Шпаргалка по "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:49, шпаргалка

Краткое описание

Управление – это осознанная, целенаправленная деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.

Менеджмент является составной частью управления. Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», хотя второй термин намного шире, поскольку применяется к самым различным видам человеческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент 1-10.docx

— 59.53 Кб (Скачать файл)

Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются  по отношению к трудовым коллективам  в целом и отдельным работникам в частности. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают гостиничные предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

Множественность методов  менеджмента и разные подходы  к их классификации осложняют  задачу выбора тех из них, которые  окажутся наиболее эффективными при  решении конкретных управленческих задач. Разнообразие методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности при помощи классификации  по определенным критериям. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную  форму.

Организационная форма  методов управления - способы воздействия  на конкретно сложившуюся ситуацию. Воздействие может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и  создание стимулирующих условий).

В конкретном методе управления определенным образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма. С учетом этого можно выделить следующие  методы управления:

  1. экономические;
  2. организационно-административные;
  3. социально-психологические.

Экономические методы управления


Отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Поэтому экономическим методам  в управлении отводится центральное  место

О применении этих методов  следует говорить тогда, когда поставленная цель достигается воздействием на экономические  интересы управляемого объекта.

В управленческой практике экономические методы руководства  чаще всего выступают в следующих  формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование. В отличие от организационно-административных экономические методы руководства  предполагают разработку общих планово-экономических  показателей и средств их достижения. В результате повышения действенности  экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при  которых трудовой коллектив и  его члены побуждаются к эффективной  работе не столько административным влиянием (приказами, директивами, указаниями и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

Организационно-административные методы управления


Организационно-административные методы управления базируются на прямых директивных указаниях. Объективной  основой использования этих методов  выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Задача организационно-административной деятельности состоит в координации  действий подчиненных. Никакие экономические  методы не смогут существовать без  организационно-административного  воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок  работы в коллективе. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов.

Возможны три  формы проявления организационно-административных методов:

  • обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
  • согласительные формы (консультация, разрешение компромиссов);
  • рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т.п.).

 

 

Социально-психологические  методы управления


Главная цель применения этих методов - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические  задачи.

Приемы и способы  социально-психологического воздействия  во многом определяются подготовленностью  руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и  знаниями в области социальной психологии. Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе  коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные  приемы управления. Основное средство воздействия на коллектив - убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально  полно учитывать природу человеческого  поведения и человеческих отношений  в процессе совместной деятельности.

8. Объект  управления. Признаки организации.

Объектом  управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Под организацией понимается организационно-правовая форма, созданная и объединенная группой лиц, взаимодействующих друг с другом на основе принятой системы и структуры, методов и функций управления, во имя достижения корпоративных целей и решения социальных потребностей общества, путем поиска и реализации организацией новых экономических возможностей.

По мнению известного специалиста  в области менеджмента Ч. Бернарда, людей побуждают объединяться в  организации и взаимодействовать  в их рамках физические и биологические  ограничения, свойственные каждому  человеку в отдельности. Поэтому  в организации люди дополняют  друг друга, складывают свои способности, что делает их более сильными в борьбе за выживание. Однако после юридического образования организация как система начинает функционировать как бы «самостоятельно», условно не завися от создавших ее учредителей, менеджеров и других работников, вступая с ними в определенные организационно-правовые отношения. В идеале взаимоотношения между ними и организацией должны быть сбалансированы, однако баланс может нарушаться с той и другой стороны, что приводит к ослаблению организации.

Единство людей и условий  их деятельности, находящихся в определенных взаимосвязях, образует организационную  структуру, а взаимодействия — организационный  процесс.

Основными признаками организации  являются: наличие цели, правовой статус, обособленность, саморегулирование, организационная  культура и др.

Наличие цели — главный  признак организации, к ее достижению стремятся ее члены. Общая цель организации  образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким важнейшим  функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские  разработки (НИР), персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует  свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.

Правовой статус характеризует  обособленность юридического лица, функционирующего на основе определенной организационно-правовой формы.

Обособленность выражается в замкнутости внутренних процессов, которая обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут  быть материальными в виде стен или  «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в отношении  тех или иных действий.

Саморегулирование является третьим признаком организации. Можно считать осуществление  ее деятельности на основе принципа, который  предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или  иные вопросы организационной жизни  и по-своему с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние  команды. Такое саморегулирование  осуществляется с помощью внутриорганизационной  структуры, координирующей деятельность членов организации и обеспечивающей их единство.

Организационная культура —  еще один важный признак организации, представляющий собой совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Организационная культура является одним из важнейших элементов, создающих внутреннюю среду организации.

 

9.Цели  организации. Их классификация.

Миссия и видение образуют фундамент для установления целей  организации в целом, ее подразделений  и функциональных подсистем (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.п.), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общих целей предприятия. Отсюда следует, что цели — это конкретизация миссии и видения организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.

