Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:45, шпаргалка

Краткое описание

Теоретические основы менеджмента
Ф. Тейлор, научная организация труда и научный менеджмент. Реализация механистического подхода к росту производительности труда. А. Файоль и наука администрирования. М. Вебер и «рациональная бюрократия», Р. Дэвис и рациональное планирование. Э. Мэйо и эксперименты в Хоуторне. Ч. Бернард: формальные и неформальные структуры в организации. А. Маслоу – структура потребностей и мотивов. Д. Макгрегор – теории «Х» и «У» в управлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Перечень вопросов к государственному экзамену.doc

— 2.35 Мб (Скачать файл)

10. Принцип прямоточности: 

11. Принцип ритмичности: 

12. Принцип пропорциональности:

13. Принцип синхронизации (системный  принцип).

 

 

19. Разновидности  организации: хозяйственная организация

Хозяйственные организации: определение, классификация. Основные единичные  и групповые организационные  формы организаций.  Производственно-хозяйственной системы (ПХС) – определение, элементы, системные признак и признаки, организационно-правовые формы. Структура  ПХС: понятие, условия и законы формирования. Участники деятельности ПХС и их интересы. Эволюция взглядов на ПХС как объекты организации. Современные теории и концепции ПХС.

 

Хозяйственные организации - это организации, созданные для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Подобного типа организации могут  производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.

К хозяйственным организациям относятся:

• Юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций).

• Неюридические лица всех форм, в том числе структурные подразделения, филиалы и представительства организаций.

Юридическим лицом признается организация, которая:

1) зарегистрирована в установленном  порядке; 

2) имеет расчетный счет в банке; 

3) имеет в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении  обособленное имущество; 

4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

5) может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права; 

6) выполняет возложенные обязанности; 

7) имеет самостоятельный баланс  или смету; 

8) может быть истцом и ответчиком  в суде.

Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполняет  каких-либо пунктов, перечисленных  для юридического лица.

Хозяйственные организации могут  иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, частную, коллективную. Встречаются организации со смешанной формой собственности, в которых часть акций может принадлежать государству, а остальные частным лицам - юридическим и физическим.

Хозяйственные организации обычно разделяются на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.

Хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам:

- по времени действия: бессрочные  и временные;

- по сезону активного действия: летние, зимние и т.д. Этот статус  дает возможность набирать персонал  на определенный срок;

- по масштабу производства: единичное, серийное, массовое;

- по специализации производства: специализированные и универсальные;

- по номенклатуре выпуска продукции:  монономенклатурные и многономенклатурные. 

 

20. Разновидности  организации: социальная организация

Социальная организация как социальная система: определение, цели, функции, структура, происхождение. Классификация социальных организаций. Модели социальных организаций. Формальные и неформальные организации. Социально-экономические системы как виды социальных организаций – определение, эволюция, типология.

 

Социальные системы, которые реализуют  себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными  организациями.

Таким образом, существует социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является второй целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

Социальные организации играют существенную роль в современном  мире.

Их особенности:

- реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

- формирование единства интересов  людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов  служит системообразующим фактором;

- сложность, динамизм и высокий  уровень неопределенности.

Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей  в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают  условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил. В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).

В социальной организации имеются  формальные и неформальные лидеры. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер – это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности. В коллективе могут существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.

 

 

21. Организационные изменения

Концепция организационных изменений. Модель последовательности событий, предшествующих переменам. Процесс изменений. Сопротивление  переменам. Формы проявления сопротивления работников переменам. Тактические приемы преодоления сопротивления изменениям. Типы организационных изменений. Стадии изменений. Основные принципы управления изменениями.

Организационное развитие: концепция, основные характеристики, направления, стратегии изменения, методы и меры по обеспечению поддержки организационных изменений.

 

Организационные изменения - это формирование нового организационного устройства, адекватного характеру изменений внешней среды. Организационные изменения сопровождаются сломом привычных и разделяемых сотрудниками ценностей, норм и шаблонов действия, а также традиционных способов принятия решений, которые становятся препятствием в адаптации организации к темпу и направлениям рыночных изменений.

Изменения — это крайне трудный и болезненный процесс. Чем более глубокие и радикальные изменения происходят в организации, тем выше вероятность сопротивления им.

Причины сопротивления могут быть экономическими, организационными, личностными, социальными, политическими и др.

