Шпаргалки по "Планированию на предприятии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы н авопросы по дисциплине "Планирование на предприятии".

Вложенные файлы: 1 файл

planirovanie-na-predprijatii.rtf

— 1.33 Мб (Скачать файл)

5. Структура планов

 

    Структура планов зависит от таких факторов, как функция предприятия, а также его внутренняя административно-хозяйственная структура. Каждое структурное подразделение разрабатывает собственный план, который в итоге сводится в общий план предприятия. Необходима отлаженная система сбора информации с каждой службы для более точного планирования. Это сложный процесс, но его отладка приводит к прогнозированию с наименьшим процентом отклонений в дальнейшем от фактических данных, что сокращает риск возникновения негативных факторов, влияющих на снижение финансового результата в целом.

    Как правило, ситуация иногда складывается таким образом, что одна служба предприятия не осведомлена о том, что входит в обязанности другой.

    Эти структурные подразделения работают по одному заданию, указанному в плане, что и связывает их. Наиболее эффективным направлением планирования является такое, которое учитывает все необходимые правила, а именно:

    1) обоснование всех элементов и этапов плана;

    2) контроль четкого исполнения плана его участниками;

    3) постоянный учет и контроль, а также внесение корректировок в план и его исполнение.

    Планы можно сгруппировать следующим образом.

    По срокам исполнения:

    1) оперативно-календарные;

    2) текущие;

    3) среднесрочные;

    4) долгосрочные;

    5) стратегические.

    По назначению:

    1) производственные (производство готовой продукции);

    2) коммерческие (рынки сбыта продукции и обеспечение предприятия материально-техническими ресурсами);

    3) планы инвестиций и планы, направляющие на техническое развитие;

    4) планы по труду, заработной плате, социальному обеспечению персонала.

    По уровням управления:

    1) общефирменные;

    2) цеховые;

    3) планы работ структурных подразделений.

    По видам продукции, работ, услуг:

    1) освоенного производства;

    2) осваиваемого производства;

    3) планируемого к освоению в будущем.

    Бизнес-план предприятия имеет следующую структуру:

    1) краткое описание бизнес-плана;

    2) стратегия бизнеса (управленческая структура, организация бизнеса, цели касательно качества и видов продукции, квалификационная подготовка персонала);

    3) маркетинговая стратегия и определение рынков сбыта (анализ конкурентоспособной среды, потребительского спроса, выявление сильных и слабых сторон бизнеса, эффективность сектора экономики);

    4) эксплуатация и производство (планы развития, оценка производственных мощностей и т. д.);

    5) управленческий процесс (количественный и качественный показатель команды управления);

    6) финансовая политика (определение денежных потоков, уровень прибыльности производства и т. д.);

    7) определенные факторы риска (наличие технических и финансовых рисков, расчет точки безубыточности и коэффициентов, характеризующих финансовое состояние);

    8) приложения.

6. Классификация и виды планов

 

    Планирование классифицируется следующим образом:

    1) по степени охвата;

    2) по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование - осуществление мероприятий по реализации планируемых возможностей);

    3) по объекту планирования;

    4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.);

    5) по охвату;

    6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);

    7) по степени жесткости и гибкости.

    Принципы планирования:

    1) полнота;

    2) детализация;

    3) точность;

    4) простота и ясность;

    5) непрерывность;

    6) эластичность и гибкость;

    7) выравнивание;

    8) экономичность.

    Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.

    Для осуществления процесса планирования необходимо определить:

    1) объект планирования;

    2) субъект планирования;

    3) период планирования;

    4) средства планирования;

    5) методику планирования;

    6) согласование планов.

    Принадлежность того или иного плана к определенному виду зависит от того, к какому циклу управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл:

    анализ - планирование - организация - учет - контроль - регулирование - анализ.

    В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.

    В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.

    При стратегическом планировании выделяются следующие цели:

    1) рыночные (определение рынка сбыта продукции);

    2) производственные (использование какого уровня техники и технологий позволят достичь необходимого качества продукции и запланированных объемов производства);

    3) финансово-экономические (определение источников финансирования и прогнозирование результата деятельности);

    4) социальные (степень удовлетворения конечным продуктом производства определенных социальных слоев и общества в целом).

