Толерантность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 00:14, контрольная работа

Краткое описание

Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».

Вложенные файлы: 1 файл

03.04.12.11.56.47_Obydennova_Anastasiya_Valerevna.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: "Конфликтология"

по теме: Толерантность

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Специальность: экономико-правовая безопасность.

Группа: ЭПБ-10ну

Ф.И.О. Обыдённова А.В.

 

 

 

Новоуральск

2012

 

Толерантность

Слово "толерантный" фиксируется в русском языке в первой половине ХХ века в значении "снисходительный, "терпимый". Толерантность – способность быть толерантным.

Слово заимствовано во французском языке. Истоки - в латинском tolerate – выдерживать, поддерживать, нести. Примечательно, что те же истоки и у латинского tollere - возвышать, облагораживать, испытывать чувства.

Широкий спектр современного применения слова и стал возможным благодаря множеству оттенков его первичного смысла. Слово используется как медицинское, математическое, техническое понятие. Среди его значений - способность организма переносить неблагоприятное влияние, допускаемая величина отклонения, привычка к чему-либо. Вошло оно и в понятийный аппарат социально-политических наук.

Как социально-политическое понятие толерантность – терпимость к другой религии, вере, культуре, взглядам, образу жизни, политике. Примером такого использования слова может служить Акт о веротерпимости (Toleration Act), первый на американском континенте закон, провозгласивший свободу вероисповедания еще в 1649 году.

Быть толерантным – значит признавать, уважать, но не разделять ценности других. В условиях глобализации толерантность выступает как проблема самоидентификации.

Толерантность – составная часть политики мультикультурализма - поддержания процесса совместного проживания носителей разных культур.

Первое десятилетие XXI века многими экспертами рассматривается как десятилетие кризиса мультикультурализма и толерантности. В частности, считается (Рогозин Д), что мусульмане Европы религиозно солидарнее, держатся своих корней, образуют этнические кварталы и не интегрируются в современное европейское общество. Толерантность, в соответствии с этой точкой зрения, разрушает самоидентификацию, формирует негативные эмоции и, прежде всего, чувство унижения.

Отметим, что у русского слова "терпимость" есть оттенки значений, которых нет у слова толерантность. Древнерусское "терпимость" фиксируется в XI веке (Черных). Оно – производное от слова "терпеть" - стойко и безропотно переносить, переживать что-то тяжелое (в нравственном смысле) или неприятное, крепиться мужаться, страдать.

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения.

Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.

Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».

По сферам проявления выделяют политическую, научную, педагогическую и административную толерантность. Применительно к личности психологи различают несколько видов толерантности.

 

 

 

Естественная (натуральная) толерантность

Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

 

Моральная толерантность

Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…».

Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.

 

 

 

 

Нравственная толерантность

Как ни странно, в терминологическом поле на сей раз мы имеем парадоксальный случай, когда синонимическое значение слов «моральный» и «нравственный» разведено. Но что поделать… В отличие от моральной , нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.

Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность. Для оценки ее уровня специалисты разработали соответствующие психологические портреты, используя несколько критериев. Они могут служить подсказкой и для желающих убедиться в собственной толерантности. Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, согласие воспринять их даже в том случае, если они противоречат мировоззренческим установкам самого наблюдателя. Принцип толерантности часто возводят к Вольтеру, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их». Сам термин «толерантность» был введен в 1953 г. биологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма (ослабления иммунологического ответа организма на данный антиген при сохранении его иммунореактивности ко всем прочим антигенам).  
В 1950-х гг. понятие толерантности было заимствовано психологами для обозначения способности человека канализировать в «безопасное» русло чувства протеста, неприятия, возмущения по отношению к тому или иному лицу или явлению.  
        Усилиями ряда международных организаций, прежде всего ЮНЕСКО, в последние десятилетия толерантность приобрела статус морального императива, принципа, на котором должны основываться взаимоотношений людей, народов и стран в условиях глобализации. В 1995 г. на сессии ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, которая определила понятие толерантности как: «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности; понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека; не уступку, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека». Вместе с тем, многие современные социальные мыслители утверждают, что доктрина толерантности неадекватна современным реалиям. Она заменяет решение реальных общественных проблем лицемерной декларацией уважения прав представителей иных культур, конфессий и т. д. быть другими. Такие борцы за права как, например, Мартин Лютер Кинг, требовали реального равенства, а не «толерантности», дающей возможность лишь не обращать внимания на острые социальные противоречия.  
       Словенский философ Славой Жижек утверждает, что западный принцип толерантности на деле является не способом любить ближнего и чувствовать к нему эмпатию, а, напротив, инструментом отчуждения другого, способом защититься от него. Для либерального мировоззрения свойственно разделять людей на тех, кто абстрагируется от одной культуры, являясь в этом отношении «гражданином мира», и на тех, кто укоренен в одной культуре, досконально знает свои традиции, помнит всех своих предков до 10-го колена. Последние воспринимаются либералами как варвары, хотя очевидно, что укорененный и знающий свою культуру человек гораздо образованнее «гражданина мира», который знает понемножку обо всем и ничего не знает глубоко, и прежде всего, собственную культуру.

