внимание на сложности проблемы человеческого фактора, разрешение которой является главной задачей управления персоналом. Возникновение школы человеческих отношений связано с именем немецкого психолога Элтона Майо.

Теоретики данной школы обосновали психологические приемы повышения производительности, улучшения социальной атмосферы на предприятиях, сглаживания конфликтов между рядовым персоналом и администрацией. Работника перестали рассматривать просто как «часть производственной линии», а стали принимать во внимание то, что он является личностью. Это привело к широкому использованию методов морального стимулирования. Значительные усилия и средства были направлены на создание оптимальных условий труда и быта работников (развивались эргономика, прикладные науки: индустриальная психология и социология). Иными словами, менеджмент приобрел новую ориентацию - социально-психологическую.

Исследования человеческих отношений внесли много изменений в прежние концепции менеджмента, в частности:

- увеличение внимания  к социальным, групповым потребностям  человекам;

- стремление к обогащению  рабочих мест;

- «приземленность управления», «менеджмент участия»;

Информация о работе Эволюция управленческой мысли