Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 16:23, курсовая работа
В настоящее время в современных организациях всё большее число руководителей уделяет внимание поиску наиболее лучших, способных приносить эффект, способов подготовки специалистов, которые при необходимости могут занять руководящие должности различного уровня. Самым главным образом это связано с тем, что с каждым годом всё труднее становится привлекать руководящие кадры со стороны. Формирование новой модели государственного управления, реформирование государственной службы России и ее аппарата невозможны без существенного обновления руководящих кадров, без наполнения органов государственной власти и местного самоуправления лицами, способными на деле обеспечить успешное проведение экономических реформ, строительство нового, подлинно демократического государства.
Введение…………………………………………………………………..……….2
Глава 1 «Теоретические аспекты кадрового резерва»……………….……..4
1.1 Типы кадрового резерва………………………...………………..………….4
1.2 Этапы работы с резервом……………………………………………..……..6
1.3 Методы для формирования списка резерва………………..………………8
1.4 Социально-психологическая подготовка………………..……………..…10
Глава 2: «Проблемы формирования кадрового резерва»……………...…12
2.1 Кадровый резерв. Сотрудник и мотивация………………………………...12
2.2 Ошибки в работе с кадровым резервом…………………………………….13
Глава 3: «Современные технологии отбора, оценки, обучения кадрового резерва……………………………………………………………………...……16
3.1 Структура кадрового резерва……………………………………………….16
3.2 Формирование кадрового резерва……………………………………….….16
3.3 Зарубежный опыт подготовки резерва управленческих кадров….………19
Заключение……………………………………………………………….……..22
Список литературы………………………………………………………………23
4. По протекции
Нередко руководители формируют кадровый резерв из своих фаворитов в расчете на то, что, когда они станут менеджерами, работать с ними будет проще. Однако такие действия могут послужить сильным демотиватором для остальных подчиненных и даже причиной их ухода из компании. Чтобы такого не случилось, нужно четко прописать процедуру формирования кадрового резерва и строго ее придерживаться.
5. Не по собственному желанию
Если сотрудник представляет для вас интерес как потенциальный руководитель, вы, естественно, захотите включить его в кадровый резерв. Однако не все подчиненные хотят быть менеджерами - и в этом случае очень важно никого не заставлять. Даже если человек обладает для этого всеми необходимыми качествами, надо в первую очередь учитывать его пожелания. Можно попытаться найти компромисс, но, если это не удастся, лучше просто оставить подчиненного в покое.
6. На своей территории
Когда сотрудник, включенный в кадровый резерв, проходит стажировку на должности руководителя, менеджер, занимающий этот пост в данный момент, может попытаться скрыть от него какую-то часть информации. Во-первых - чтобы защитить свои ноу-хау, а во-вторых - чтобы новичок не за- метил ошибок в его работе. Едва ли такая стажировка будет эффективной, скорее она послужит демотивирующим фактором для резервиста. Поэтому ответственному за формирование кадрового резерва менеджеру нужно следить за процессом и при необходимости выступать посредником между сотрудником и его руководителем.
7. Раздутый резерв
Кадровый резерв надо формировать с учетом истинной потребности в тех или иных специалистах на сегодняшний день и с расчетом на будущее. Правило «чем больше, тем лучше» в данном случае не работает. Ведь если входящий в резерв специалист не видит реальных перспектив, то мотивации для развития у него не будет.
Глава 3 Современные технологии отбора,
оценки и обучения
кадрового резерва
3.1 Структура кадрового
резерва
При формировании кадрового
резерва важнейшая задача состоит в том,
чтобы обеспечить надежное выявление
наиболее перспективных специалистов,
обладающих качествами, которые более
всего необходимы для профессиональной
руководящей деятельности. Для успешного
решения этой задачи необходимо прежде
всего использовать научно обоснованные
и приемлемые на практике критерии и методы
оценки кадров.
При определении
численного состава кадрового резерва
целесообразно исходить из следующих
требований:
- на каждую штатную должность, предусмотренную
структурой кадрового резерва, подбирается,
как правило, не менее двух работников;
- численность и должностной состав кадрового
резерва определяются с учетом потребности
структурных подразделений в кадрах как
на ближайший период, так и на отдаленную
перспективу.
Целесообразно, однако, подчеркнуть,
что при подборе кандидатур в состав кадрового
резерва решающее значение должны иметь
компетентность, профессиональная подготовка,
опыт работы, организаторские, деловые,
нравственные качества, возможности дальнейшего
роста работника.
3.2 Формирование кадрового
резерва
Формирование состава кадрового резерва
осуществляется, как правило, в два этапа.
На первом этапе идет поиск, предварительный
отбор, изучение и оценка возможных кандидатур
кадровыми службами с участием руководителей
соответствующих подразделений.
