Целевой подход в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Термин «менеджмент» прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идет о руководстве деятельностью рыночных субъектов — хозяйствовании. Такая деятельность присуща и крупнейшим корпорациям и отдельным лицам. В ее рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются ее планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование и т.п.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Понятия в управлении………………………………………………….. …...……...4
1.1. Цель и миссия…………………………………………..……………………...4
1.2 Управленческая стратегия……………………………...………………………8
1.3 Политика деятельности организации…………….………………………….10
2. Аналитическая часть……………………………………………………………….12
2.1 Особенности целевого подхода………………....…………………………...12
2.2 Изучение целевого подхода к управлению на примере ОАО «Стекловолокно»…………………………………………..………………………….16
2.3 Преимущества и недостатки целевого подхода……………………………..23
3. Рекомендации по целевому подходу…………………………………………..…..26
3.1 Сферы применения и эффективность целевого подхода……………………26
3.2. Выводы и рекомендации……………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………………….32
Библиографический список…………………………………………………………..34
Глоссарий.……………………………………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

0490498_3F04D_celevoi_podhod_v_upravlenii_organizaciei.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. «Дерево» целей

 

1.2 Управленческая стратегия

Общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы, получила название управленческой стратегии (греч. - стратегия - искусство полководца).

Стратегия представляет собой систему управленческих решений, направленных на реализацию миссии организации и ее преобразование в новое состояние. Эти решения, имеющие долгосрочный характер, определяют:

-  направление формирования и развития организационного потенциала;

- характер и способы осуществления деятельности на рынке.

 Стратегия помогает сосредоточиться на главных проблемах и отбросить второстепенные.

На среднем и низовых  уровнях управления стратегия дополняется  и конкретизируется тактикой (краткосрочной  стратегией). Она представляет собой  совокупность управленческих решений, отражающих оптимальный вариант решения стратегических задач в существующих условиях или с учетом новых и непредвиденных обстоятельств.

Стратегия включает в  себя несколько элементов:

1) система целей, в  которую входят миссия, генеральная  цель, общеорганизационные и специфические цели;

2) приоритеты (ведущие  принципы) распределения ресурсов  и осуществления действий;

    1. правила, регламентирующие процесс реализации стратегии, например формирования организационной структуры, осуществления внутреннего взаимодействия, выполнения специальных операций и т.п.

В любой момент внутри организации и вне ее возникают  новые непредвиденные обстоятельства, которые в концепцию стратегии  не укладываются. Они могут, например, открыть новые направления деятельности или заставить отказаться от прежних; способствовать развитию или, наоборот, замедлить его.

Чтобы не менять в связи  с этим стратегию в целом, организация  при необходимости может ставить  и реализовывать дополняющие  и развивающие ее стратегические задачи. При их формулировке учитывается возможность:

- приближения к главной цели организации (если от движения к ней пришлось в той или иной степени отступить);

-  решения дополнительно возникших проблем;

-  получения наибольшей выгоды или избежание ущерба.

К стратегии предъявляются следующие требования:

    1. реальность, выполнимость;
    2. соответствие потенциалу организации, политике руководства, опыту и навыкам персонала, культуре и системе мотивации;
    3. этичность;
    4. внутренняя целостность, непротиворечивость элементов;
    5. совместимость со средой, позволяющая эффективно с ней взаимодействовать;
    6. обеспеченность ресурсами;
    7. оправданная рискованность.

Обычно организация  имеет не одну, а несколько стратегий. К ним относятся:

  • Генеральная стратегия, отражающая способы осуществления миссии и главной цели организации.
  • Специальные стратегии для отдельных особых случаев, например стратегия банкротства.
  •   Функциональные стратегии, которые определяют пути достижения специфических целей организации, стоящих перед ее отдельными подразделениями и службами.

 

1.3 Политика деятельности организации.

Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).

Нормативные требования к управлению включают:

- принципы предпринимательской  деятельности;

- основные цели, объекты,  сферы деятельности;

- требования к ее  организации.

Основные принципы предпринимательской  деятельности:

- четкое представление  смысла предпринимательской деятельности;

- отношение менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например, готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала);

- отношение к окружающей  среде (к партнерам по рынку,  общественной и экономической  среде);

- восприимчивость к НТП;

- готовность к риску.

Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:

- к способу управления (например, авторитарный или демократичный);

- в области инноваций  (например, текущее, гибкое или  жесткое планирование);

- в среде информации (открытость, секретность);

- принципы мотивации;

- организационные структуры;

- принципы контроля.

На основе общих принципов (shared value) фирма разрабатывает свою структуру, определяет необходимые отличительные  преимущества (искусства - skills), стратегию  деятельности, систему управления, стиль работы сотрудников (их мотивацию, культуру, процедуры деятельности и т.д.). Это можно отразить в рамочной конструкции  7S, которая показана на рисунке 2.

Рисунок 2. Взаимосвязь различных сторон деятельности фирмы

 

Реализация нормативных  требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы  и конкретные политики в отдельных  сферах деятельности.

К структурной политике относят:

- политику создания  фирмы (цели, решения, средства);

- политику местоположения фирмы;

- политику ее правовой  формы;

- политику отношения  собственника к предприятию;

- кооперационную политику  с другими фирмами;

- политику концентрации  и разукрупнения;

- политику ликвидации  фирмы.

Конкретные политики действий включают:

- политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т.д.);

- инвестиционную политику;

- политику запасов;

- политику в области  оборудования;

- кадровую политику;

- финансовую политику;

- производственную политику (система и тип производства, размер  партий, технологические процессы, оперативное управление);

- политику сбыта (цены, распределение, реклама);

- политику отчетности  о деятельности фирмы.

