Роль руководителя в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:43, курсовая работа

Краткое описание

Осуществляемые в РФ экономические реформы существенно изменили статус предприятия (организации) как основного звена народного хозяйства. Появились организации, наряду с базирующимися на государственной собственности, частные, смешанные, имеющие коллективную собственность.
Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим меняется и отношение к персоналу организаций, так как социальная направленность экономических реформ поворачивает их лицом к человеку, персоналу организаций.

Содержание

Введение
1. Менеджер как субъект управления. Методы, задачи, функции руководителя
1.1 Характеристика требований к профессиональной компетенции менеджера
1.2 Методы оценки менеджеров в современной компании
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курс..docx

— 145.61 Кб (Скачать файл)
 

     В чистом виде руководители указанных  типов встречаются редко. Эффективность  ситуационного подхода к управлению предусматривает применение в каждом конкретном случае преимуществ того или иного стиля управления.

     Обеспечение максимального соответствия индивидуальных характеристик, особенностей и возможностей человека тем общим и специфическим  требованиям, которые к нему предъявляет  тот или иной вид деятельности, является основной целью психологии профессионального отбора. В процессе профессиональной психодиагностики устанавливают  соответствие между психологическими особенностями человека и успешностью  профессиональной деятельности.

     Система профессиональной психологической  диагностики включает в себя следующие  элементы:

  • критерии профессиональной пригодности;
  • методы определения профессиональной пригодности;
  • организационные и вспомогательные требования и процедуры, обеспечивающие выполнение мероприятий диагностики. [10]

     Под профессиональной пригодностью личности управленца понимается совокупность психологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения эффективности в деятельности менеджера. Оценка профессиональной пригодности в любой сфере осуществляется в трех формах.

     Другие  формы оценки профессиональной пригодности  применяются при диагностике, ориентированной  на конкретную специфику труда. Основная проблема психологического отбора может  быть условно сведена к двум задачам: во-первых, установить совокупность требований, предъявляемых к свойствам личности конкретной профессиональной деятельностью; во-вторых, определить такую психологическую  методику, которая позволяла бы оценить  эти свойства. Кроме того, может  возникнуть необходимость определения  критериев нормы отбора по показателям  выбранных методик. Рассмотренный  подход условно можно назвать  подходом "от профессии".

     Разработан  еще один подход, в определенной мере противостоящий описанному выше, который может быть назван подходом "от человека" и чья реализация начинается с комплексного психологического исследования представителей изучаемой специальности. Определяются лучшие и худшие специалисты, затем статистическая связь между психодиагностическими данными и показателями успешности группы исследованных лиц. После этого отбираются методики со значимой статистической связью, используемые в дальнейшем при реальном отборе кандидатов на данную специальность. Обычно подход "от человека" применим для отбора специалистов, достигающих успеха в работе за счет сложных психологических, внешне труднонаблюдаемых или многочисленных качеств.

     Профессионально важными свойствами личности управленца также являются: эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, основанные на адекватной высокой самооценке, стремление к победе, базирующееся на мотивации  достижения успеха. В соответствии с этим в процессе психологической  диагностики целесообразно использование  следующих опросниковых методик, оценивающих  эмоционально-личностные свойства: тест Спилберга—Ханина, направленный на оценку эмоционального состояния в виде уровня реактивной и личной тревожности, а также опросник структуры темперамента, который позволяет оценивать многие важные социально-психологические проявления темперамента.

     В сфере управленческой деятельности к разряду специальных способностей личности управленца относятся коммуникативные, организаторские и предпринимательские  способности. В основе коммуникативных  и организаторских способностей находятся соответствующие склонности, которые проявляются в умении четко и быстро устанавливать  деловые и товарищеские контакты с людьми, в стремлении расширять  контакты, участвовать в групповых  мероприятиях, проявлять инициативу, смекалку и находчивость. Немаловажное значение имеет и умение оказывать  психологическое воздействие на людей, пользоваться приемами и способами активного взаимодействия в совместной деятельности. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей осуществляется с помощью теста-опросника коммуникативно-организаторские способности.

