Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 10:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры к менеджменту.docx

— 47.24 Кб (Скачать файл)

1. Определение и сущность понятия  "Менеджмент" - как теории и  практики управления. 
 
“Менеджмент” как термин, означающий управление, получил широкое распространение в России, благодаря влиянию 2-х факторов: становление системы рыночных отношений и хозяйственного самоуправления потребовало иных подходов, основываясь на опыте, накопленном за рубежом; неоднозначность термина “управление”, управление человеческой деятельности. Общее определение менеджмента-это совокупность теории и практики управления целенаправленной, профессиональной человеческой деятельности, обеспечивающее наиболее эффективное использование имеющихся трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов для достижения определенных целей и решения стоящих перед коллективом задач. В современной практике встречаются и более частые определения менеджмента, такие, как:-процесс управления производственной или коммерческой деятельностью фирмы или предприятия;-совокупность устойчивых принципов, методов, средств и форм управления используемых в практике деятельности какой-то фирмы. Менеджмент в своем развитии не является следствием каких-то теорем. Научными показателями менеджмента являются теоретические исследования особенностей организации управления по опыту, приобретенному поколениями. Таким образов, менеджмент следует признать наукой здравого смысла в управлении деятельностью людей. 
2. Ключевые составляющие менеджмента организации  
 
К ключевым составляющим менеджмента относят. Управленческое воздействие-институт управления расследований, как специфический труд профессионала управляющих. Система управления-совокупность правил, способов, ограничений ответственности, исп-х упр-кими структурами. Процесс управления-упорядоченное взаимодействие элементов распорядительных и исполнительных структур. Законы управления-объективно-специфические тенденции и закономерности действ….в процессе управления. Принципы управления-основополагающие идеи закономерности и правили поведения их действий руководителей и организационных структур. Объект-организациооные структуры или процессы, функционирующие под воздействием управленческих систем. Субъект-та часть организации, которая является источником деловой активности исполнителем. Функции управления-совокупность элементов определенных направлений деятельности. Цель управления-создание условий, необходимых для решения основных задач. 
 
 
3. Теоретические школы менеджмента их сущность и эволюция. 
 
Разновидностью классической школы управления является “административная школа”. Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства. Основатель – Файоль. Он разделил процесс управления на 5 основных функций: функция организации; ф.планирования; ф.подбора и расстановкикадров; ф.мотивации трудовой деятельности; ф.контроля. “Школа человеческих отношений” – в ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении).Автор-А.Маслоу. Он обосновал, что деятельность каждого подчинена закономерности удовлетворения потребностей. Он предложил следующую классификацию потребностей личности: основы жизни обеспечения; безопасность; социальное общение; самореализация; социальное признание (значимость). Как следствие школы человеческих отношений-появилась школа управления. Основатель-Дуглас Макгрегор. Объясняя причину различия отношения к деятельности каждого человека он разделил всех исполнителей как бы на 2 группы и ввел термины: х-теория управления и y теория управления. Он утверждал, что есть группа людей каждый из которых не любит работать и не хочет от рождения, он требует постоянного принуждения и контроля. К ним относится большинство. Это люди, лишенные честолюбия, предпочитают, чтобы ими руководили, они лишены инициативы. Такие исполнители требуют повседневного контроля, постоянных указаний. Вторая группа людей отличается тем, что любая деятельность для них также необходима, как игра для детей. Работа – это их естественное состояние. Они проявляют самоуправление, самоконтроль, стремятся к самореализации, социальной значимости.Теория “х” – управления предполагает жесткое управление (кнут и пряник); а теория “у” – теория мягкого управления.  
 
 
4. Основные принципы классической школы научного управления Ф. Тейлора. 
 
Менеджмент, как практика управления деятельностью по своему существу имеет место со времен появления организованного целенаправленного труда. Его (Тейлора) основополагающие принципы управления состоят в следующем; если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Тейлора состоит в том, что он как основатель школы “научного управления” разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Принципы Тейлора получили широкое распространение в практике управления. Величайший вклад Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента. Он заинтересовался не эффективностью человека, а - 
эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Первая научная школа имела несколько названий - “научного менеджмента”, “классическая”, “традиционная”.  
 
 
5. Поведенческая теоретическая школа менеджмента, сущность и основные  
 
особенности. 
 
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новых подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепции поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов. 
 
