Школы стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 01:20, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия. В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
Менеджмент -- это эффективное управление, критерии оценки которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров.

Содержание

Введение
1. Сущность стратегического менеджмента
1.1 Подходы стратегического менеджмента
1.2 Стратегическое и оперативное управление
2. Этапы становления стратегического менеджмента
3. Основные шаги модели стратегического менеджмента
4. Школы стратегического менеджмента
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Галя.docx

— 40.35 Кб (Скачать файл)

Таблица 1

Школа стратегического менеджмента

(Г. Минцберг, Б. Олстрэнд, Дж. Лэмпел, 1997)

 

Название школы

Процесс формирования стратегии

 

1

дизайна

осмысление

 

2

планирования

формальный

 

3

позиционирования

аналитический

 

4

предпринимательства

предвидение

 

5

когнитивная

ментальный

 

6

обучения

развивающийся

 

7

власти

ведения переговоров

 

8

организационной культуры

коллективный процесс

 

9

внешней среды

реактивный

 

10

конфигурации

трансформации

 
       

Эти школы, в свою очередь, подразделяются на три группы. Первые три школы имеют предписывающий характер -- их приверженцы описывают, как должны формироваться стратегии. Так, представители первой школы, доминировавшей в 1960-е годы (а две последующие возникли на ее основе), рассматривают стратегию как процесс неформального дизайна, т.е. конструирования, проектирования, моделирования. Вторая школа, расцвет которой пришелся на 1970-е годы, рассматривала стратегию как относительно независимый процесс формального планирования. Сторонники третьей школы, заявившей о себе в 1980-е, сосредоточились не на планировании стратегии, а на ее содержании. Наименование «школы позиционирования» она получила потому, что ее последователи в качестве важнейшей задачи рассматривали принципы выбора стратегии в соответствии с позиционированием фирмы на рынке.

Следующие шесть школ рассматривают специфические аспекты процесса формулирования стратегии. Их последователи делают акцент на исследовании реальных процессов разработки стратегий. Стремясь связать стратегию с реальным поведением фирмы, они пытались рассматривать стратегию как результат предвидения будущего, озарения, разрешающего менеджеру принять риск. Таким образом, стратегия снизывалась с процессами, происходящими в сознании менеджера. Наиболее последовательно эта позиция разрабатывалась когнитивной школой, которая выбрала своей методологической основой когнитивную психологию и на этой основе пыталась проникнуть в сознание стратега.

Четыре последующие школы пытаются преодолеть неопределенности, связанные с поведением индивида, и детерминистски проанализировать процесс стратегического управления. Так, представители школы обучения считали, что стратегия должна разрабатываться шаг за шагом по мере развития, самообучения организации. Представители школы власти рассматривали стратегию как процесс переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между организацией и внешней средой. Согласно взглядам сторонников школы культуры, стратегия зависит от культуры организации, а процесс ее выработки является коллективным процессом. Теоретики школы внешней среды полагают, что построение стратегии есть реактивный процесс и определяется как реакция на изменения во внешней среде. Школа, которая названа Г. Минцбергом и другими «школой конфигурации», представляет собой подход, который стремится объединить задачи всех предшествующих -- процесс выработки стратегии, ее содержание, организационную структуру и ее окружение. Она опирается на принципы и методы организационного развития, выводя из них закономерности стратегических изменений: стратегия рассматривается как процесс трансформации.

Современное значение этих школ различается. Одни из них хорошо зарекомендовали себя и удерживают надежные позиции для анализа деятельности компаний, принадлежащих к «традиционным» отраслям, другие демонстрируют эффективность своей методологии во вновь развивающихся, инновационных отраслях бизнеса, третьи больше подходят для проектирования стратегических изменений в бесприбыльных организациях или организациях муниципального управления и т.д. Поэтому вряд ли было бы продуктивно пытаться ранжировать школы и направления стратегического менеджмента по степени важности или эффективности в отрыве от реального контекста организационных проблем, в котором они возникли и который влияет на их развитие. Важнее научиться применять нужные и эффективные методы из всего арсенала методов, предоставляемого школами, для решения задач стратегического менеджмента, возникающих в конкретных организациях и в определенный момент времени.

Заключение

Понятие «менеджмент» широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией. При этом эффективное управление может обозначать разные понятия. Например, неуклонное и последовательное продвижение в направлении установленных целей, или результаты, свидетельствующие о росте прибыли или снижении числа жалоб клиентов. Под этим могут подразумеваться успехи в повышении качества обслуживания, расширении сети филиалов или внедрении новых технологий производства. Ряд примеров подобного рода, показывающих широту понимания менеджмента, можно продолжить.

Стратегический менеджмент заставляет всерьез задумываться о будущем организации, он позволяет:

* формулировать на рациональной  основе возможные стратегии и  определять, в какой мере подходит  организации та или иная стратегия;

* находить альтернативные  пути развития бизнеса, чтобы  выбрать оптимальный из них;

* развивать умение ориентироваться  в будущем, что приводит к систематическому  учету возможных последствий  тех или иных решений;

* более эффективно и  грамотно размещать ресурсы организации;

* понимать природу и  значение неопределенностей и  рисков в развитии бизнеса;

* использовать методологию  системного подхода в решении  организационных проблем и на  этой основе развивать более  эффективное управление;

* связывать в единый  комплекс взаимозависимых элементов  процессы коммуникации, координации  и контроля в рамках организации  как целого;

* стимулировать мотивацию  и энтузиазм сотрудников, определять  миссию организации и понимание  значения достижения организационных  целей для индивидуального развития  и роста сотрудников;

* преодолевать сопротивление  переменам, формировать инновационную  организационную культуру.

Стратегический менеджмент развивает широту управленческого мышления руководителей, делает их более полезными для организации. Руководители, имеющие знания и навыки в области стратегического менеджмента, имеют больше шансов добиться быстрого роста по служебной лестнице. А начинающим руководителям стратегический менеджмент позволяет достаточно быстро понять, как работает организация, какова взаимосвязь ее структурных компонентов, какова роль отдельных индивидов в принятии важных организационных решений.

Литература

1. А.Т. Зуб «Стратегический  менеджмент. Теория и практика. Учебное  пособие для ВУЗов», 2002г. - 415с.

2. Р.А. Фатхудтинов «Стратегический менеджмент. Учебник», 2005г. - 448с.

3. Г.Я. Гольдштейн «Основы  менеджмента», 1995г.

4. А.И. Кравченко «История  менеджмента. Учебное пособие для  ВУЗов», 2005г. - 560с.

 


Информация о работе Школы стратегического менеджмента