Цель управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Сейчас необходимо рассматривать процесс принятия решений как процедуру, главными участниками которой являются руководитель и эксперты. Именно человеческие, а не математические или машинные аспекты являются основными в процессе принятия решений. Именно на этих вопросах следует основывать позиции практической ценности методов принятия решений.

Содержание

Введение
1. Понятие и основные требования к цели управления
2. Процесс разработки и реализации управленческого решения
3. Сущность управленческого решения
4. Формирование управленческих решений
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Цель управленческого решения.docx

— 89.06 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский  Государственный Университет 

Сервиса и Экономики

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине "Управленческие решения"

на тему "Цель управленческого решения"

кафедра "Менеджмент и коммерция"

 

 

выполнила студентка 3-го курса,

заочного отделения

группа 0611, специальность 080507, ИТРБ

Колмакова  В.И.

        ________________________________/_____________________________

Потемкина Г.С.

проверил(а):______________________/______________________________

 

Санкт Петербург

2012

Содержание

 

      Введение

 

  1. Понятие и основные требования к цели управления

 

  1. Процесс разработки и реализации управленческого решения

 

  1.  Сущность управленческого решения

 

 

  1.  Формирование управленческих решений

 

      Заключение

 

     Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Любое начинание должно иметь какую-нибудь цель. Для организации процесс выбора цели и формирования целей управления является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры для управления, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация — это объединение людей, преследующих определенные цели.

     Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности управления организацией. Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть управления организацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и основные требования к цели управления

     Цели системы управления направлены на достижение желаемых результатов, поставленных перед организацией. Существует несколько трактовок понятия «цель». Цель – это желаемый результат деятельности. Цель – это осознанный образ будущих результатов. Цель – это идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Цели – это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых бы хотела добиться группа, работая вместе. Общим во всех этих понятиях является направленность целей на достижение конкретных результатов, характеризующих перспективное состояние внутренней среды организации. К конечным результатам как желаемым будущим состоянием может привести лишь деятельность внутренней среды организации, состоящей из субъекта управления – управляющей системы, или системы управления – и объекта управления – управляемой системы. Поэтому цели этих двух систем несколько отличаются друг от друга. Таким образом, цели управления являются вторичными по сравнению с целями организации, которые можно назвать первичными. Однако формулировка и тех и других по своей сути отличается незначительно. Так, например, стратегическую цель производственных процессов – освоить производство и выпуск новой высококачественной продукции с заданным набором свойств – для системы управления можно сформулировать следующим образом – обеспечить освоение и выпуск новой высокоэффективной продукции.

     Деятельность организации, в основе которых заложены процессы формирования и реализации целей, получила название целесообразной. Целесообразность – это характеристика функционирования сложных, в данном случае организационно – экономических систем, которое направлено на достижение определённого конечного результата и реализуется на основе принципов обратной связи и адаптации. В свою очередь характер отклонений от запланированного состояния обусловлен степенью использования принципа адаптации процессов, происходящих в управляемой и управляющих системах, к изменениям внешней среды. Поэтому целесообразность означает приспособленность к условиям внешней среды. Процессы можно считать целесообразными, если система управления устанавливает определённое соотношение во времени и (или) пространстве с другой системой управления иным хозяйствующим субъектам. Проявлении целесообразности заключается в наличии целей, степень достижения которых контролируется обратной связью и зависит от использования принципа адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Поэтому любое управленческое решение, имеющее вид ответной, адаптивной реакции к изменяющимся условиям внешней среды, называется конституирующими, т. е. создающим ту или иную форму целесообразного поведения управляемых процессов.

     Алгоритм реализации целесообразности можно представить в виде последовательного решения следующих управленческих задач:

- выявлении потребности в формировании целей, выраженного в колебании внутренних отношений (пропорций) параметров объекта управления под влиянием изменений, происходящих как во внешней, так и во внутренней среде хозяйствующего субъекта;

- формулирование совокупности  целей, имеющий вид модели целевой  ориентации системы управления, направленной на достижение главной  стратегической цели;

- создание механизмов  управления в виде совокупности  организационно – распорядительных, экономических и социально –  психологических методов, представляющих  возможность реализовать разработанную  модель целевой ориентации системы  управления и достичь стратегических  результатов всей деятельности  организации во времени и пространстве  с помощью конкретных мероприятий,  разработанных в виде плана  на текущий период;

- приёма и обработки  информации, полученной от объекта  управления по каналам обратной  связи в виде результатов выполнения  разработанных конкретных мероприятий;

- определения отклонений  фактических результатов деятельности  производственных, обеспечивающих, сбытовых, маркетинговых, научно – исследовательских,  природоохранных и других процессов  от запланированных;

- выявления положительных и отрицательных отклонений, определяющих либо дальнейшее развитие внутренней среды, либо необходимость стабилизации процессов, имеющих отрицательную динамику в течении достаточно длительного периода;

- корректировки целей,  сформулированных ранее и (или)  разработка новых взамен достигнутых.

     Приведённая последовательность является универсальной, используемой для разработки любых управленческих решений как ответных, адаптивных реакций независимо от того, вызваны ли они внутренними или внешними диспропорциями в процессах.

2.  Процесс реализации  и разработки управленческого  решения

     Процесс разработки и реализации управленческого решения должен быть ориентирован на достижение выработанной в компании цели. Это вытекает из обобщенной схемы ПРУР рис. 1.