Поведенческих подход стал настолько популярен, что он почти полностью охватил всю область управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственных наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Такие приёмы как изменение содержания работы и участие работника в управлении предприятием оказывается эффективным только для некоторых работников и в некоторых ситуациях. Несмотря на многие важные положительные результаты такой подход иногда оказывается несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех, исследовали его приверженцы. Для более успешного, конкурентоспособного развития управленцам необходимо было изучать человека, его психологические особенности, адаптационные возможности. Начала формироваться "поведенческая школа", которая изучала поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. 
Считается, что начало этому направлению положил один из основателей поведенческой школы Элтон Мэйо (психолог-клиницист). Выводы исследований сводились большей частью к трем постулатам: человек представляет собой "социальное животное"; жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека; решение проблемы человека-дело бизнесменов. Э. Мэйо полагал, что конфликты между человеком и организацией, а, в более общем случае с обществом в целом, можно снять, удовлетворяя потребности исполнителя, от чего выигрывали как работники, так и работодатели. 
 
 
6. Административная школа управления, сущность и основные особенности. 
 
Представители классической (1920—1950) школы, а именно — А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. 
Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них быларазработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. 
 
 
Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.  
А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:  

  1. Разделение труда — специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы.
  2. Полномочия и ответственность — каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы.
  3. Дисциплина — рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка.
  4. Единоначалие — работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
  5. Единство действий — все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
  6. -
  7. Подчиненность интересов — интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников.
  8. Вознаграждение персонала — получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.
  9. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
  10. Скалярная цепь — неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
  11. Порядок — рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
  12. Справедливость — установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
  13. Стабильность персонала — установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу так, как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
  14. Инициатива — поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.
  15. Корпоративный дух — гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве — сила).

Главный вклад административной школы в теорию управления состоит  в том, что она рассмотрела  управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных  функций, таких как планирование и организация 
7. Основные цели и задачи менеджмента в структуре управления фирмой. 
 
Практическая роль, цели и задачи менеджмента определяются тем, какую составляющую конкретной социально-экономической системы мы рассматриваем. От этого зависит и содержание целей и задач менеджмента. Целью топ менеджмента является выработка стратегии организации. Стратегия-генеральный план действий по достижению определенной цели. Цель-выступает при этом, как осознаное, т.е. виртуально выраженное в словах и мыслях, как предвосхищение будущего результата действий, т.е. это идеальный образ желаемого и ожидаемого состояния управляемой системы объектов, т.о. цель-ориентир деятельности. Главная задача менеджмента-обеспечение достижения определенного результата путем создания необходимых и достаточных условий для целенаправленной деятельности коллектива. При этом, как правило решается ряд частных задач: выбор правильного направления и способы действий (что делать? Как? Каким способом?); построение рациональной организационной структуры исполнительного коллектива; изучение спроса на производимые товары и услуги (маркетинговые исследования); оптимальная организация производственного процесса (техническое обеспечение); мероприятия по внедрению передовой техники и научному достижению; стимулирование труда исполнителей (мотивация). 
 
8. Суть и содержание понятий "предпринимательства" и "бизнеса". 
 
Предпринимательство-это самостоятельная инициативная деятельность(производственная или коммерческая), осуществляемая физическими и юридическими лицами от своего имени и на свой риск на постоянной, разрешенной законодательством основе, с целью получения должного, предсказуемого эффекта. Физические лица-индивидуальные предприниматели, правовое положение которых регулируется соответствующими законами. Их деятельность относится к индивидуальной (частной) деятельности. В процессе индивидуальной деятельности предприниматель выступает в этом случае и как собственник, и как руководитель, и как исполнитель основных функций. Юридическое лицо-носитель имущественных прав и обязанностей, выступающий в хоз-ом обороте от своего нарицательного имени, сущ-ий независимо от лиц, входящих в его состав, и несущий самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Имущество юридического лица обособляется от личного имущества его членов. Деятельность ю.л.относится к коллективному предпринимательству. Наемный труд исп-ся как физическими, там и ю.л. Бизнес-деловая активность направленная на решение задач, конечная цель которой явл.получение дохода (прибыли) или любого другого экономического результата, оправдывающего затраченный труд и вложенные средства. По правам и обязаннностям физ.и юр.лица сферы бизнеса и предпринимательства равны по определению. 
10. Основные виды объединений предпринимательских структур и их особенности. 
 
