Характеристика азиатской модели менеджмента
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 22:00, реферат
Краткое описание
Возникновение азиатской модели менеджмента обусловлено спецификой стран Азии, пронизанной буддисткой философией и мировоззрением. Это объясняется тем, что западная модель при ее использовании в странах Азии показала не только свою неэффективность, но и нежизнеспособность. В ответ на данное явление и возникла необходимость формирования своей специфической модели менеджмента, позднее названной азиатской.
Вложенные файлы: 1 файл
Введение.
Возникновение азиатской
модели менеджмента обусловлено спецификой
стран Азии, пронизанной буддисткой философией
и мировоззрением. Это объясняется тем,
что западная модель при ее использовании
в странах Азии показала не только свою
неэффективность, но и нежизнеспособность.
В ответ на данное явление и возникла необходимость
формирования своей специфической модели
менеджмента, позднее названной азиатской.
Формирование обозначенной
модели происходило практически во всех
азиатских странах и является незавершенным
и сегодня. Наиболее активно и плодотворно
разработка новой специфической модели,
концепции менеджмента происходила в
Японии, а далее уже использовалась другими
странами.
Характеристика азиатской модели
менеджмента
Уклончивость, иерархия, коллективизм,
ритуальность, декоративность, чинопочитание,
зависимость, клановость, кумовство, хитрость,
фатализм, взяточничество — обычно воспринимаются
россиянами как специфические характеристики
Восточной культуры.
На Востоке, в частности, в Японии
индивидуализм нередко рассматривается
как угроза обществу. Япония представляется
нацией, где личность — не самостоятельная
единица, а функция группы и корпоративной
принадлежности.
Коллективизм и групповая ориентация
— как в бытовой, так и в деловой сфере
— изначально присущи Восточной деловой
культуре. В Восточной культуре ячейкой
общества является не индивидуум, как
на Западе, а группа. Человек здесь идентифицирует
себя с группой прежде всего и меньше всего
как индивидуум, личность. Выдвижение
индивидуальных интересов в японской
деловой среде невежливо и граничит с
неприличием. Так, высокое качество японской
техники известно во всем мире, при этом
имена японцев (ученых, изобретателей,
лидеров бизнеса), обеспечивших Японии
технологическое лидерство, практически
не известны мировой общественности. Коллективизм
в Восточной культуре возведен в абсолют
— до открытого родственного протекционизма,
клановости.
В Китае и некоторых других
азиатских странах другие приоритеты.
Права и интересы группы (страны, семьи,
рабочей ячейки или компании) важнее прав
отдельной личности. Член Восточной культуры
связан множеством обязательств в отношении
ряда групп, что лишает его социальной
мобильности. Примером трагического столкновения
западной ценности независимости и восточной
зависимости является ситуация в Непале
в июне 2001 г., когда наследный принц непальского
короля расстрелял многочисленное королевское
семейство за то, что оно не согласилось
с его брачным выбором, а затем смертельно
ранил и себя. Принц Непала (также как и
его отец) обучался в престижном Итонском
колледже в Англии, где получил непосредственное
знакомство с западными ценностями свободы
и права выбора.
Для восточных обществ характерна,
в отличие от западных, жесткая иерархия
и большая дистанция власти. Это означает,
что различия полномочий разных уровней
иерархии велики. Японское общество с
его тысячелетней имперской историей
организовано строго по вертикали. Возраст
и стаж работы традиционно вознаграждался
здесь чаще, чем квалификация. Молодого
сотрудника не принято продвигать по служебной
лестнице прежде, чем более старшего, пусть
и менее квалифицированного.
Японец идентифицирует себя
с группой в иерархической манере. Занятый
в японской компании — своего рода клане
— обязан хранить верность ценностям
и вертикальной системе отношений в клане.
Эта система выражается в подчиненности
нижестоящих и благожелательности вышестоящих.
Власть в клане держится не на распоряжении
ресурсами, не на обаянии и харизме и не
на других западных понятиях, вроде взаимного
обмена, а на природе японского порядка
вещей. Американцев буквально шокирует
брань и грубость, которую японские менеджеры
позволяют себе в отношении подчиненных.
Для японцев это непреложный порядок вещей,
проявление власти вышестоящего над подчиненным.
Показательна картина — старший руководитель-японец
выходит из помещения, где проводится
собрание. Остающиеся в помещении японцы
встают и кланяются, провожая его. Их поведение
выглядит подобострастным для россиян
и тем более для американцев.
В Восточной культуре компромисс
носит скорее негативный оттенок. Пойти
на компромисс здесь — значит проявить
слабость характера, неспособность удерживать
рубежи своей позиции. Идя на компромисс,
представитель Восточной культуры «теряет
лицо».
Японцы ценят искренность в
бизнесе, хотя это понятие не значит того,
что значит для американцев. Для них искренний
человек поступает так, чтобы не обидеть
другого. Быть искренним — значит создавать
для других упорядоченный, гармоничный
мир.
Японцы считают, что собрание
созывается для объявления решения и для
того, чтобы показать, что все с этим решением
согласны.
Японцы и китайцы на переговоры
приходят группой с уже готовым решением.
Члены японской группы согласовывают
свою позицию между собой до начала переговоров
и не меняют её в течение самого процесса
переговоров. Решение не может ими быть
изменено, потому что они уже приняли его.
Для изменения позиции японцам надо вновь
собраться в собственном кругу и согласовать
друг с другом новый вариант, который только
после этого вновь выносится на переговоры
с противоположной стороной.