2. Аналитическая часть.

 

2.1 Особенности целевого подхода.

Под управлением понимается процесс выработки и реализации целенаправленных воздействий на какой-либо объект в интересах достижения определенных результатов, т.е. заранее намеченной и осознанной цели на основе информации об объекте управления и внешней среде.

Целевой подход базируется на генеральной идее современного этапа управления: для повышения эффективности их функционирования необходимо согласованное по целям управление, так как несогласованность целевых устремлений и действий подразделений организации и исполнителей — главный источник потерь. Целевые методы направлены на согласование целей каждого подразделения и исполнителя с генеральной целью организации, на согласование ее целей с ресурсными возможностями. Поэтому целевой подход предполагае:

• определение и структуризация системы,

• определение целей или планируемых результатов работы,

• формирование множества  решаемых задач по достижению результатов,

• измерение конкретных результатов по этапам достижения поставленных целей.

В качестве объектов управления могут выступать вещи, люди, а  также определенные процессы (социальные, производственные и иные). Управление людьми осуществляется путем воздействия на отдельных лиц или на коллективы трудящихся, т.е. на конкретные предприятия, организации, отрасли хозяйства, сферы деятельности, всю экономику или общество в целом. Объектом управления могут служить также определенные ресурсы (природные, материальные, трудовые, финансовые и иные), а также экономический, научно-технический и иной потенциал страны, отрасли хозяйства или предприятия (организации).

Управление процессом постановки целей-ориентиров и оценки их реализации получило название management by objectives (MBO) или управление по целям.

Целевое управление начинается с того, что руководитель доводит  до сведения подчиненных касающиеся их позиции официального плана, помогает составить список индивидуальных или групповых идей, оптимизирующих конечный результат деятельности организации или подразделения. Собственные цели он определяет совместно со своим непосредственным руководством.

Следующим шагом является создание декларации - документа, отражающего личные цели каждого работника, связанные с реализацией официальных целей.

Цели, содержащиеся в  декларации, при необходимости выносятся  на общее обсуждение или согласование. Поэтому они не являются уже чисто  формальными, навязанными исполнителями сверху. Это уже во многом их цели, а поэтому обычно реализуются с гораздо большей заинтересованностью.

Затем составляется конкретный план действий под каждую личную цель (с указанием сроков, ресурсов и  т.п.), уточняются должностные инструкции, критерии оценки, определяется сфера ответственности.

Таким образом, MBO базируется на том, что в начале периода (месяц, квартал) организации, подразделениям, отделам, сотрудникам устанавливаются четкие задачи, от которых зависит их премия. Цели и задачи выставляются по принципу SMART:

  • Specific — специфичные для организации (подразделения или сотрудника);
  • Measurable — измеримые (определить метрики для подсчета производительности);
  • Achievable — достижимые, реалистичные;
  • Result-oriented — ориентированные на результат, не на усилия;
  • Time-based — определенные во времени.

Целей не должно быть много  на каждом уровне - от 3 до 5 - и от того на сколько эти цели были выполнены зависит премиальная часть заработной платы сотрудников.

Контроль может осуществляется, например, с помощью плана-графика, где отражается фактическое выполнение работ, а также в процессе регулярных оценочных бесед, которые могут проводиться ежеквартально. На собеседовании происходят оценка результатов, полученных в процессе достижения целей и выполнения планов развития, анализ причин неудач, анализ проблем, связанных с недостатками управления и профессиональными качествами работника.

Подведение итогов производится также во время собеседования  путем сопоставления достигнутых результатов с положениями декларации и целями организации.

 Итоговое собеседование  служит основой для нового  цикла планирования. Оно предполагает  определение целевых показателей,  ресурсов, критериев, на основе  которых будет оцениваться деятельность  работника в следующем периоде, и разработку мероприятий, направленных на их достижение (индивидуальных планов работы, планов развития личности).

Рассматриваемый подход для организационных систем предполагает также, что для каждой цели определено подразделение, которое организационно обеспечивает ее достижение, и, наоборот, у каждого структурного подразделения организации должна быть цель, которая служит основой его функционирования. Таким образом, любая цель представляет собой определенную совокупность целей более низкого уровня, задач управления и конкретных действий по их исполнению, т.е. достаточно общая цель деятельности организации достигается в результате осуществления ряда частных целей и решения частных задач.

Определение цели системы  является одним из наиболее важных, сложных и трудно разрешаемых  вопросов: неправильное или недостаточно четкое определение цели приводит к  весьма серьезным (иногда катастрофическим последствиям) для системы в целом, обрекает ее на «слепое» блуждание в динамически изменяющихся условиях внешней среды. Сложность и трудность решения проблемы целеобразования определяются в значительной мере тем, что она не поддается достаточно строгой формализации. Системы нижнего уровня иерархии обычно имеют некоторые аналогии, их поведение более изучено, что несколько облегчает определение для них достаточно четких целей, которые формулируются таким образом, чтобы их достижение способствовало осуществлению цели системы более высокого уровня.

Чем выше уровень руководства, чем сложнее управляемая система, тем больше и разнообразнее множество факторов, которые необходимо учитывать при определении ее цели. Одновременно тем большее значение имеет правильность определения цели, поскольку правильность ее выбора влияет на судьбу многих людей. На крупномасштабную («большую») систему влияет очень большое число сложных и многообразных факторов, которые трудно учесть, проанализировать и конструктивно использовать при формулировке ее основной (генеральной) цели и совокупности обеспечивающих ее выполнение целей следующего уровня.

Информация о работе Целевой подход в управлении