Теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 20:26, творческая работа

Краткое описание

Потребность — это субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании и осознании человеком нужды в том, что необходимо для поддержания существования его организма и развития личности.

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. По словам А. Н. Леонтьева, мотив — это опредмеченная потребность. Мотив выступает как соображение, по которому субъект должен действовать. Следовательно, мотив дает потребности определенное направление.

Вложенные файлы: 1 файл

Теории мотивации.ppt

— 981.50 Кб (Скачать файл)

Теории мотивации

Основные определения

 

Потребность — это субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании и осознании человеком нужды в том, что необходимо для поддержания существования его организма и развития личности.

 

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. По словам А. Н. Леонтьева, мотив — это опредмеченная потребность. Мотив выступает как соображение, по которому субъект должен действовать. Следовательно, мотив дает потребности определенное направление.

 

Мотивация – это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации.

 

Нужда — объективная необходимость в чем-то, которую сам человек может не переживать и не осознавать.

 

Мотивирование — это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Эффективность управления в большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. 
 

Цель – это один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.

Цель выступает как  способ интеграции различных  действий человека в некую  последовательность или систему.

 

Цель и мотив не совпадают. Например, у человека может появиться  цель – сменить место жительства, а мотивы могут быть различными: улучшить свое положение; сменить  круг общения, приблизить место  работы к месту жительства; жить  рядом с родными и т.д. Часть  мотивов может не осознаваться  человеком.

 

Стимулы являются инструментами, вызывающими действие определенных мотивов.

В качестве стимулов  выступают какие-то предметы, действия  других людей, носители обязательств  и возможностей – все то, что  может быть предложено человеку  в качестве компенсации за  его действия, или то, что он  хотел бы приобрести в результате  определенных действий.

 

Использование многообразных  стимулов для мотивирования людей  и предоставляет процесс стимулирования, который имеет самые различные формы. Одним из самых распространенных является материальное стимулирование.

 

Стимулирование в принципе  отличается от мотивирования. Разница заключается в том, что стимулирование выступает средством, с помощью которого можно осуществлять мотивирование. Чем выше уровень развития человеческих отношений в организации, тем реже в качестве инструмента управления людьми используется стимулирование.

 

Воспитание, обучение как  методы мотивирования людей обусловливают  положение, когда члены организации  проявляют заинтересованное участие  в делах организации, осуществляют  необходимые действия, не дожидаясь  или даже не получая никакого  стимулирующего воздействия.

  Мотивация

 

Внешняя 

мотивация 

 

Внутренняя 

мотивация

 

Это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха.

 

Это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. При этом создается конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатом соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека, но и для организации.

Формирование осознанного поведения на основе факторов внутренней и внешней мотивации

 

Внешняя мотивация должна выполнять на начальном этапе роль опоры для создания системы эффективного труда. Ее можно также рассматривать как дополнительный поддерживающий стимул в период консолидации. Однако долговременная мотивация и эффективные изменения в поведении сотрудников достигаются только при условии создания внутренней мотивации.

Теории мотивации

 

содержательные

 

процессуальные

 

Базируются на изучении потребностей человека, которые рассматриваются как основные мотивы проведения, а следовательно, и деятельности.

«Теория иерархии потребностей» 

А. Маслоу, «Концепция ERG»

К. Альдерфера, «Теория приобретенных потребностей» 

Д. МакКлелланда, «Двухфакторная модель» Ф. Герцберга.

 

Базируются на рассмотрении мотивации как процесса. В рамках этого подхода учитывается распределение усилий работников и выбор определенного вида поведения для достижения конкретных целей.

«Теория ожиданий» В. Врума, «Теория справедливости» 

С. Адамса, Теория Портера–Лоулера.

Абрахам Маслоу

«Теория иерархии потребностей»

 

Краткая биография

Абрахам Маслоу родился в Бруклине (штат Нью-Йорк) в 1908 г. Он учился на психологическом факультете Висконсинского университета. Степень бакалавра он получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук – в 1931, доктора – в 1934. В середине тридцатых годов он приступил к работе над тем, что стало основным трудом его жизни, книгой «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), опубликованной в 1954 г.

 

В 1943 г. он опубликовал две работы: «A Preface to Motivation Theory» («Введение в теорию мотивации») и «A Theory of Human Motivation» («Теория человеческой мотивации»), где сформулировал позитивную теорию мотивации, определяемую им как «обобщенно-динамическую». Между 1947 и 1949 г. Маслоу оставил академическую карьеру и организовал Maslow Cooperage Corporation, решив заняться собственным бизнесом. Тем не менее, он сохранил свои академические связи и продолжал публиковать статьи в научной периодике и в этот период. Вернувшись к академической деятельности, он стал сначала адьюнкт-профессором, а затем полным профессором и руководителем кафедры в массачусетском университете Brandeis.

Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как основатель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления в психологии.

С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические психологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.

 

 

«Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации». А. Маслоу 

 

 

«Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастной личностью». А. Маслоу

 

Теория иерархии потребностей

 

Создана в 1943 г.