     Профессиональная  психологическая диагностика управленцев  обязательно должна включать в себя проверку организаторских и коммуникативных  качеств личности и их проявления в межличностных отношениях. Такие  качества личности, как деловитость, уверенность, требовательность и др., могут быть определены с помощью  теста-опросника Л.П. Калининского. Несомненное достоинство этой методики состоит в том, что она позволяет определить уровень развития и сравнить сильные и слабые стороны десяти качеств личности: направленность, деловитость, стремление к доминированию в группе, уверенность, требовательность, упрямство, уступчивость, зависимость, психологический такт, отзывчивость. Выявить степень выраженности коммуникативных и организаторских качеств личности в межличностных отношениях позволяет тест-опросник Т. Лири. С его помощью определяется степень выраженности свойств, которые могут быть сгруппированы в восемь психологических тенденций, определяющих различные личностные черты: доминантность, уверенность в себе — неуверенность; непреклонность, независимость — зависимость; общительность, отзывчивость.

     Таким образом, менеджер организации по своему статусу представляет сегодня, прежде всего, профессионального управляющего. Важнейшим признаком этого специалиста является его профессиональная компетентность и высокая квалификация. 

 

     

     Заключение

     Профессия "менеджер", содержание которой составляет управленческая деятельность, ориентированная на условия рыночной экономики, представляет собой сложное образование. Для овладения этой профессией необходимо иметь самые высокоорганизованные из личностных качеств и способностей, обладать самыми сложными из практических умений и навыков.

     Профессию "менеджер" отличает сложность в содержании и разделении труда, характерная для управленческой деятельности, отсутствие четких критериев оценки квалификации, взаимосвязь профессии менеджера с особенностями личности её носителя. Будучи продуктом общего разделения труда, управленческая деятельность сама предполагает такое разделение, что отражает сложность этой профессиональной сферы деятельности.

     В современной теории существует множество  различных концепций профессии  "менеджер", акцентирующих внимание либо на требованиях к компетентности, либо на особенностях ролей, присущих труду менеджера в организации.

     Компетентность (научно-профессиональные качества) менеджера  предполагают наличие у него специального образования, широкой общей и  специальной эрудиции, постоянное повышение  своей научно-профессиональной подготовки. При этом компетентность имеет отношение  к конкретному менеджеру, а компетенция  – к определённой должности

     Ролевое содержание управленческого труда  отличается широким разнообразием  и представляет большой теоретический  и практический интерес для понимания  сущности профессии "менеджер". Так, М.Х.Мескон и соавторы называют десять ролей, выполняемых руководителем, в рамках таких групп, как: межличностные, информационные, роли, связанные с принятием решения. В частности, в группе межличностных ролей выделяют роль "связующего звена", среди связанных с принятием решений – роль распределителя ресурсов (в том числе и профессионального потенциала подчиненных). Э.М.Коротков называет такие роли, присущие труду менеджера, как: концептолог, инноватор, организатор, эксперт. Ролевое развитие выступает в качестве важного условия успешной карьеры менеджера.

     В период формирования рынка возникла необходимость увязки нового качества труда управленческого персонала, повышения роли его творческой, интеллектуальной составляющей с меняющимися условиями  экономического роста, с осознанием объективного характера развития общественной организации труда.

     Одним из важнейших инструментов управления эффективностью предприятия является оценка ее руководителей.

     Важными факторами успешного функционирования на предприятии системы оценки являются:

  • четкая постановка цели проведения конкретной оценочной процедуры (например, среди отечественных организаций распространена такая ошибка - работникам заявляют о том, что мероприятие по оценке проводится с целью определения потребности в их обучении, а по итогам оценки увольняют часть сотрудников, как несоответствующих должности, что в результате приводит к негативному отношению работников к оценке);
  • выбор адекватного метода оценки (например, встречается такая ошибка - при принятии решения о продвижении руководителя среднего звена на должность руководителя предприятия используют метод оценки эффективности деятельности, который хорошо демонстрируют, насколько успешен сотрудник в нынешней должности, но не прогнозирует, как он справится с руководством всем предприятием).

     Выбор метода оценки и процедуры ее проведения зависит от целей и задач, стоящих  перед предприятием. Информация, полученная в ходе оценки должна минимизировать финансовые риски в принятии управленческих решений. Процедура оценки должна быть экономически оправдана, то есть эффект от ее проведения должен быть больше, чем  инвестиции в данную процедуру. Таким образом, стоимость методов оценки и их точность должны быть оптимальными по отношению к поставленной задаче.