Для окончательного рассмотрения конкретных
кандидатур создаются комиссии по формированию
резерва кадров. Возглавляют их, как правило,
заместители руководителя. В состав комиссии
включаются работники кадровых служб
и наиболее авторитетные специалисты.
В качестве "оценщиков" могут привлекаться
также коллеги, непосредственные руководители,
подчиненные, сотрудники смежных подразделений.
Многосторонность оценки кандидатов повышает
ее объективность, снижает влияние субъективных
факторов.
При подборе кандидатур целесообразно
использовать комплексную, всестороннюю
оценку всей информации о квалификационном
уровне, профессиональных, деловых, нравственных
и личностных качествах работника, а также
оценку конкретных результатов его трудовой
деятельности. На этой основе делается
вывод о потенциальных возможностях кандидата
обеспечить замещение определенной должности.
При подборе кандидатов в состав кадрового
резерва необходимо учитывать профессиональную
компетентность, т. е. соответствующее
образование, знания, опыт, умения и навыки
по профилю государственной должности.
Кандидат на зачисление в резерв должен
обладать не только соответствующими
профессиональными качествами, знаниями,
умениями и навыками, но и определенным
опытом практической деятельности по
профилю предполагаемой должности.
Важной частью профессиональной характеристики
будущего руководителя являются знания
им основ организации управления, его
организаторские способности: умение
организовать работу коллектива, направлять,
координировать и контролировать деятельность
подчиненных, владеть современными методами
и техникой управления, способность ориентироваться
в обстановке, решительность и т. д.
Необходимы также хорошие деловые качества:
высокая ответственность за порученное
дело, умение строить деловые отношения,
целеустремленность, обязательность,
инициативность в работе, высокая требовательность
к себе и подчиненным, оперативность, умение
обосновывать и принимать самостоятельные
решения.
При оценке личностных качеств кандидатов
предпочтение отдается работникам, способным
с самостоятельному мышлению, проявившим
высокую самодисциплину, работоспособность.
При этом учитываются следующие нравственные
качества: добросовестность, порядочность,
скромность, простота в обращении с сотрудниками,
коммуникабельность, объективность, корректность,
внимание к окружающим, высокий моральный
облик.
В ходе подбора состава кадрового резерва
целесообразно учитывать предрасположенность
кандидата к той работе, где в полной мере
могли бы раскрыться его способности и
потенциальные возможности.
Недопустим подбор кандидатур в состав
кадрового резерва по "принципу"
личной преданности, по признакам землячества,
приятельских отношений. Очень важно обеспечить
объективную, беспристрастную, всестороннюю
оценку кандидатов в состав кадрового
резерва.
Этому при оценке профессиональных, деловых, личностных и нравственных качеств работника может помочь использование апробированных наукой и практикой методов:
- изучение кадровых документов
работника и оценка по ним
его квалификации и опыта
- изучение и оценка работника путем личного
общения и систематического наблюдения
за ним непосредственно в процессе его
трудовой деятельности, проведения собеседований,
дачи ему отдельных поручений;
- оценка работника по результатам его
практической деятельности, выполнению
индивидуального плана работы, должностных
обязанностей, распоряжений;
- знакомство с отзывами о работнике непосредственных
руководителей, подчиненных, коллег, руководителей
смежных подразделений;
- анализ результатов и выводов служебной
аттестации, квалификационных экзаменов.
В процессе изучения возможных кандидатур
могут быть использованы также и другие
методы: социологические исследования,
анкетирование, тестирование, экспертная
оценка, матричный метод оценки, метод
групповой дискуссии, деловые игры, "центры
оценки" и др.
При этом надо помнить, что лишь использование
различных методов изучения личности
в их совокупности позволит обеспечить
наиболее объективную оценку качеств
кандидата в состав кадрового резерва.
Контроль за подготовкой лиц, состоящих
в резерве на выдвижение, за их использованием,
обновлением состава кадрового резерва
осуществляют, как правило, кадровые службы.
Списки резерва рекомендуется пересматривать
ежегодно. Лица, снизившие уровень профессиональной
деятельности и не проявившие себя должным
образом, исключаются из состава кадрового
резерва.
3.3 Зарубежный опыт
подготовки резерва управленческих кадров
Определенный опыт подготовки резерва
управленческих кадров накоплен в Японии.
Особый интерес представляет анализ деятельности
Школы государственного управления и
промышленного менеджмента в городе Тигасаки.
Учатся в школе физически здоровые мужчины
не старше 25 лет, уже получившие образование
в объеме университета или колледжа и
имеющие стаж практической деятельности.
При отборе учащихся учитываются их личные
качества и жизненные устремления, склонность
к карьере. Все они выходцы из верхнего
слоя общества: сыновья президентов крупных
фирм, губернаторов, депутатов парламента.
В школе нет обязательных теоретических
дисциплин. Слушатели изучают теорию самостоятельно,
поскольку они уже имеют высшее образование.
