Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:34, реферат
Мотивация – это побуждение к действию. Технология управления – это способы побуждения к нужным действиям.
Существует более пятидесяти различных теорий мотивации. С ними можно подробно познакомиться в интернете. Что-то работает, что-то устарело, что-то сложно для понимания. Наверное, самый древний метод мотивации, и для некоторых руководителей до сих пор единственный, – это “кнута и пряника”.
Мотивация – это побуждение к действию. Технология управления – это способы побуждения к нужным действиям.
Существует более пятидесяти различных теорий мотивации. С ними можно подробно познакомиться в интернете. Что-то работает, что-то устарело, что-то сложно для понимания. Наверное, самый древний метод мотивации, и для некоторых руководителей до сих пор единственный, – это “кнута и пряника”.
Ярким примером применения метода “кнута и пряника” является рабовладельческий строй – самый неэффективный строй с точки зрения экономики. Хотя отдельные моменты советской истории это и опровергают, например, гулаговские “шарашки”, но там была совсем другая мотивация.
Рассмотрим некоторые известные теории мотивации, которые пытаются дать объяснение поведению человека в разных ситуациях, и направлены на поиск решений, побуждающих к действию.
“XY-теория”. Мак-Грегором
Она
разработана профессором
“Теория X”
По этой теории предполагается, что работники ленивы, недобросовестны, безынициативны. Всегда будут стараться избегать любой работы, перекладывать ответственность на другого, искать выгоды только для себя, сопротивляются любым переменам.
Поэтому главным стимул может быть только принуждение и материальное вознаграждение. Руководитель не может доверять своим сотрудникам, требуется жесткая иерархия и тотальный контроль. Главным стилем управления по “теории X” может быть только авторитарный, основной инструмент – наказание.
“Теория Y”
Эта теория считает всех работников амбициозными, активными, способными брать инициативу и ответственность на себя, стремящихся к свободному творчеству. Они получают удовольствие от работы, поэтому главным стимулом является возможность самовыражения и самореализация.
Очевидно,
что обе теории, основываясь на
крайних моделях поведения
“Теория Z”
Американский профессор Уильям Оучи взял за основу японский опыт и дополнил “XY теорию” “теорией Z”. В основе данной теории лежит принцип коллективизма, т.е. представления предприятия, как большой семьи или трудового клана. Поэтому необходимо максимально совместить цели работника и цели предприятия.
По этой теории предполагается, что работник предпочитает работать в группе, иметь стабильную длительную перспективу карьерного роста, связанную, прежде всего, с достижением определенного возраста. Забота о его благополучии лежит на компании, на которую он работает. Он несет индивидуальную ответственность за свой труд, результаты которого оцениваются по четким критериям. Компания обеспечивает работнику возможность непрерывного обучения и постоянного повышения квалификации. Предполагается пожизненный наем работника.
У. Оучи выделил несколько основных принципов метода управления, основанного на “теории Z”: упор на инициативу снизу; главной движущей силой является среднее звено руководства, а задача высшего звена состоит в том, чтобы способствовать принятию решений; особое внимание уделяется благополучию сотрудников.
Теория ожиданий Виктора Врума
По теории ожиданий человек выбирает те или иные действия исходя из своих представлений о последствиях этих действий. Т.е. мотивацией может служить стремление человека с помощью прилагаемых им усилий получить ожидаемый им результат, при условии, что этот результат имеет для него ценность, или, наоборот, избежать этого результата (понятие “валентность).
Три важных элемента теории ожиданий:
Если коротко, то теория ожиданий утверждает, что для мотивации работника необходимо, чтобы он имел четкое представление о том, что от его усилий зависят результаты его труда, что из результатов его труда вытекают для него определенные последствия, и, что эти последствия имеют для него ценность.
Теория потребностей А. Маслоу
А. Маслоу считал, что мотивация основана стремлении человека к удовлетворению своих потребностей. Он выделил пять основных потребностей и расположил их в следующей иерархии, от базовых к высшим:
По Маслоу люди удовлетворяют свои потребности поочередно от базовых к высшим. Т.е. переход к удовлетворению потребностей более высокого уровня происходит только после того, как будут удовлетворены все потребности более низкого уровня: “человек желает удовлетворить из двух потребностей более базовую, когда он неудовлетворен в отношении их обеих”.
Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда
Д. МакКлелланд считал, что у работника есть всего три потребности высшего уровня, которые он приобретает благодаря учебе, опыту, жизненным обстоятельствам: достижения, соучастия, власти.
Потребность
достижения – это стремление человека
благодаря своим действиям получить фактический
желаемый результат наиболее эффективным
способом.
Потребность соучастия проявляется в стремлении
человека к дружеским отношениям с окружающими,
оказанию помощи, общению.
Потребность власти выражается в стремлении
человека контролировать окружающие его
ресурсы, процессы, воздействовать на
других людей, брать на себя ответственность.
Эти потребности не располагаются иерархически, не исключают друг друга, а взаимосвязаны.
Двухфакторная теория Фредерика Герцберга
Герцберг на основании опросов инженеров и конторских служащих сделал вывод, что на удовлетворенность или неудовлетворенность работой влияют два фактора: “гигиенический” и “мотивационный”.
Согласно Герцбергу, отсутствие или недостаточность гигиенических факторов впрямую влияет на неудовлетворенность работой. Но достаточность гигиенических факторов не вызывает удовлетворение работой и не может мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
Существуют и другие теории мотивации на любой вкус, например, теория справедливости, или теория целеполагания, или модель Портера-Лоулера, и другие.
