Технология найма,подбора и оценки персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 06:12, реферат

Краткое описание

Основной задачей при найме персонала на работу является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении. Различают понятия «набор» и «наем кадров». Набор кадров - массовое привлечение на работу персонала в какую-либо организацию. Набор кадров предполагает системный подход к реализации нескольких этапов, осуществляемых в рамках процесса найма персонала.

Содержание

1. Найм персонала………………………………………..……………………….3
1.1 Источники и проблемы найма персонала…………………………..3
1.2 Деловая оценка и отбор персонала…………………………………..6
2. Организация отбора претендентов на вакантную должность…………..11
3. Подбор персонала………………………….………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕХНОЛОГИЯ НАЙМА,ПОДБОРА И ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Анкетирование является важной процедурой оценки и  отбора претендентов. Назначение метода двоякое.

 

3. Подбор персонала

 

Подбор кадров - одна из важнейших функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации. Подбором кадров занимаются все руководители от бригадира до директора, подбор кадров сопровождается их расстановкой в соответствии с деловыми качествами. От качества подбора и расстановки кадров как в производственной системе, так и в системе управления во многом зависит эффективность работы организации.

Очень часто  подбор кадров отождествляют с процессом  отбора кадров, что неправомерно. Отбор - это выделение кого-либо из общего числа. Отсюда и выражения: «отбор кандидатов на вакантную должность», «отбор сотрудников для продвижения по службе» и т.п. При подборе же сравниваются деловые и другие качества работника с требованиями рабочего места. Под подбором и расстановкой кадров понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы, - с другой.

При этом преследуются две цели: формирование активно действующих  трудовых коллективов в рамках структурных  подразделений и создание условий  для профессионального роста  каждого работника. Подбор и расстановка кадров основываются на принципах соответствия, перспективности, сменяемости.

Принцип соответствия означает соответствие нравственных и  деловых качеств претендентов требованиям  замещаемых должностей. Принцип перспективности  основывается на учете следующих условий:

• установление возрастного ценза для различных категорий должностей;

• определение продолжительности периода работы в одной должности, на одном и том же участке работы;

• возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации;

• состояние здоровья.

Принцип сменяемости заключается в том, что лучшему использованию персонала должны способствовать внутриорганизационные трудовые перемещения, под которыми понимают процесс изменения места работника в системе разделения труда, а также смену места приложения труда в рамках организации, так как застой (старение) кадров, связанный с длительным пребыванием человека в одной и той же должности, имеет негативные последствия для деятельности организации.

Подбор и  расстановка персонала обеспечивают эффективное замещение рабочих  мест исходя из результатов комплексной  оценки, плановой служебной карьеры, условий и оплаты труда сотрудников. Подбор и расстановка кадров предусматривают: планирование служебной карьеры, которое осуществляется исходя из результатов оценки потенциала и индивидуального вклада, возраста работников, производственного стажа, квалификации и наличия вакантных рабочих мест (должностей); обеспечение достойных условий и оплаты труда, гарантированную оплату и премиальные, оснащение рабочего места, социальные блага и гарантии; планомерное движение кадров, включающее повышение, перемещение, понижение и увольнение работников в зависимости от оценки результатов их труда и соответствия условий оплаты труда их жизненным интересам.

Исходными данными для отбора кадров являются: модели служебной карьеры; философия и кадровая политика организации; Кодекс законов о труде; материалы аттестационных комиссий; контракт сотрудника; штатное расписание; должностные инструкции; личные дела сотрудников; положение об оплате и стимулировании труда, положение о подборе и расстановке кадров.

Показатели  уровня квалификации:

1.1 Квалификация  работника не соответствует требованиям  должности, работник не выполняет  должным образом своих должностных обязанностей

персонал  вакансия кадровая

Таблица 4.6 Каталог  показателей, влияющих на подбор и расстановку  кадров

№ п/п

Наименование  категорий показателей

Наименование (шифр) показателей

Оценка степени  соответствия работника требованиям рабочего места

 

 

 

Показатели,

по которым  работник не соответствует занимаемой должности

Показатели, по которым работник соответствует  занимаемой должности

1

Уровень квалификации

1.1, 1.2, 1.3

1,1

1.2, 1.3

2

Деловые качества

2.1,2.2,2.3,2.4

2.1,2.2

2.3, 2.4

3

Работоспособность

3.1,3.2,3.3,3.4,3.5

3.1

3.2,3.3, 3.4, 3.5

4

Качество выполняемой  работы

4.1,4.2,4.3,4.4

4.1

4.2, 4.3, 4.4

5

Стиль и методы работы

5.1,5.2,5.3,5.4,5.5

5.1

5.2, 5-3, 5.4, 5.5

6

Аналитические способности

6.1,6.2,6.3,6.4

6.1,6.2

6.3, 6.4

7

Участие в инновационной  деятельности

7.1,7.2,7.3,7.4

7.1

7.1,7.2,7.3,7.4

8

Дисциплинированность

8.1,8.2,8.3

8.1

8.2, 8,3

9

Психологическая совместимость

9.1,9.2,9.3

9.1

9.2, 9.3


 

1.2. Квалификация работника не соответствует требованиям занимаемой должности, но работник имеет достаточный опыт работы и постоянно работает над повышением уровня знаний.

1.3. Квалификация работника соответствует требованиям занимаемой должности. Показатели деловых качеств:

2.1. Работник не выполняет многие должностные обязанности.

2.2. Работник не выполняет некоторые (отдельные) должностные обязанности.

2.3. Работник полностью выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности.

2.4. Работник полностью выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности и постоянно выполняет работы, входящие в круг должностных обязанностей других работников в период их временного отсутствия на рабочем месте (отпуск, болезнь, по вакантной должности).

Показатели  работоспособности:

3.1. Работник недостаточно трудолюбив.

3.2. Работник трудолюбив, но работает безынициативно.

3.3. Работник трудолюбив, но недостаточно инициативен.

3.4. Работник достаточно трудолюбив и инициативен.

3.5. Работник в труде проявляет самоотверженность, высокую

инициативу.

Показатели  качества выполняемой работы:

4.1. Исполняемые работником документы нуждаются в серьезной доработке старшего по должности; он систематически допускает дефекты и ошибки, которые ведут к срыву сроков выполнения работ, браку в работе.

4.2. Исполняемые работником документы можно принять за основу, но они еще нуждаются в доработке старшего по должности, он допускает незначительные дефекты и ошибки, обычно не приводящие к срыву сроков выполнения работ, браку в работе.

4.3. Исполняемые работником документы в основном соответствуют требованиям, в дополнительной доработке старшего по должности, как правило, не нуждаются, он хорошо выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности.

4.4. Исполняемые работником документы соответствуют требованиям, в дополнительной доработке старшего по должности не нуждаются, он четко выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности.

Показатели  стиля и методов работы:

5.1. Сотрудник не работает над совершенствованием стиля и методов своей работы, неправильно воспринимает критику в свой адрес, не делает должных выводов из критических замечаний, не работает над устранением недостатков в работе или допускает зажим объективной критики.

5.2. Сотрудник недостаточно работает над совершенствованием стиля и методов своей работы, иногда не делает должных выводов из критических замечаний в свой адрес или недостаточно работает над устранением недостатков.

5.3. Работник самокритичен, правильно делает выводы из критики и активно работает над устранением своих недостатков, правильно строит взаимоотношения в работе.

5.4. Работник самокритичен, правильно делает выводы из критики и активно работает над устранением недостатков в работе, правильно строит взаимоотношения в работе, непримирим к недостаткам, активно и принципиально выступает с их критикой, вносит конкретные предложения по их ликвидации.

5.5. Работник делает правильные выводы из критики и активно работает над устранением недостатков в работе, правильно строит взаимоотношения в работе, непримирим к недостаткам, активно и принципиально выступает с их критикой, вносит конкретные предложения по их ликвидации, с высокой ответственностью относится к порученной работе, систематически проявляет деловитость и желание выполнить работу наилучшим образом, умеет генерировать идеи и добиваться их претворения в жизнь, создает наиболее благоприятные условия для творческой и высокопроизводительной работы.

Показатели, характеризующие аналитические  способности:

6.1. Работник не проявляет способности к анализу деятельности подразделения (организации).

6.2. Работник анализирует деятельность подразделения (организации) в пределах функций, определенных должностными обязанностями, но этот анализ не носит системного характера, что не позволяет на его основе разрабатывать мероприятия по развитию производства и управления.

6.3. Работник анализирует деятельность подразделения (организации) в пределах функций, определенных должностными обязанностями, разрабатывает и вносит конкретные предложения по улучшению деятельности организации.

6.4. Работник анализирует деятельность подразделения (организации) не только в пределах функций структурного подразделения, но и организации в целом.

Показатели  участия в инновационной деятельности:

7.1. Работник не принимает участия в совершенствовании производства и управления подразделением (организацией).

7.2. Работник принимает участие в совершенствовании производства и управления, имеет творческий план и активно работает над ним, вносит рационализаторские предложения или представляет законченные в разработке творческие темы, актуальные для организации.

7.3. Работник принимает участие в совершенствовании производства и управления, имеет творческий план и активно работает над ним, вносит рационализаторские предложения или представляет законченные в разработке творческие темы, актуальные для организации, принимает активное участие во внедрении в производство рационализаторских предложений или творческих разработок.

7.4. Работник принимает участие в совершенствовании производства и управления, имеет творческий план и активно работает над ним, вносит рационализаторские предложения или представляет законченные в разработке творческие темы, актуальные для организации. Принимает активное участие во внедрении в производство внесенных рационализаторских предложений или творческих разработок, при этом внедрение рационализаторских предложений, творческих разработок или изобретений приносит организации прибыль.

Показатели  дисциплинированности:

8.1. Работник систематически допускает нарушения трудовой, технологической или исполнительской дисциплины.

8.2. Работник иногда допускает нарушения трудовой, технологической или исполнительской дисциплины.

8.3. Работник дисциплинирован.

Показатели  психологической совместимости  с коллективом:

9.1. Работник психологически не совместим с коллективом, неправильно строит взаимоотношения с сотрудниками организации, в результате чего вносит нервозность в рабочие отношения, тратит свое и других работников рабочее время на решение вопросов, которые в нормальной деловой обстановке возникать не должны.

9.2. Работник психологически совместим с коллективом, но допускает отдельные случаи неправильных взаимоотношений в работе, что обычно не ведет к отвлечению его и других работников рабочего времени для решения возникших в результате неправильных взаимоотношений вопросов.

9.3. Работник психологически с коллективом совместим, правильно строит рабочие взаимоотношения.

 

 

Список литературы

 

1 Мильнер Б.З. Теория  организации: Учебник. – М.: ИНФРА  – М, 2004.-648с.

2 Медведев С. Персонал торгового предприятия // Человек и труд. – 2003- № 8.

3 Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник. М.: Финстатинформ, 2004. – 256с.

4 Радько С. Риски  в управлении трудовым потенциалом  // Управление персоналом. – 2006.-№  5.

5 Савицкая П.В. Анализ  хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: ООО «Новое знание», 2000. – 415с.

6 Самыгин С.И. Основы управления персоналом. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 480с.

7 Смирнов И. Трудовой  коллектив торгового предприятия // Управление персоналом. – 2005. - № 8.

 


Информация о работе Технология найма,подбора и оценки персонала