В этой связи на первом курсе их учат методам
самостоятельного приобретения знаний.
Такой способ приобщения к теоретическим
знаниям можно признать весьма рациональным.
Научившись самостоятельной работе с
литературой, выпускники школы смогут
регулярно обновлять свой теоретический
багаж.
Для ведения занятий по практической политике,
конкретной экономике, идеологии приглашаются
руководители политических партий, в первую
очередь правящей, президенты фирм и банков,
министры, известнейшие журналисты. Чтобы
слушатели привыкали к атмосфере международных
конференций, лекции и семинары проводятся
в помещении с круглым столом, телекамерами
и микрофонами.
Слушатели занимаются также традиционной
японской каллиграфией, постигают тайны
чайной церемонии, тонкости икебаны.
Физическое воспитание - один из двух обязательных
предметов. Физическому воспитанию отводится
ежедневно 90 минут, кроме этого обязательна
ежедневная физзарядка. Лидер - будь то
премьер-министр или глава корпорации
- должен обладать крепким здоровьем, выносливостью.
Другой обязательный предмет - английский
язык. Как считают руководители школы,
управлять страной, являющейся мировым
экономическим гигантом, невозможно без
знания иностранного языка.
Учебный процесс в школе отвечает ее назначению
- готовить деятелей крупного масштаба.
Их подготовка может быть только строго
индивидуальной, "поштучной". На это
в школе не жалеют ни денег, ни времени,
ни сил.
Слушателю, прочащему себя,
скажем, в партийные лидеры, индивидуальные
консультации дает генеральный секретарь
правящей в Японии партии. Этот слушатель
получает командировку в Европу, чтобы
узнать о деятельности, например, английских
консерваторов непосредственно от председателя
партии тори, а о тактике французских социалистов
- от первого секретаря Французской социалистической
партии.
Будущему президенту банка лекции читают
министр финансов Японии и глава Японской
торгово-промышленной палаты. Для семинарских
занятий стараются пригласить одного
из директоров Международного валютного
фонда или члена Совета управляющих Международного
банка реконструкции и развития.
Практику слушатели школы проходят в компаниях,
стоящих на грани банкротства, но с явной
тенденцией выхода из кризиса.
Подводя итоги деятельности Школы государственного
управления и промышленного менеджмента
по подготовке кадров высшего эшелона,
намеревающегося руководить Японией в
будущем, можно отметить, что такой опыт
подготовки будущих политических и экономических
лидеров представляет интерес и для России,
где растет спрос на высокопрофессиональные
управленческие кадры во всех структурах
государственной службы, формируется
новая система подготовки кадров для органов
государственной власти и управления.
Заключение
В России формирование новой
системы работы с кадровым резервом еще
не завершено, сделаны лишь небольшие
шаги по ее становлению, приняты основные
нормативно-правовые акты, ведомственные
положения, регламентирующие порядок
комплектования, требования к подбору
кандидатов в состав кадрового резерва,
формы и методы подготовки "резервистов",
обязанности должностных лиц, ответственных
за работу с резервом кадров.
Анализ показал, что институт резерва
кадров используется еще недостаточно.
Не во всех министерствах и ведомствах
утверждены положения, определяющие порядок
работы с резервом кадров. России необходим
единый для федерального и регионального
уровня механизм эффективного использования
кадрового резерва.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации Москва
- 1993 г.
2. Малахова Г.Н. Лекция №2 для слушателей
СПО.
3. «Новые законы и нормативные акты» приложение
к «Российской газете»
4. Положение о формировании и работе с
кадровым резервом в системе Госатомнадзора
России, утвержденное 9 августа 1994 г.
5. Федеральный Закон №119-ФЗ 1995 г. «Об основах
государственной службы Российской Федерации».
6. Антропов В.А. Современные проблемы управления
персоналом предприятия.- М.: Вершина. 2008.
7. Волгин А.П. Управлением персоналом в
условиях рыночной экономики. М.: Просвещение.
2009.
8. Резник С.Д., Игошина И.А. Управление персоналом.
М.: Инфра – М. 2008
9. Коханов Е.Ф. Отбор персонала и введение
в должность. М.: Дело. 2008.
10. Интернет ресурс http://www.yk-megaline.kz
[1] Резник С.Д., Игошина И.А. Управление персоналом.
М.: Инфра – М. 2008
[2] Малахова Г.Н. Лекция №2 для слушателей
СПО.
[3] «Новые законы и нормативные акты» приложение
к «Российской газете»
[4] Указ Президента РФ от 30 января 1996 г.
"О квалификационных требованиях по
государственным должностям федеральной
государственной службы"
[5] «Новые законы и нормативные акты» приложение
к «Российской газете»
[6] Указ Президента РФ от 30 января 1996 г.
"О квалификационных требованиях по
государственным должностям федеральной
государственной службы"
[10] Интернет ресурс http://www.yk-megaline.kz