В настоящее время, особенно за рубежом получила распространение практика предпринимательских структур в более крупные организации. Основные из них: тресты; картели; синдикаты; пулы; концерны; холдинги; консорциумы; фин.группы; консалтинги. Трест-1 из форм объединения в кот.участники теряют производственную (комерческую) и юридическую самостоятельность. Цель объединения централизовать производство и сбыт продукции. Картель-форма объединения, участники которого заключают письменное соглашение о регулировании объема производства продукции, особенности найма раб.силы и т.д. Синдикат-ф.объединения, кот.хар-ся тем, что распределение заказов закупки сырья и реализация производственной продукции осущ-ся через единую сбытов.,которую… Пул-особый вид, где прибыль от реализ-й прод-и всех участников поступает в общ.фонд “”, а затем распр-ся по заранее устан-м пропорциям. Концерн-1 из сложн.объединений, включ.предприятие промышленности, тренспорта, торговли, банк с-мы и т.д. участники конц. Сохр.формальн.самостоятельность, но подчин-ся контролю коллегами органа управления. К.представляет собой объединение, в кот.все участники действуют по разработанным коллективным планам. Холдинг-акц.компания, исп-я свой капитал для приобретения контрольного пакета акций др.компаний, с целью установления господства и контроля над ними. Консорциум-временное соглашение между банками или пром.компаниями для совместного размещения займа или осущ-я единого, капиталоемкого проекта. Фин.группы-объединение банком и предприятий для совместного координирования осущ-я произв-й ком-т или фин.деятельности. Консалтинг-организация, основой кот.явл.консультирование клиентов по фин.или др.капиталоемкими проблемами, оценка эффективности разраб-х проектов, осущ-е внешне-экономических связей, создание преобразование орг.стр-р, конец путей вых.из кризиса и т.д..

11. Внутренняя среда организации и ее основные составляющие. 
 
Под организ-ей понимается не только фирму, но и ее подразделения. Внутр. Среда организ: 1) цели есть элемент среды (конкретн. Конечн. Или промежуточ. Состояние, обознач. В образе или документах). 2) струк-ра – взаимоот. Элементов организации, отраж. процессы раздел. и кооперац. труда. 3) Операции – предписанные работы, с указанием способов и сроков исполнения. 4) Технологии – ср-ва преобраз. сырья, в требуемые продукты или услуги. 5) Исполнители – субъекты и объекты деят-ти. Элементы внутр. Среды организации определяют общую эффективность ее деят-ти, зависящую от компетентности управленческих структур.  
 
 
12. Внешняя среда организации; особенности влияния внешних факторов. 
 
Внеш. Среда организации: 1)потребление 2)конкуренты 3)правит. учреждения 4)смешанные организации 5) фин. стру-ры 6) источники трудов. ресурсов. Внеш. Среду делят на факторы прямого и косвенного - 
 
воздействия. Прямое возд-е: труд. ресурсы, клиенты, сырье, виды энергии, капиталы, конкуренты и т.д. Косвеное возд-е: стр-ра народонаселения, сос-е экономики, экология, демограф., полит. Коллизии и т.д. 

13Жизненный Цикл Организаций.

Этапы жизни организации  следующие: она зарождается, потом  развивается, добивается определенных успехов, ослабевает и прекращает свое существование. Каждый день возникают  новые организации, и одновременно с возникновением одних другие организации  исчезают навсегда.

На сегодняшний момент существует два варианта деления  жизненного цикла организации. Первый вариант включает в себя:

1) этап предпринимательства  – этап становления организации.  На этом уровне только начинает  формироваться ее жизненный цикл  будущей продукции, цели определены  нечетко;

2) этап коллективности  – этап, на котором развиваются  инновационные процессы, сформированные  на предыдущем этапе, здесь  определяется сама миссия организации.  Структура организации и процесс  коммуникации четко не определены;

3) этап формализации и  управления – этап, на котором  строится наиболее четкая структура  организации, формируется сеть  различных правил. Стабильность  протекающих внутри организации  процессов постоянна. Главными  становятся органы по выработке  и принятию решений;

4) этап выработки структуры  – этап, характеризующийся увеличением  выпуска продуктов и расширением  рынка оказания услуг. Здесь  уже происходит выявление новых  возможностей развития. Процессы  в организации становятся наиболее  комплексными и отработанными.  Решения принимаются уже децентрализованно; 5) этап упадка – этап, где более усиливается конкуренция, уменьшается спрос на продукцию или услуги организации. На таком уровне увеличивается потребность в работниках, которые обладают наиболее ценными специальностями. Новые руководители пытаются задержать упадок.