Рис. 1. Обобщенная схема разработки решения:

1 – решение направлено  на изменение цели,

2 – решение направлено  на изменение ситуации

     В основе схемы лежит блок «Глобальная цель управления». Глобальная цель управления любой социальной системой – это максимальное удовлетворение потребностей и интересов человека, коллектива, общества. В рамках этой глобальной цели формируются технократические и социальные цели управления. К технократическим целям относятся технические, технологические и другие, достижение которых основано на формализованных приемах. К социальным относят: достижение социальной справедливости, охрана окружающей среды, создание положительной мотивации труда, создание условий для развития личности. Конкретная ситуация – это реальное положение дел относительно провозглашонной цели. Проблема формируется , как разность между целью и соответствующей ситуацией. Группы проблем сводятся к обобщенной проблеме, которая и является индикатором эффективности реализуемых решений. Обычно проблемы анализируют на остроту и решаемость.Рассматривая эту схему ПРУР данности цель может отличаться от цели организации, например в случае, когда УР направлено на реализацию только части целиорганизации. Таким образом, первичной является цельорганизации, а вторичной цель – УР (рис. 2).

  Рис. 2. Схема взаимодействия цели и задач

     Тем не менее, иногда цели УР прямо противоположны целям компании из-за  непрофессионализма руководителей и специалистов («все в одной лодке, но гребут в разные стороны»).

     Цель рассматривают, как процесс и как явление. Как процесс цель отражает принятую в организации тенденцию развития, например, «Максимальное удовлетворение интересов и потребностей клиентов в качественной продукции». Как явление цель представляет собой мотивированный документы, касающиеся развития компании , - бизнес-план, тексты различных задач, лозунги и призывы. Как процесс цель отражает развитие какого-либо вида деятельности по формированию или реализации УР, направленного на достижение цели компании. Например, «Совершенствование системы управления качеством продукции». Как явление цель также представляет собой мотивированные документы – задание на разработку  УР, философия УР или стратегия УР.

     В общем виде цель должна удовлетворять пяти условиям (рис. 3):

- быть желаемой для  ее инициатора (руководителя, специалиста) (Ж);

- иметь технические, экономические  и другие возможности для разработки  и реализации (В);

- быть необходимой для  коллектива компании и общества (Н);

- находиться в рамках  исторической приемлемости для  ближайшего окружения внешней  среды (ИП);

- текст цели должен  включать ключевые слова, означающие  постоянное изменение. 

Например: достижение, расширение, сокращение, развитие, получение максимальной прибыли и т.д.

Рис. 3. Условия формирования цели

Свойства цели: суперзависимоть, иерархия, обратное преобразование, недостижимость абсолютных значений.

     Цели могут усиливать или ослаблять друг друга. В одном случае отсутствие какой-либо цели может свести на нет результат реализации остальных, в другом – отсутствие какой-либо цели может свести на нет результат реализации остальных, в другом – отсутствие какой-либо цели может существенно усилить воздействие оставшихся. Это свойство называется суперзависимоть.

     Свойство иерархии проявляется в том, что большие по затратам или времени цели могут быть разделены на более мелкие, подчиненные основной идее большой цели. Обычно УР направлено не на разрешение цели, а на решение составляющих ее конкретных задач. Поэтому для каждой цели необходимо формировать не менее двух задач. Если подучается только одна, то цель преображается в задачу. Свойство обратного преобразование заключается в том, что набор сложных задач может быть представлен в виде нового набора целей с последующим формированием новых наборов задач (рис. 4).

Рис. 4. Схема раскрупнения целей и задач

     Свойство недостижимости абсолютных значений определяется тем, что все процессы в управлении и экономике являются постоянно изменяющимися непрерывно и дискретно. Поэтому цель должна ориентироваться не на какие-либо конечные значения, а на динамику процесса. При формировании задач также используют шаблонный набор слов типа: построить, сдать, разработать, оценить, помочь, отчитаться.

     К показателям, оценивающим степень целесообразности создания и функционирования хозяйствующего субъекта, можно отнести степень его выживания, или конкурентоспособности, в условиях непостоянства и неопределённости состояний элементов внешней среды. Степень выживания называется свойством самосохранения сложной организационно – экономической системы в условиях рыночной конкуренции.

Содержание целей зависит  от трёх причин:

- объективных законов  развития элементов макроуровня  – политико-правовой, экономической,  демографической, культурной, природной  и научно – технической сред  на территории РФ и её отдельных  регионов как географических  рынках;

- маркетинговых возможностей  хозяйствующего субъекта, состоящих  из степени целесообразности  и уровня ресурсного обеспечения  объекта управления;

- используемых системой  управления средств формирования  и реализации целей, количественной  и качественно оценок результатов  целенаправленной деятельности  систем управления, разработки его  рациональных механизмов.

     Управление, основанное на использовании целесообразности как основной характеристики построения и функционирования, называется целевым, или при более полной трактовке его сущности – программно – целевым. К целям предъявляются определённые требования, которые можно классифицировать по их признакам, что позволяет сформулировать систему управления и использовать для её функционирования программно – целевой подход. Так, по признаку «уровень управления» цели можно разделить на федеральные, региональные (федеральных округов), субъектные (краевые, областные, автономных округов, автономной области, Москвы, Санкт – Петербурга)), районные, муниципальные и локальные. К федеральным относятся цели органов управления трёх ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляющих функции государственного управления на территории всей Росси, к субъектным – цели 89 систем управления субъектами РФ. К районным принадлежат цели государственных органов, решающих задачи управления в административных районах. Созданный муниципальный уровень управления относится к общественному самоуправлению, на этом уровне разрабатываются цели, соответствующие представленным правам и адекватные обязанностям по рациональному использованию выделенных бюджетных средств. К локальным относятся цели управления хозяйствующими субъектами.

Информация о работе Цель управленческого решения