Концепция К.Альдерфера
К концепции К.Альдерфера так же, как и
в теории Маслоу, потребности расположены
иерархически. Однако он выделяет всего
три группы потребностей, которые достаточно
наглядно соотносятся с группами потребностей
«пирамиды» Маслоу (рис.2).
Рис. 2
К числу этих потребностей относятся:
1. Потребности
существования (по Маслоу: физиологические
потребности и потребности безопасности,
за исключением групповой безопасности)
2. потребности
связи (по Маслоу: потребности принадлежности
и причастности - стремление человека
иметь семью, коллег, друзей, врагов, начальников
и починенных; часть потребностей признания
и самоутверждения - стремление человека
занимать определенное положение в окружающем
мире, а также потребности, связанные с
групповой безопасностью)
3. Потребности
роста (по Маслоу: потребности самовыражения,
а также те потребности группы признания
и самоутверждения, которые связаны со
стремлением к развитию уверенности, к
самосовершенствованию и т.п.).
Между теориями маслоу и Альдерфера имеется
одно принципиальное различие, состоящее
в том, что, по Маслоу, человек, удовлетворивший
потребности нижнего уровня, переходит
к удовлетворению потребности следующего
уровня и т.д. По Альдерферу движение по
иерархии может осуществляться как снизу
вверх, так и сверху вниз в том случае,
если не удовлетворена потребность верхнего
уровня. Наличие двух направлений движения
в удовлетворении потребностей открывает
дополнительные возможности в мотивации
поведения людей.
Теория справедливости Стейси Адамс
Основателем теории равенства (справедливости)
является Стейси Адамс, который на основе
исследований, проведенных им в компании
«Дженерал Электрик», сформулировал основные
положения этой теории.
Содержание равенства (справедливости)
сводится к следующему: в процессе осуществления
трудовой деятельности человек постоянно
сравнивает полученное вознаграждение
с затраченными усилиями, а затем сопоставляет
это с вознаграждением, полученными другими
людьми. Если он видит, что это сравнение
явно не в его пользу, то он чувствует несправедливость
и напряжение, так как нет удовлетворения
от выполненной работы. Он начинает работать
менее интенсивно, затрачивая значительно
меньше усилий. Если человек считает, что
его труд справедливо вознаграждается,
то он будет продолжать трудиться с прежними
усилиями, или даже их увеличит.
Восприятие человеком равенства и неравенства
носит субъективный характер, оценка справедливости
относительна. Говоря о справедливости,
человек часто не принимает во внимание
такие персональные характеристики других,
как уровень квалификации, продолжительность
работы в организации, возраст, социальный
статус.
Теория равенства не способствует повышению
эффективности работы организации, если
общий уровень исполнения низок. Если
же уровень исполнения организации высокий,
то принцип равенства является важным
мотивирующим фактором для успеАдамс
выделяет шесть возможных реакций человека
на состояние неравенства:
n при
недостаточном вознаграждении человек
снижает интенсивность и качество труда
n человек
может потребовать увеличения вознаграждения
за счет повышения оплаты труда, улучшения
условий труда, продвижения по службе
n человек
может разувериться в своих способностях
и возможностях, считая, что раньше он
их преувеличивал, т.е. что оплата соответсвует
его способностям
n человек
может сделать попытку повлиять на организацию
с целью снижения оплаты других лиц или
на этих лиц, заставив их увеличить затрачиваемые
усилия
n человек
может изменить для себя объект сравнения,
заменив лицо или группу лиц на более подходящие
для него с точки зрения их способностей
и личностных качеств
n человек
может перейти в другое подразделение
или же уйти из организации
Рассмоьрение теории справедливости позволяет
сделать вывод о том, что люди ориентируются
на комплексную оценку вознаграждения,
однако оплата труда играет в ней важную,
но не определяющую роль. Поэтому задачей
менеджеров является не только обеспечение
равного, справедливого вознаграждение,
но и получение сведений о том, считают
ли работники таковами это вознаграждение.шной
работы членов организации.
Теория Портера-Лоулера
Комплексная процессуальная теория мотивации,
известная как модель Портера-Лоулера,
построена на основных элементах теории
ожидания и теории справедливости. Двое
исследователей Лайман Портер и Эдвард
Лоулер разработали модель, включив в
нее пять переменных величин:
n затраченные
усалия
n восприятие
n полученные
результаты
n вознаграждение
n уровень
удовлетворенности
Содержание модели Портера-Лоулера сводится
к следующему: чтобы достичь определенных
результатов и получить достойное вознаграждение,
человек затрачивает усилия, зависящие
от его способностей, оныта и квалификации.
При этом размер усилий определяется ценностью
вознаграждения. Значительное влияние
н арезельтаты оказывает осознание человеком
своей роли в процессе труда. Так же как
и в теории постановки целей, вознаграждения
могут бать внутренними (чувство удовлетворения
о выполненной работы, чувство компетентности
и самоутверждения) и внешние (повышение
оплаты труда, премия, благодарность руководителя,
продвижение по службе). Восприятие вознаграждения
определяет уровень удовлетворенности,
который, в свою очередь, будет влиять
на поведение человека в будущем.
Портер и Лоулер на основе анализа предложенной
модели сделали вывод о том, что результативный
труд ведет к удовлетворению. Это заключение
коренным образом отличатся от тех позиций,
на которых стояли представители ранних
теорий человеческих отношений, которые
считали, что удовлетворенные работники
дают лучшие результаты.
Заслуга Портера и Лоулера заключается
в том, что их теория внесла основной вклад
в понимание мотивации.