Прямолинейность американцев
проявляется в готовности начать переговоры
сразу с дела — с цифр, документов и конкретных
предложений, даже если партнеры видят
друг друга впервые. Потеря времени для
них — потеря денег. Такая, с точки зрения
восточных партнеров, «неосмотрительность»
и неосторожность обусловлена высоким
уровнем развития правовых отношений
в странах Запада, обеспечивающих участникам
реальную защиту от обмана партнера. Нарушение
контракта одной из сторон легко и привычно
может разрешаться американским судом
и нарушитель реально карается законом.
В странах Востока не создано такой всесторонней
и надежной юридической защиты сторон,
поэтому гарантией надежности партнера
являются родственные связи и достаточно
хорошее личное знакомство с потенциальным
партнером, т.е. наличие дополнительных
интересов.
Прямолинейность в Западной
и, особенно, в американской культуре,
кажется японцам вызывающе невежливой
и почти наглостью. Если американцы не
смущаясь отказываются от неинтересного
предложения, то в Японии нет слова «нет».
Японцы считают его невежливым и всячески
уклоняются от прямого отказа, хотя именно
он и подразумевается на деле по мнению
партнеров. Даже россиянам кажется такое
поведение неискренним. А для японцев
искренность человека — это стремление
человека сохранить «гармонию» отношений,
т.е. не нарушать согласие, комфорт, благосклонность
и спокойствие окружающих. Вообще речь
представителей Восточной культуры не
следует воспринимать буквально. Японская
речь, переведенная на русский, звучит
витиевато, неконкретно и многословно.
На Востоке события привязаны не столько
ко времени, сколько к обстоятельствам
и людям.
Характерные черты азиатского стиля менеджмента:
- межфирменные отношения строятся
на доверии взаимопонимании, родственных
и дружеских отношениях руководителей
компаний;
- достаточно высокий уровень
образования всех категорий персонала,
постоянное обучение, повышение квалификации,
чувство соучастия в отношениях подчиненных
с руководителями;
- доверие партнеров друг к другу;
- уверенность в успехе долгосрочных
планов компании;
- понимание совместного вклада
в развитие компании.
В Японии И Южной Корее фирмы
не просто обеспечивают занятость и доход
людям, но всегда дают им возможность для
саморазвития, самовыражения. Известны
случаи на японских фирмах, когда одаренному
специалисту создавали специальный департамент
для развития его предложений и воплощения
их в жизнь а фирма могла поменять или
расширить свой профиль.
Именно «культура предприятия»
- является важнейшей причиной быстрого
экономического развития КНР, Японии и
«четырех маленьких драконов» (Сингапур,
Тайвань, Сянган, Южная Корея).
Отличия азиатский модели менеджмента
от европейской
• акценты на "мягкие"
сетевые структуры, когда межфирменные
отношения строятся не на формальной основе
с оформлением соответствующих соглашений,
а на доверии, взаимопонимании, родственных
и дружеских отношениях руководителей
компаний;
• высокий уровень образования
менеджеров, непрерывное повышение их
квалификации, чувство соучастия в отношениях
подчиненных с руководителями;
• вера в успех стратегических
планов компании и доверие партнеров друг
к другу;
• понимание важности совместного
вклада в общее дело развития фирмы.
Например, в Японии и Южной Корее
компании не просто обеспечивают людям
занятость и доход, но и дают им возможность
для самовыражения, помогают занять определенное
место в обществе, т.е. меняют мотивацию
труда. Известны случаи на японских фирмах,
когда талантливому специалисту организовывали
специальный департамент для развития
его идей и воплощения их в жизнь, а фирма
соответственно меняла или расширяла
профиль своей деятельности.
В основе эффективности управления
в этих странах лежит создание дружелюбных
и сплоченных коллективов с использованием
сочетания формальных факторов организации
труда и производственных отношений с
неформальными, рациональных методов
менеджмента с иррациональными межфирменными
связями, основанными только на доверии
и взаимной симпатии руководителей, в
отличие от индивидуалистической культуры
североамериканского типа.
Примером резкого отличия японского
стиля менеджмента от американского может
служить манера ведения переговоров японскими
бизнесменами, которые обсуждают деловые
вопросы медленно, постепенно приближаясь
к сути дела. Они стараются сначала достигнуть
взаимопонимания и доверия между партнерами,
а потом переходить к обсуждению основных
проблем. При этом к переговорам между
достойными партнерами юристы не привлекаются.
Западные специалисты по организации
труда и производственным отношениям
десятилетиями изучают азиатский, в частности
японский, стиль менеджмента. Интерес
к нему не ослабевает и сейчас.
Вывод
Ввиду того, что в Японии сложилась
самобытная культура, достигшая высокой
степени развития, японское общество не
назовешь “слаборазвитым” или “недостаточно
динамичным”. Сравним европейский канон
человека с японской моделью человека.
Новоевропейская модель человека утверждает
его самоценность, единство и цельность;
раздробленность, множественность “Я”
воспринимается здесь как нечто болезненное,
ненормальное. Традиционная японская
культура, подчеркивающая зависимость
индивида и его принадлежность к определенной
социальной группе, воспринимает личность
скорее как множественность, совокупность
нескольких различных “кругов обязанностей”:
долга по отношению к императору; обязанности
по отношению к родителям; по отношению
к людям, которые что-то для тебя сделали;
обязанности по отношению к самому себе.
Это и является отправной точкой возникновения
данной модели, ведь принципы ее исходят
в основном из складывающихся годами традиций
данных стран.
Информация о работе Характеристика азиатской модели менеджмента