Характеристика школ управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 09:06, реферат

Краткое описание

К задачам данного реферата можно отнести:
1. Изучение процесса эволюции управленческой мысли.
2. Раскрытие сущности каждой из школ управления.
3. Определение того, какой вклад данные школы внесли в развитие науки об управлении.
4. Сравнение представленных школ между собой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...................3
ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ…………………………………………….............................................................4
ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………...6
1. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ( КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА)………….6
2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА…………………………………………………7
3. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………….8
4. ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК………………………………………………10
5. ЭМПИРИЧЕСКАЯ (ПРАГМАТИЧЕСКАЯ) ШКОЛА…………………………....12
6. ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ……………………………………………….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)


 

Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления бизнес-процессами и экономики

 

Кафедра «Экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплекса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Характеристика школ управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель                                  __________                                       И. Л. Голянд

                                                          подпись, дата                   

 

Студент группы УБ 09-05             __________                                      Д. Д. Климатова

                                                          подпись, дата

 

 

 

 

Красноярск 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...................3

ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ…………………………………………….............................................................4

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………...6

1.      ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ( КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА)………….6

2.      АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА…………………………………………………7

3.      ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………….8

4.      ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК………………………………………………10

5.      ЭМПИРИЧЕСКАЯ (ПРАГМАТИЧЕСКАЯ) ШКОЛА…………………………....12

6.      ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ……………………………………………….13

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….15

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….16

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. История возникновения и развития менеджмента насчитывает до семи тысячелетий. Всё это время происходило изменение взглядов на управление, как науку. Кроме того, на каждом этапе происходило развитие управления. Таким образом, происходило эволюционирования управленческой мысли.

На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринима­ли попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объясняется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации. В настоящее время известны четыре важнейших подхода, которые позволили выделить школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах: подход с точки зрения научного управления, административный подход, подход с точки зрения человеческих отношений и науки о поведении, подход с точки зрения количественных методов. На основе данных подходов были выделены такие школы как: школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, эмпирическая школа и школа социальных систем. Цель данной работы: охарактеризовать данные школы управления.

Проблемы природы и принципов управления волновали мыслителей на протяжении многих веков. Актуальность темы связана с тем, что в современных условиях особую важность приобретают оптимальность организации управления и процесса принятия решений. Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Современное управление базируется на использовании ключевых идей различных подходов и школ, возникших в предыдущие периоды.

К задачам данного реферата можно отнести:

1.                     Изучение процесса эволюции управленческой мысли.

2.                     Раскрытие сущности каждой из школ управления.

3.                     Определение того, какой вклад данные школы внесли в развитие науки об управлении.

4.                     Сравнение представленных школ между собой.

 

 

 

 

ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

Как только доисторические люди стали жить органи­зованными группами, у них появилась необходимость управления

На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функ­ций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусст­ва. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.

У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.

В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник.

Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.

С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.

На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.

Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит  и Давид Рикардо.

Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом.Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.

В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.

Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль спе­циально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше исполь­зовать ресурсы.

Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:

      индустриальный способ организации производства;

      развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.

 

 

 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ

 

1.      ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ( КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА)

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.

Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.

Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению — это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты.

Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рациона­лизации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

 

2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА

Административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители административной школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому данная школа называется административной.

Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным  предприятием.

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Л. Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, А. П. Слоун, Г.Черч.

Информация о работе Характеристика школ управления