       Принцип толерантности позволяет удерживаться на расстоянии, «уважать их права» издалека. Таким образом, толерантность не сближает, а разобщает людей. А нивелируя напряженность между культурами, она унифицирует их, что является одним из необходимых условий глобализации. Полноценный культурный диалог и адекватное восприятие иного невозможны без драматической напряженности между культурами, вероисповеданиями, идеологиями. Многие критики толерантности обращают внимание на то, что она является способом разрушить традиционный уклад и исторические религии. Само слово «толерантность» оказывается своего рода лукавой подменой: терпение как одна из главных христианских добродетелей подменяется терпимостью к греху.  
В ряде протестантских и католических стран официально поощряется содомия: в Германии, Швеции, Норвегии, Исландии, Нидерландах, Франции, Дании, Бельгии разрешена регистрация однополых браков. С идеологией толерантности коррелирует принцип политической корректности, также являющейся формой «утонченного господства» и позволяющей маргинализировать человека, организацию, государство, настаивающих на собственной культурной идентичности. С. Жижек утверждает, что доктрина толерантности является формой рафинированного расизма: борьба за «права человека» становится для Запада оправданием внедрения на чужие территории (как в Ираке и Югославии) и внедрения на этих территориях, не «общечеловеческих», а именно американских ценностей, взамен уничтожения традиционных.

В христианстве толерантность конкретизируется через понятия смирение и милосердие. В заповеди Иисуса Христа «Не судите, да не судимы будете» содержится не только призыв к толерантности, но и подразумевается ее духовное основание - существование Высшего суда, выносящего окончательный и самый справедливый приговор каждому человеку.

В жизни человек общается с людьми разных национальностей, вероисповеданий, языковых семей, разных рас, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другого, научиться находить компромиссы. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для жизни в новых неожиданных условиях. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то.

Толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому взятая на себя задача «стану терпимым!» может привести только к усилению моральной толерантности.

Мы живем в такое время, когда практически каждому из нас приходится общаться с представителями различных национальностей, культур, конфессий или социальных слоев. Особенно это актуально для молодежи вообще и студентов в частности. Если еще в советские годы нормальным стал определенный процент иногородних учащихся в любом высшем учебном заведении страны, то сейчас никого не удивишь достаточным количеством и иностранных. 
   Каждый человек сам по себе является носителем определенной культуры, традиций взглядов на жизнь и т.п. Для него естественным является желание сохранить все это. Таким образом, можно говорить о том, что среди молодежи возникают определенные группы, объединенные общими национальными, культурными, социальными характеристиками. Естественно, что между этими группами идет постоянное взаимодействие. Причем один и тот же человек может входить в разные группы. При таком положении вещей каждому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа (или социальной группы), так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.  
   Также стоит отметить, что в период социальных преобразований в современном российском обществе особую актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих основ и обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия в духе формирования культуры мира и ненасилия. Ведь в настоящем и будущем человеческий род делится и будет делиться на общества, государства которые разделены определенными границами и режимами, часто противостоящими друг другу. Если не все государства многонациональны, то все они поликультурны. 
   Сегодня, когда активно развиваются процессы глобализации, невозможно смотреть на ту или иную ситуацию только со своей стороны, поскольку все страны, народы объединены одним информационным пространством, стираются грани между культурами. Следствием этого становится то, что национальные культуры стремятся к самосохранению, стараются сберечь свои традиции, ценности, обычаи, свою уникальность. В этих условиях очень важно представителям различных этнических групп, национальных культур проявлять уважение по отношению друг к другу, стремиться понять специфику национальных традиций. Поэтому необходимо каждому лично в себе развивать терпимость, т.е. идти по толерантному пути развития личности. 
   Кроме того, толерантность, как качество личности,  считается необходимым для адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Информация о работе Толерантность