     Глоссарий

№ п/п Новое понятие Содержание
1 Адаптивное  управление способность управляющей системы реагировать на изменение внешней среды
2 Авторитарный  стиль управления централизация власти и единоличное принятие решений, догматизм и стереотипность мышления, неприятие инициативы подчиненных. Его управленческая деятельность состоит из приказов и распоряжений, ставка делается на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными
3 Гуманистический подход к оценке руководителей сущность подхода  состоит в том, чтобы раскрыть все лучшие стороны, успехи в труде  оцениваемого руководителя, в тактичной  форме указать недостатки в работе, сосредоточив основное внимание на истоках, предложить средства преодоления недостатков, а если они существенны, то предложить другую деятельность, в большей степени  соответствующую индивидуальным особенностям оцениваемого руководителя
4 Демократический стиль управления доверие к людям, стремление к коллегиальному решению  задач, систематическое информирование подчиненных о положении дел  в коллективе
5 Конкурентное  управление деятельность, связанная с выполнением заключения о несостоятельности должника, носит  принудительный характер
6 Либеральный стиль  управления предоставление полной самостоятельности, возможности индивидуального и коллективного творчества
7 Личностно-опосредованный подход к оценке труда руководителей подход, опирающийся  на "теорию качеств". Согласно ему, успешная или неуспешная деятельность руководителя связывается с наличием у него определенных личностных качеств
8 Менеджер профессиональный  управляющий, как правило, нанимаемый собственником по контракту, действующий  на основе единоначалия и отвечающий за результаты финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, учреждения и др.
9 Менеджер особая профессия, специалист по управлению, добивающийся результатов путем организации  работы других людей
10 Менеджер новая современная  специальность, со своими статусными, ролевыми, функциональными, мотивационно-стимулирующими, ценностно-ориентирующими характеристиками
11 Метод "360°" когда сотрудник  оценивается своим руководителем, своими коллегами и своими подчиненными
12 Непосредственно-деятельностный подход к оценке труда руководителей оценка труда  непосредственно по деятельности
13 Оперативное управление деятельность, ориентированная на решение текущих  вопросов, требующих незамедлительного  решения
14 Предмет труда менеджера информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта
15 Предупредительное (профилактическое) управление деятельность в заблаговременной подготовке к возможным и ожидаемым событиям с оценкой вероятности их наступления и последствий бездействия
16 Профессионализм менеджера наличие у него определенных знаний, навыков и умений в области управления
17 Рейтинговая шкала комбинация  методов критических случаев  и рейтингов
18 Селективное управление управленческая  деятельность, ориентированная на выделение  приоритетных объектов (направлений) в  целях ресурсной и иной поддержки
19 Ситуационный  подход принцип анализа  деятельности в ситуациях
20 Субъекты менеджмента менеджеры-руководители различного уровня, наделенные полномочиями в области принятия решений в  определенных сферах деятельности организации
21 Стиль руководства совокупность  наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых проблем  и задач, реализуемых в практической деятельности конкретным менеджером
22 Стиль управления манера и  способ поведения менеджера в  процессе подготовки и реализации управленческих решений
23 Управление  по целям постановка  специфических измеряемых целей  для каждого из работников и периодическое  обсуждение прогресса на пути достижения этих целей
24 Центр оценки (assessment-center) метод множественного оценивания
 

 