Цели организации должны быть сформулированы с учетом следующих требований:

•   четкие временные рамки, на которые устанавливаются цели (долго-, средне- и краткосрочные);

•   конкретность содержания и реальная достижимость целей;

•   непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;

•   адресность (кто? когда? где?) и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.

Для упорядочения множества  целей организации применяется  их группировка (классификация) по разным критериям, среди которых выделим  главные: временной период, содержание, значимость, повторяемость, деловая среда, структура, стадии жизненного цикла.

Одним из важнейших критериев  является период времени, на который устанавливаются цели. По этому критерию выделяют три группы целей:

1)  стратегические, устанавливаемые на длительный период (его продолжительность колеблется в зависимости от состояния и устойчивости развития экономики от трех до 5—10 лет); важным моментом разработки стратегических целей является ориентация на потребности клиентов, которая нередко предопределяет успех организации в острой конкурентной борьбе;

2)  тактические, являющиеся логическим развертыванием стратегических целей и устанавливаемые на более короткие периоды (от одного до 3—5 лет для условий стабильного развития); они характеризуются конкретизацией плановых заданий, которые чаще всего получают количественное измерение;

3)  оперативные, представляющие собой детализацию стратегических и тактических целей до уровня задач, которые должны решать конкретные исполнители в своей повседневной работе в пределах года, полугодия, квартала, месяца, рабочего дня.

Группировка целей по содержанию построена на многообразии интересов организации. Так, в коммерческих организациях превалируют экономические интересы, т.е. стремление получить прибыль, обеспечить дивиденды акционерам и оплату труда работающим и т.п. В соответствии с этим формируется состав экономических целей организации, в котором ключевая роль отводится финансовым показателям. Наряду с этим любая организация ставит цели, отражающие социальные интересы людей (подготовка и обучение персонала, повышение квалификации и продвижение, взаимоотношения в коллективе, условия и содержание труда и т.д.), планируемые организационные изменения (в структуре самой организации и ее системы управления), преобразования в области научных исследований и технологий и т.п.

По значимости цели подразделяются на: особо приоритетные, с достижением которых связано получение главного результата развития организации; приоритетные, необходимые для успеха и требующие внимания руководства; остальные, также важные, но несрочные цели, нуждающиеся в постоянном контроле.

Группировка целей по критерию повторяемости имеет значение для разработки способов их достижения. Для постоянных и периодически повторяющихся целей, как правило, в организации имеются методики, а также ресурсы и люди, способные их использовать.

Например, планирование издержек производства представляет собой рутинную, структурированную задачу, которая  решается с известной периодичностью, по заранее разработанным инструкциям  и с использованием стандартной информации. Новые или разовые цели требуют особого внимания, так как для их решения надо заново создавать методический аппарат, обучать людей, привлекать ресурсы, в том числе информационные. Соотношение между повторяющимися и разовыми целями в организациях меняется: под влиянием высокой скорости изменения деловой среды наметилась явная тенденция к росту удельного веса новых целей, которую организации пытаются сбалансировать, формализуя решение все большего количества целей и с определенной повторяемостью.

В современных условиях каждая компания связана множеством коммуникаций с другими организациями, составляющими  ее деловую среду и оказывающими на нее прямое или косвенное воздействие. По этому критерию все цели подразделяются на внутренние цели самой организации и на цели, связанные с ее деловым окружением — поставщиками, инвесторами, торговыми организациями, банками, страховыми компаниями и пр. Группировка целей по критерию структуры организации позволяет наряду с целями для организации в целом выделить и сформулировать цели входящих в ее состав структурных подразделений. Специфика разработки целей на этом уровне состоит, с одной стороны, в необходимости согласования со стратегическими целями организации в целом, с другой — в учете реальных возможностей распределения заданий между структурными единицами следующего, низового уровня. Функциональный подход к управлению организациями требует установления целей работы всех функциональных подсистем — маркетинга, производства, персонала, финансов и т.д. Они детально рассмотрены в последующих разделах учебника.

Цели организации существенно  меняются на разных стадиях жизненного цикла. На стадии создания любая компания нацелена на то, чтобы: выйти на рынки; установить деловые отношения с партнерами (поставщиками, торговыми организациями и пр.); изыскать необходимые средства для стартовой деятельности и организации бизнеса; выжить. Для стадии роста приоритетными являются цели, которые отражают ее успешное позиционирование на рынке и удовлетворительные финансовые результаты. Это: дальнейшее расширение поля деятельности и рынков; достижение стабильности и прибыльности, в том числе за счет новых сфер бизнеса; совершенствование структуры управления; привлечение квалифицированных профессионалов по маркетингу, производству, финансам; стратегическое планирование деятельности; поиск новых финансовых источников для поддержания роста. На стадии зрелости цели организации связаны с: контролем за финансами; использованием конкурентных преимуществ, обеспечиваемых масштабами и высокими темпами роста; дальнейшим совершенствованием структуры управления; введением новых систем и методов управления. Цели завершающей стадии жизненного цикла связаны с решением проблем полного прекращения деятельности и, как следствие, продажи имущества и увольнения работников; продажи компании другому собственнику и адаптации к стадии жизненного цикла новой организации.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджмент"