Школы стратегий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является понимание как сформировались школы стратегий, как развивались и как использовались на практике.
Задачами данной курсовой работы являются:
Выяснить как развивались стратегические мысли, которые способствовали возникновению школ стратегий.
Узнать на основе чего образовывались школы и какими были основные идеи.
Сравнить школы, чтобы понять, чем они отличались, а чем были схожи.
Сделать выводы о том, как использовались теоретические знания школ на практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
Эволюция стратегической мысли……………………………………
5
Характеристика школ стратегий……………………………………
20
Концепции дескриптивных школ……………………………………
31
Концепции прескриптивных школ………………………………….
35
Концепции смешанных школ……………………………………….
41
Заключение………………………………………………………………….
44
Библиографический список………………………………………………
46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по СМ_ Литвинова Ольга.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Из таблиц 1 и 2 видно, что по некоторым параметрам наблюдается сходство принципов подхода к определению содержания стратегии и процессу ее разработки.

Однако существуют и значительные расхождения, главным  образом в параметрах процесса разработки стратегии. Ни одна из школ не придерживается системного подхода в полном объеме. Наиболее полным принцип системного подхода к определению содержания стратегии выдерживается в школе позиционирования, где наблюдается соответствие четырем закономерностям систем.

Остальные школы  используют системный подход лишь частично. Именно это позволяет думать, что практически ни одна из школ не исходит из определения понятия стратегии как системы приемов и правил, ибо система либо существует и привержена всем закономерностям, либо ее нет, а есть набор, может быть, очень важных, но не взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов. Поэтому максимальный синергигеский эффект от реализации такой «неполноценной» системы получен быть не может. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Концепции дескриптивных школ

 
        Анализ степени сходства и различия принципов формирования стратегии, которых придерживаются школы второй группы классификации, более сложен, поскольку к этой группе Г. Минцберг относит значительно большее число школ. Это школы предпринимательства, когнитивная, обучения, власти, культуры и внешней среды. Эти школы пытаются преодолеть неопределенности, связанные с поведением индивида, и детерминистски проанализировать процесс стратегического управления.

Девиз школы предпринимательства — «смотри насквозь». Основные идеи школы предпринимательства исходят из интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего лидером организации. Процесс формирования стратегии базируется на жизненном опыте и интуиции руководителя, который «одержимо продвигает свою концепцию, лично контролируя ее осуществление, чтобы в случае необходимости внести в процесс своевременные коррективы». Таким образом, главным стратегом является руководитель организации, который должен вырабатывать «взгляд сквозь», т. е. всесторонне рассматривать складывающуюся ситуацию. Он должен предвидеть будущее.

 Когнитивная школа пытается проникнуть в «мысли стратега». Школа анализирует стратегический процесс с точки зрения познавательных способностей человека, его склада ума, мироощущения, мировосприятия. Поэтому эту школу можно назвать школой познания. В когнитивной школе выделяют два направления: позитивистское и субъективистское. Первое трактует обработку и структурирование знаний как попытку создания объективной картины мира. Второе направление рассматривает стратегию как..интерпретацию..стратегом..картины..мира. 
       Разработка стратегии осуществляется разными приемами, соответствующими особенностям познавательного стиля стратега (экстраверсия или интроверсия, сенсорный или интуитивный, мыслительный или эмоциональный, рациональный или иррациональный тип). 
       Школа обучения проповедует принцип: стратегии возникают тогда, когда люди, действуя иногда индивидуально, но чаще коллективно, приходят к изучению складывающейся ситуации и способностей организации справиться с нею и, в конечном счете, к действенной схеме поведения. Так, представители школы обучения считали, что стратегия должна разрабатываться шаг за шагом по мере развития, самообучения организации. Используются четыре модели коллективных процессов: коллегиальная модель, основанная на общем интересе, политическая модель, основанная на личном интересе, модель, основанная на отсутствии интересов, аналитическая модель, основанная на личном интересе.

Важным аспектом школы является ретроспективное  осмысление. Таким образом, выработка стратегии должна, по мнению ее приверженцев, обрести форму процесса обучения.

Школа власти трактует процесс формирования стратегии как открытую борьбу за влияние, делающую особый акцент на важности использования менеджерами властных и политических методов. Выделяют две ветви школы власти: микровласть — игра политических сил внутри организации, макровласть — использование политических рычагов самой организацией во внешнем мире.

Стратегия, представленная этой школой, отражает интересы наиболее мощных групп данной организации. Одновременно школа считает, что формирование стратегии постепенно превращается в процесс коллективный, в котором участвуют многие партнеры. Возникает деловая сеть, создаются стратегические альянсы. В конечном итоге стратегия разрабатывается в процессе переговоров между всеми заинтересованными организациями. При этом школа допускает применение различных уловок, а иногда и прямую конфронтацию. В этом смысле ей близки рекомендации неизвестного Древнекитайского автора книги «Тридцать шесть стратагем», в которой приводится перечень разнообразных уловок, применяемых время войны. 
 
       Представители школы власти рассматривали стратегию как процесс переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между..организацией..и..внешней..средой.  
       Школа культуры утверждает, что формирование стратегии — это процесс социального взаимодействия, основанного на общих для членов организации убеждениях и понимании. Организационная культура ассоциируется с коллективным познанием. Она становится мнением организации, общими убеждениями, которые отражаются в традициях и привычках, а также в символах организации, сооружениях и продуктах.

Школа придает  большое значение ресурсной концепции  фирмы. При разработке стратегии устанавливаются типы ресурсов, обусловливающие высокие прибыли, иначе говоря, разработка стратегии — это процесс управления ресурсами организации.

Важнейшим ресурсом считается культура организации. Поэтому ее необходимо оберегать от имитации, ибо она может существенно подорвать экономическую безопасность организации.

Школа внешней среды описывает взаимосвязи между конкретными изменениями внешнего окружения и определенными признаками организации. Внешнее окружение является главным элементом процесса создания стратегии. Организация должна адекватно реагировать на вызовы внешней среды. Школа дает знание о структуре организации, ее окружении и о тех разнообразных формах, которое оно (окружение) принимает. Руководствуясь идеями школы внешней среды, можно понять, какие типы организаций испытывают наибольшее давление со стороны внешней среды и когда стратегический выбор ограничен в максимальной степени. Иначе говоря, школа существенно расширяет идеологию школы дизайна, базирующуюся на SWOT-анализе.

 

Таблица 3 – Параметры школ стратегий по критериям, характеризующим содержание стратегий

Критерии

Параметры

школы предпринимательства

когнитивной школы 

школы обучения

школы власти

школы культуры

школы внешней  среды

Связь стратегий  с оперативным управлением предприятием

Стратегия существует в виде перспективы

Стратегия - процесс  познания мира

Стратегия - схема  действий из прошлого

Стратегия - набор  уловок, маневров

Стратегия существует в форме перспективы

Взаимосвязь стратегии  и планирования

Закономерности  систем, которым отвечает стратегия

Все закономерно  систем — «взгляд сквозь»

Коммуникативность, иерархичность

Коммуникативность, интегративность

Коммуникативность

Все закономерности систем

Коммуникативность, интегративность

Временной горизонт, на который разрабатывается стратегия

Стратегия - предвидение будущего — разрабатывается на годы

Стратегия —  перспектива без фиксированного периода

Не зафиксирован

Достаточно  длительный период

Достаточно  длительный период

Период соответствия ресурсов параметрам окружения

Гибкость (адаптивность) стратегии

Гибкость, чуткое реагирование на изменения

Быстрая реакция на изменения

Постоянное  обновление знаний

Взаимодействие  с партнерами

Сохранение  текущей стратегии

Адекватная  реакция на внешние силы

Структура стратегии, ее связь со структурой фирмы

Структура фирмы  изменяется вместе со структурой стратегии

Не описана

Не описана

Стратегия отражает интересы мощных групп

Достижение  равновесия между ресурсами фирмы

Чем стабильнее среда, тем формальнее структура

Степень дифференциации стратегии на составляющие

Не описана

Не описана

Не описана

Не описана

Система 7С: цели, стратегия, структура, стиль, служащие знания, системы

Степень дифференциации стратегии на составляющие


Таблица 4 - Параметры школ стратегий, характеризующие процесс разработки стратегий

Критерии

Параметры

школы предпринимательства

когнитивной школы 

школы обучения

школы власти

школы культуры

школы внешней  среды

Соотношение индивидуального  и коллективного 
подходов к разработке стратегии

Главный стратег  — 
руководитель, его 
интуиция, здравомыслие, мудрость, 
опыт, проницательность

Формирование 
стратегии — 
протекающий в 
сознании стратега процесс познания

Коллективный 
подход с привлечением сторонних организаций и лиц

Открытая борьба за влияние на 
основе микро- и макро власти. 
Коллективный 
процесс

Процесс социального  взаимодействия, основанный на общих  убеждениях 
членов организации

Руководство - 
пассивный элемент 
стратегического 
процесса. Оно осуществляет выбор 
варианта стратегии

Спектр и  степень 
дифференциации 
факторов, учитываемых при разработке стратегии

Стратегический 
процесс — «черный ящик», находится в глубинах 
познавательных 
способностей 
руководителя

Рассматриваются различные 
стороны процесса познания. 
Большое значение придается 
интуиции

Разработка  стратегии - управление процессом стратегического обучения с целью поиска новых стратегий

Обсуждаются все  существенные стороны 
стратегии в рамках деловых сетей, альянсов

Учитывается 
ценность, редкость, неповторимость и заменяемость ресурсов организации

Учитываются параметры  окружения 
стабильность, комплектность, разнообразие рынка, 
враждебность

Степень формализации процесса 
разработки стратегии

Процесс творческий, уравновешиваются изменения и стабильность

Процесс творческий, исследует 
цепочку возможных последствий

Не формализован

Неформализованный переговорный процесс

Неформализованный процесс 
управления коллективным познанием

Неформализованный процесс в рамках теории ситуационных факторов

Характер взаимодействия разработчиков стратегии и работников, 
реализующих 
стратегию

Культ руководите 
ля, препятствующий плюрализму, 
затруднено срочное взаимодействие

На первом 
месте — убеждения менеджеров

Взаимодействие 
в процессе обучения

Взаимодействие 
с любыми лицами и группами

Взаимодействие 
в рамках общих 
убеждений всех 
работников 
фирмы

Взаимодействие  в рамках адаптации 
фирмы к изменениям внешней среды


 Как видно  из таблиц 3 и 4, существенные различия между школами этой группы начинаются с того, что практически все они исходят из разного понимания содержания самой стратегии и процесса ее формирования. Так, если когнитивная школа исходит из определения стратегии как процесса познания мира, то школа власти, например, понимает стратегию как набор уловок и маневров. Школа предпринимательства главную роль в процессе разработки стратегии возлагает на «мудрого, здравомыслящего» стратега. Школа обучения считает, что разработка стратегии — коллективный процесс с привлечением сторонних организаций и лиц, а школа власти трактует процесс разработки стратегии как различного рода уловки и открытую борьбу за влияние на основе микро- и макровласти.

Что касается системности  в подходе к формированию стратегии, то можно заключить, что лишь школы  предпринимательства и культуры рассматривают стратегию как систему со всеми присущими ей закономерностями. 
       Практически все школы этой группы не приводят данных о степени дифференциации стратегий на составляющие. Это не позволяет сделать вывод о том, что же в конечном итоге должно составлять, по мнению адептов тех или иных школ, конкретное содержание стратегии, каковы направления, элементы стратегического управления.

 

 

 

 

 

    1. Концепции смешанных школ

 
        Третья группа в классификации представлена школой конфигурации и школой СПбГПУ. Характерной особенностью этих школ является совокупное использование принципов формирования стратегии, предлагаемых школами первой и второй групп, с учетом особенностей конкретного предприятия и окружающей его среды. 
        Школа конфигурации исходит из того, что организация (предприятие) может быть описана как устойчивая конфигурация ее основных частей. Это обусловливает поведение организации и присущий ей набор стратегий. Основополагающее значение приобретает концепция жизненных циклов организаций. Основная цель стратегического менеджмента состоит в поддержании стабильности организации на относительно длительный период. Процесс построения стратегии в рамках этой школы сводится к разработке концепций или формальному планированию, к систематическому анализу или видению руководства, к обучению или конкурентной политике, к сосредоточенности на индивидуальном обучении. Стратегии принимают формы планов или схем, позиций, перспектив или уловок. Таким образом, принципы формирования стратегии, предлагаемые этой школой, по существу, объединяют исходные положения практически всех школ первой и второй групп.

       Концепция школы СПбГПУ предполагает:

Информация о работе Школы стратегий