Причины сопротивления изменениям:

- чувство неопределенности  будущего положения вследствие  недостатка информации, пессимистичной  оценки перспектив;

- ощущение угрозы социальным  отношениям;

- нежелание изменять  сложившиеся трудовые навыки.

Формы сопротивления изменениям могут быть различны, например, неприкрытая оппозиция и возмущение, жалобы, равнодушие, снижение интенсивности труда, уход с работы и др.

Большое влияние на то, в  какой мере руководству удается  устранить сопротивление организационным  изменениям, оказывают методы преодоления сопротивления. Набор этих методов варьируется от мягких (косвенное воздействие на сотрудников) до жестких (принуждение). В практическом менеджменте применение каждого метода требует анализа конкретной ситуации с учетом целей, задач, сроков, характера изменений, сложившегося в организации баланса сил.

Проведение изменений  должно завершиться установлением  статус-кво в организации. Поэтому  важно не только устранить сопротивление  изменениям, но и добиться, чтобы  оно было поддержано сотрудниками организации и стало реальностью.

Одним из основных методов  снижения уровня и распространенности сопротивления изменениям со стороны  сотрудников организации считается  привлечение их к процессу изменений  на самом раннем этапе — при  подготовке и принятии решений о них.

 

22. Система законов организации

«Закон», «закономерность», «зависимость» как общенаучные  категории. Законы организации и  их взаимодействие.

Типология законов организации:

-общие (синергии, самосохранения, развития, онтогенеза и филогенеза, равновесия,  соответствия разнообразия  управляющей системы разнообразию  управляемого объекта, приоритета  целого над частью, учета системы  потребностей),

-частные (закон непрерывности, наименьших, ритмичности в движении производственных фондов, состязательности кадров управления),

-специфические (информированности-упорядоченности,  единства анализа и синтеза,  пропорциональности и композиции, дифференциации и универсализации  функций, своеобразия, оптимальной загрузки, социальной гармонии, эффективного восприятия и запоминания информации).

Специфические законы социальной организации.

 

Закон – это зависимость, которая зафиксирована в законодательных документах; является общепринятой нормой для большой группы людей или организаций; получила признание и поддержку авторитетных ученых.

Закономерность является частью закона. Закон или закономерность с позиций  менеджмента можно представить  как связь целей управления со средствами и методами их достижения.

Трехуровневый подход к постановке и проведению исследования и построения системы законов организации.

Первый уровень составляют основополагающие законы, определяющие сущность организации. Они выделяют, и раскрываю методические основы, фундамент построения любой организации, выражая главное содержание, являются квинтэссенцией ее теоретического понимания и практического построения и применения. Это значение обуславливает особое, определяющее место и ведущую роль таких законов: законы синергии, самосохранения, развития.

Второй уровень рассматриваемой  классификации открывает группа законов форм, определяющих восприятие внешнего вида, проявление организации.

Третьим уровнем классификации  выделяются группы законов взаимосвязей и взаимодействия, вскрывающие и представляющие важнейшие феномены построения, функционирования и развития организации.

Законы организации по важности делятся на:

- основополагающие (законы синергии, самосохранения, развития);

- менее важные (информативности-упорядоченности,  единства синтеза и анализа, композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации).

Закон синергии. Для любой организации  существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой  суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров), либо существенно меньше.

Закон самосохранения. Каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс).

Закон развития. Каждая материальная система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон информированности – упорядоченности  гласит, чем большей информацией  располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

Закон единства анализа и синтеза. Каждая материальная система (живой  организм, социальная организация и  др.) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций.

Закон композиции и пропорциональности гласит, что каждая материальная система  стремится сохранить в своей  структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции).

Закон онтогенеза относится к группе категорий взаимодействия, и отражает важнейшие положения самой динамичной составляющей организационного формирования, функционирования и развития. Закон  онтогенеза отражает симметричное развитие генезиса и представляет жизненный цикл любой организации, периодически повторяющейся последовательностью, общей для всех организаций, тесно взаимосвязанных и закономерно сменяющих друг друга шести основных стадий.

 

23.  Принципы организации

Сущность и содержание принципов организации. Процедура  формирования освоения и применения принципов организации. Классификация  принципов организации: цели, формы, содержания, взаимосвязи, взаимодействия. Принципы статической  организации. Принципы динамической организации. Принципы рационализации организации.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"