 

Первичные 

потребности

 

Вторичные 

потребности

 

В основу теории иерархии потребностей положена закономерность: при удовлетворении потребности одного уровня возникает потребность следующего, более высокого уровня.

 

Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность. Удовлетворенная потребность перестает мотивировать.

 

Вывод очевиден – только неудовлетворенные потребности действуют как мотиваторы. Однако, Маслоу делает исключение из этого правила, рассматривая самоактуализацию.

 

На этом уровне положительные эмоции, вызванные удовлетворением, увеличивают желание к дальнейшей самореализации. Полное удовлетворение потребности самоактуализации достигается крайне редко, если вообще когда-либо достигается.

 

Основная критика теории Маслоу сводится к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.

Клейтон Альдерфер

«Теория существования, связи и роста»

(Концепция ERG) 

 

 

Создана в 1972 г.

 

Так же, как и А. Маслоу, Клейтон Альдерфер в своей теории (ERG - existence, relatedness, growth) исходил из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако, в отличие от теории иерархии потребностей А. Маслоу, он считал, что существуют три группы потребностей.

 

Теория иерархии потребностей (Маслоу)

 

Теория ERG (Альдерфер)

 

Самоактуализация

 

Рост (Growth)

 

Уважение, признание

 

Социальные потребности

 

Причастность, принадлежность, связь (Relatedness)

 

Безопасность

 

Существование (Existence)

 

Физиологические потребности

 

В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным.

 

Он считал, что когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз.

 

Эти три группы потребностей, также как и в теории Маслоу, расположены иерархически, но отличие в том, что движение идет в обе стороны, а не последовательно снизу вверх, как у Маслоу. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.

 

Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз - процессом фрустрации, т.е. поражение в стремлении удовлетворить потребность.

Дэвид МакКлелланд

«Теория приобретенных потребностей» 

 

Краткая биография

 

Дэвид Кларенс МакКлелланд родился 20 мая 1917 г. в городе Маунт-Вернон, штат Нью-Йорк. По окончании средней школы он поступил в Макмюррей-Колледж в г. Джексонвилль, штат Иллинойс, где занялся изучением языков, в первую очередь немецкого. Эти занятия не вызывали у юноши энтузиазма. Случайно, по совету одного из своих педагогов, он обратился к чтению психологической литературы и заинтересовался этим предметом настолько, что именно в данном направлении и решил продолжить свое образование. Он поступил в Университет Уэсли и в 1938 г. успешно закончил его со степенью бакалавра психологии. Магистерскую степень он заработал год спустя в Университете штата Миссури, а докторскую — в 1941 г. в Йеле.

 

В 1942 году МакКлелланд переезжает в штат Коннектикут и становится профессором Уэслеанского университета. Через четыре года он становится деканом факультета психологии Уэслеанского университета.

 

В 1952-1953 годах Д. Макклеланд был руководителем программы Фонда Г. Форда.

В 1963 году он основал собственную фирму, которая затем была преобразована в McBer&Company ( эта корпорация и в настоящее время занимается консультированием и

 

С 1949 по 1987 годы Д. Макклеланд — профессор и декан факультета социальных отношений Гарвардского университета, а в 1987 он переходит работать в Бостонский университет. 

 

тренингами менеджеров по персоналу).

Основные работы Дзвида Макклеланда: 
- «Общество достижения» 
- «Пьющий человек: алкоголь и человеческая мотивация» 
- «Человеческая мотивация»

 

Более чем за полвека научной деятельности ученый уделил внимание широкому кругу проблем, но в истории науки остался прежде всего как яркий исследователь мотивации, в частности — мотивации достижения. Само это понятие в основном и ассоциируется с его исследованиями.

 

Свои рассуждения Макклелланд не ограничивал сферой научной психологии. В 1961 г. увидела свет его книга «Общество достижения», в которой он выдвинул интересную гипотезу: мотивация достижения служит важнейшим залогом экономического процветания. Оценив степень выраженности соответствующего мотива в обществе, можно с изрядной достоверностью предсказать тенденцию к экономическому росту.

 

В 1973 г. Макклелланд выступил в журнале «Американский психолог» со статьей, в которой указал на невысокую прогностическую ценность тестирования IQ и призвал уделить больше внимания мотивационной стороне любой деятельности. Впоследствии эти его суждения цитировались тысячекратно, порой даже будучи доведены до абсурда: «Способности — ничто, мотивация — всё!» Сам автор вовсе не был так категоричен.

 

Идеи Макклелланда революционизировали практику отбора во многих отраслях, прежде всего — профотбора. Исходя из представлений Макклелланда, наиболее рационально — подбирать людей для соответствующей деятельности исходя из их мотивации и личностных характеристик, поскольку в случае необходимости нужным умениям их не так уж сложно обучить.

 

За долгие годы своей научной деятельности Макклелланд был удостоен многих почетных наград (в американском биографическом справочнике «Психология», в котором он фигурирует среди 500 выдающихся психологов всех времен, их список занимает полстраницы), в том числе престижную премию Американской психологической ассоциации «За выдающийся вклад в науку».

Информация о работе Теории мотивации