Второй вариант выделения  жизненного цикла организации включает такие этапы, как:

1) рождение. На таком этапе  необходимо полностью нацелиться  на достижение целей;

2) детство. Наибольшее  количество провалов происходит  именно в течение первых лет  после возникновения организации.  Необходимо поддерживать высокий  темп возрастающего успеха;

3) отрочество. Это так называемый  переходный период роста организации.  Координация проводится ниже  оптимального уровня;

4) расцвет сил. Важна  организация сбалансированного  роста. Структура, координация,  стабильность и контроль должны  иметь такое же значение, как  и инновации, совершенствование  всех частей и децентрализация;

5) полная зрелость. Организация  вполне может действовать сама  по себе. Темпы роста организации  замедляются. Возникают слабости  организации;

6) старение. Этот этап наступает,  если руководство организации  не осознавало на предыдущих  этапах необходимость обновления;

7) обновление. Начало этому  этапу может положить новая  команда руководителей

 

14 основные виды организационных  структур управления их достоинства  и недостатки

Организационная структура  управления –совокупность специализованных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

1.Линейная структура управления  – управленческое воздействие  на объект могут передаваться  только одним доминантным лицом  –руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящихся к руководимой им части объекта и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем.

Преимущества:

-простота применения,

-обязанности и полномочия  четко распределены,

-дисциплина в коллективе.

Недостатки:

-жесткость, негибкость, неприспособленность  к дальнейшему росту и развитию  предприятия,

-ограничение инициативы  у работников лучшего уровня,

-предъявление высоких  требований к квалификации руководителей.

2.Функциональная структура  управления –сохраняется единоначалие, но по отдельным формам управления формируется специальные подразделения (группировка персонала по тем широким задачам, к-е он выполняет).

Преимущества:

-стимулирует деловую и  профессиональную специализацию

-уменьшает дублирование  усилий и потребление материальных  ресурсов

-улучшает координацию  деятельности

-чёткая система взаимосвязи

-ответственность

Недостатки:

-затрудняет координацию  управленческих воздействий

-возможные конфликты между  функциональными отделами

-перегрузка управленцев  верхнего уровня

-малая гибкость

-слабые горизонтальные  связи

3.Дивизиональная структура  управления –децентрализация при сохранении координации и контроля. Ключевыми фигурами в управлении организации с дивизионной структурой становится не руководителями функциональных подразделений, а управляющие, возглавляющие производственные отделения. Делится на: продуктовую специализацию, потребительскую, региональную.

Преимущества:

-более эффективная реакция  на тот или иной фактор окружающей  среды

-разработка новых видов  продукции, совершенствование технологий, удовлетворение потребностей покупателя

-расширение центров прибыли

-свобода подразделений

Недостатки:

-рост иерархичности

-рост затрат на содержание  управленческого аппарата

4.Адаптивные структуры  управления (органические) – обеспечивают  быструю реакцию предприятия  на изменения внешней среды,  способствует внедрение новых  производственных технологий.

Выделяют:

Проектный – формируется при разработке организации проектов, под которыми понимаются процессы целенаправленные изменения в системе.

Матричный – с целью обеспечения задач координации в организациях создаются штабные органы управления из руководителей проектов. Представляют собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: руководитель службы и руководитель проекта.

Преимущества:

-большая возможность координации  работ

-гибкость

Недостатки:

-сложность

-влияние личных взаимоотношений  сотрудников

 

15. Основные методы управления, их  сущность, преимущества и недостатки. 
 
Метод управления, мы понимаем, сов-ть способов и приемов, проявляющих принципиально качествен. Особенности воздей-я субъекта управления на объект. Существуют 3 метода управления: 1) административно-командный 2) экономический 3) соц. Психологический. В практике указ. методы исп. совместно. Административно-командный – Положительно: долгий метод нужен, когда следует реализовать осущ. замыслов в трудной обстановке, кроме того данный метод не требует матер. затрат. Отрицательное: отсутствует доминое стимулирование труда, от-ие власти и подчинения на разных людей оказыв. влияние по-разному. Экономич. метод – основным достоинством метода явл. возможное стимулирование на основе матер. заинтересованности. Руковод. следует иметь ввиду, что на основе матер. потребностей, лежат зачастую и дух. потребностей. Недостатки: дополнит. матер. затраты. Соц.- психол. Метод. – этот метод включ. в действие механизмы мотивации и стимул. труда не связ. с матер. затратами. Недостатки: полное пренебрежение административ. команд. и экономич. методами и увлечение лишь соц.-псих. в долговремен. перспективе не может гарантир. успех. Современный менеджмент призывает использовать, том метод, кот. требует сложив. ситуация.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"