7. Сущность перспективного планирования

 

    В настоящее время сущность перспективного планирования приобрела весомое значение. Этот вид планирования имеет отличие от других. Перспективный план - это план, разрабатываемый на период 10--20 лет (наиболее распространенный вариант - 10-летний план). Перспективное планирование предусматривает прогноз долгосрочного характера, т. е. развитие предприятия в перспективе.

    Основные задачи, которые помогает решать перспективное планирование, выглядят следующим образом:

    1) выделение источников финансирования инвестиционных вложений, их размеры и направления;

    2) внедрение передовых разработок техники и технологий;

    3) диверсификация производства;

    4) капиталовложения в международном масштабе в случае расширения рынка;

    5) совершенствование управленческой структуры, кадровой политики.

    В современных условиях, когда развитие экономики может происходить стихийно и непредвиденно, перспективное планирование призвано определять количественные показатели в отличие от других видов планирования, отражающих качественные показатели. Система перспективного планирования включает в себя такие виды планов, как долгосрочные и стратегические. В системе долгосрочного планирования используется метод применения фактических результатов за истекшие периоды с оптимистическим прогнозом, с некоторым завышением показателей на будущее. Стратегическое планирование предусматривает комплексное изучение проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, на основании чего и формируются плановые показатели. При разработке планов за основу берутся:

    1) анализ перспектив с учетом факторов, влияющих на результат производства;

    2) анализ конкурентоспособности продукции;

    3) выбор стратегии и определение приоритетов для достижения эффективности деятельности предприятия;

    4) анализ существующих видов деятельности и анализ новых, более результативных видов.

    При разработке стратегии необходимо учитывать возможности предприятия.

    При долгосрочном планировании разрабатываются планы действий и финансовых результатов, к которым необходимо стремиться в течение планового периода. По истечении отчетного периода, фактические показатели сравниваются с плановыми, выявляются отклонения и факторы, повлиявшие на эти отклонения.

    Долгосрочное планирование подразумевает прогноз финансового состояния на долгосрочный период, и это достаточно трудоемкий процесс, так как здесь необходимо учитывать не только план развития предприятия, но и развитие экономики в целом. Именно от полноценного анализа и учета всех (даже самых незначительных) деталей зависит успех перспективного планирования. Текущее планирование определяет развитие предприятия в краткосрочном периоде. Стратегический план формируется на основе стратегии предприятия, что подразумевает решения относительно сфер и направлений деятельности. Такие планы разрабатываются руководством высшего звена.

8. Сущность бюджетного планирования

 

    Наиболее эффективным видом планирования, отражающим основные цели предприятия и имеющим наибольшую точность, является среднесрочное планирование. В планах отражаются основные задачи предприятия, производственная стратегия в целом и с разбивкой по структурным подразделениям (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции), стратегия сбыта продукции (уровень эффективности старой системы сбыта и возможность внедрения новой с разработкой соответствующих мероприятий), финансовая стратегия (объемы и направления инвестиций, источники финансирования, политика в области ценных бумаг), кадровая политика (структура и численность штата, профессиональная подготовка и должностные обязанности), расчет объема необходимых материально-технических ресурсов. Среднесрочные планы призваны определить основную политику предприятия на текущий период, осуществить разработку мероприятий, направленных на достижение поставленных целей в долгосрочной перспективе. Они отражают детализацию видов продукции, политику в области капиталовложений и источников финансирования.

    Текущее планирование представляет собой детальное прогнозирование на краткосрочный период. В основном такие планы составляются на один год, являются оперативной информацией с наивысшим уровнем точности и наименьшим процентом отклонений и погрешностей. Они отражают разработанные программы маркетинговых структур, запланированные научные исследования, производственные программы и материально-техническое обеспечение. Источниками информации для текущих планов выступают календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые отражают поставленные руководством предприятия цели и задачи на ближайшее будущее. Календарные планы-графики составляются обычно на ближайший месяц на основе планируемых заказов по уже заключенным договорам или по вновь заключаемым. Здесь отражается также обеспечение производства материально-техническими ресурсами, инвентаризация имеющегося оборудования, приобретение нового и ремонт старого, строительство и т. д. В планы по сбыту включаются расходы на экспорт, лицензирование и техническое обслуживание и услуги.

Информация о работе Шпаргалки по "Планированию на предприятии"