      Список использованных источников 

  1. Российская  Федерация. Конституция от 12.12.1993 г. с изм. На 30.12.2008 г. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. Текст. - Новосибирск: Сибирсксое университетское издательство, 2009.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ с из! 25Л 1.2009 г. // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Поел, обновление 26.04.2010.
  3. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы [Текст]: учебник / М.М. Алексеева — М.: Финансы и статистика, 2007. — 245 с.
  4. Антикризисное управление [Текст]: учебник / Под ред. Э.М. Короткова.- М.:ИНФРА-М, 2006.- 432с.
  5. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента [Текст]: учебник / И.Т. Балабанов — М.: Финансы и статистика,2008. — 384 с.
  6. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента [Текст]: учебное пособие / И.Т. Балабанов — М.: Финансы и статистика, 2003. — 478 с.
  7. Басария, Т.В. Методы оценки управленческого персонала в современной компании. [Текст]: Ломоносовские чтения / Басария Т.В. – М.: Ломоносовские чтения, 2006. – 867 с.
  8. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента, в 2-х т [Текст]: учебник / И.А. Бланк — М.: Ника-Центр, 2007. – 524 с.
  9. Веснин В.Р. Менеджмент [Текст]: учебник / В.Р. Веснин – М.: Проспект, 2007. — 264 с.
  10. Виханский О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006. — 189 с.
  11. Волков, О.И., Экономика предприятия [Текст]: курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко — М.: ИНФРА-М. Серия "Высшее образование", 2008. - 280 с.
  12. Герчикова И.Н. Менеджмент [Текст]: учебник / И.Н. Герчикова М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 237 с.
  13. Гладышевский, А.И. Производственный аппарат России: основные характеристики и перспективы использования / А.И. Гладышевский - 2004.- №1.- С.74-85.
  14. Дорофеев В.Д. Менеджмент [Текст]: учебное пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008. — 268 с.
  15. Иванов, В.В. Стратегия развития информационной системы промышленного предприятия / В.В. Иванов - Экономика и коммерция.- 2009.- Вып.2.- С.38-60.
  16. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент [Текст]: учебник / В.В. Ковалев — М.: Финансы и статистика, 2007. — 768 с.
  17. Королев, В.И. Механизм обеспечения экономического роста фирмы / В.И. Королев - Экономист.- 2006.- №1.- С.52-60.
  18. Коротков Э.М. Менеджмент 2-е изд., перераб. и доп. [Текст]: учебник / Э.М. Коротков – М.: ИНФРА-М, 2009. - 311 с.
  19. Кравченко, Н.И. Финансовый анализ конкурентных стратегий российских предприятий. Проблемы теории и практики управления. / Н.И. Кравченко - 2009.- №1.- с.77-84.
  20. Кравченко А.И. История менеджмента [Текст]: учебное пособие / А.И. Кравченко – М.: Академический проект, 2007. - 280 с.
  21. Менеджмент [Текст]: учебное пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 193 с.
  22. Лигинчук Г. Г. Основы менеджмента [Текст]: учебный курс / Г. Г. Лигинчук - М: МИЭМП, 2007. - 115 с.
  23. Мальцев, В.Н. Информация как производственный ресурс: от традиционного предприятия к виртуальному // Экономика и коммерция./ В.Н. Мальцев - 2002.- №2.- С.15-37.
  24. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. [Текст]: учебник / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.- 435 с.
  25. Новицкий, Н.И. Организация производства на предприятиях [Текст]: учебное пособие / Н.И. Новицкий - М.,2002.- 389с.
  26. Огарков, А.А. Управление организацией [Текст]: учебник – М.: Эксмо, 2006. – 563 с.
  27. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие / Н.И. Кабушкин - 4-е изд. - Мн.: Новое знание, 2008. – 248 с.
  28. Стоянова, Е.С. Управление оборотным капиталом [Текст]: учебник / Е.С. Стоянова, Е.В. Быкова, И.А. Бланк — М.: Перспектива, 2009 — 130 с.
  29. Самочкин, В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование [Текст]: учебник / В.Н. Самочкин - М., 2007.- 376с.
  30. Смирнов, Н.Н. Стратегический менеджмент [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Смирнов - Спб.:ПИТЕР,2006.- 112с.
  31. Туровец, О.Г. Организация производства на предприятии [Текст]: учебник / Под ред. О.Г. Туровца, Б.Ю. Серебинского.- Ростов н/Д., 2008.- 503с.
  32. Тебекин, А.В. Менеджмент организации [Текст]: учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С. – М.: КНОРУС, 2007. – 385 с.
  33. Поршнев, А.Г. Управление организацией [Текст]: учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 211 с.
  34. Менеджмент организации [Текст]: учебник / Под общей ред. В.Е. Ланкина - Таганрог: ТРТУ. 2006. – 395 с.
  35. Фененко, Ю.В. Социология управления [Текст]: учебник / Ю.В. Фененко - М.: МГИМО (У), 2005. - 264 с
  36. Финансовый менеджмент: [Текст]: учебное пособие / Под ред. Е.И. Шохина.- М.:ПРЕСС, 2003.- 408с.
  37. Фролов, Д.И. Предприятия России в условиях рынка // Экономика и коммерция. / Д.И. Фролов - 2001.- №1.- С.75-93.
  38. Фролов, Д.И. Программа реформы предприятия // Экономика и коммерция. / Д.И. Фролов - 2001.- №2.- С.50-60.
  39. Шепеленко, Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии [Текст]: учебник / Г.И. Шепеленко — Ростов н/Д: "МарТ", 2003. - 590 с.

Информация о работе Роль руководителя в системе менеджмента