"Одномерные" учения об управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Попробуйте найти кого-нибудь из вашего окружения, кто не принадлежит ни к одной организации, и вы убедитесь, что это не так легко сделать. Подавляющее число членов общества входят в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или малыми, временными или постоянными.

Содержание

Введение 2
1 Организация, управление и менеджмент 4
1.1 Развитие взглядов на менеджмент 10
2 Современные учения об управлении 12
2.1 Одномерные учения об управлении 13
Заключение 22
Список использованных источников 24

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент4.docx

— 60.84 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

1 Организация, управление и менеджмент 4

1.1  Развитие взглядов на менеджмент 10

2 Современные учения об управлении 12

2.1 Одномерные учения об управлении 13

Заключение 22

Список использованных источников 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Попробуйте  найти кого-нибудь из вашего окружения, кто не принадлежит ни к одной организации, и вы убедитесь, что это не так легко сделать. Подавляющее число членов общества входят в одну или несколько организаций. Эти организации могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или малыми, временными или постоянными. Данный перечень можно продолжать еще очень долго.

Что же такое  организация? Можно ли указать на какие-либо общие черты, характерные  для всякой организации независимо от того, какого она размера, в какой  сфере она функционирует, и какие  задачи она решает? Отвлекаясь от отдельных частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Любая организация  может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы  из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт.

Поэтому жизнедеятельность организации  состоит из трех основных процессов:

  1. Получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;
  2. Изготовление продукта;
  3. Передача продукта во внешнюю среду;

 

Все эти 3 процесса являются жизненно важными  для организации. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация  далее уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса  между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации [1. – 25].

В курсовой работе управление организацией рассматривается под несколькими углами зрения. Дается традиционное рассмотрение организационных аспектов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организация, управление и менеджмент

 

 

 Организация (как явление) – это устройство, система элементов, структура чего-либо.     

Организация (как процесс)  – это систематизированное сознательное объединение действий двух или людей, направленное на достижение поставленных перед ними целей. Основными составляющими любой организации являются цели, персонал, управление [2. – 44].      

Управление заключается в определенном типе взаимодействия  субъекта управления на объект управления. При этом субъект управления направляет импульсы  воздействия на объект управления, а тот в свою очередь принимает команды и действует в соответствии с ними.

 Еще А.А.Богданов, один из основоположников теории  организации в своих научных  трудах под названием «Всеобщая  организационная наука» отметил,  что «всякая человеческая деятельность  объективно является организующей  или дезорганизующей». Поэтому, управление  считается реальным, если со стороны  субъекта управления имеется  потребность и способность управлять,  а со стороны объекта - потребность  и возможность выполнять управленческие команды.      

Предпринимательская организация для получения прибыли  реализует пять основных процессов:  

  1. Привлекает инвестиции; 
  2. Приобретает ресурсы из внешнего окружения;
  3. Осуществляет изготовление продукта;  
  4. Реализует продукт во внешнюю среду;  
  5. Использует часть прибыли на развитие.

 

     Для успешного существования организации  необходимо системно поддерживать определенный баланс между этими процессами. Ключевая роль в этом принадлежит «управлению» или «менеджменту».     

Во внутриорганизационной  деятельности следует различать  следующие основные виды управленческой работы:   

  • создание структуры производства и системы управления;   
  • установление и поддержание взаимоотношений с внешней средой;   
  • оперативное управление производством;   
  • формирование и управление информационной и технологической подсистемой организации;   
  • управление кадровой работой;
  •   управление маркетингом;  
  • управление финансами; 
  •  стратегическое управление;   
  • формирование и развитие организационной культуры;
  •   управление производственными запасами;
  •    учет и контроль внутрипроизводственной деятельности.

 

     При переходе российской экономики  на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно употребляться термин «менеджмент», который используется как синоним управления организацией.      

Менеджмент - это особый вид профессиональной деятельности, направленной  на достижение в хозяйственной жизни организации оптимальных результатов на основе разумного использования материальных, трудовых, финансовых, информационных и организационных ресурсов, применения разнообразных принципов и методов управления организации [5. – 10].     

Менеджмент - это элемент рыночной культуры, системы ценностей и убеждений. Основой современного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская деятельность,  поэтому он относится к особому типу управления, характеризующегося:

 

1)        рыночным механизмом развития экономики (наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционных механизмов при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования);

2)        гибкостью и адаптацией в поведении фирмы на рынке (ориентация на человеческий фактор, высокий профессионализм, творчеством менеджера, реформированием сознания работодателя и работников).        

Менеджмент (management) обычно переводится  на русский язык как управление. Глагол (to manage)  произошел от латинского (manus) рука. Первоначально этим термином    обозначали умение объезжать лошадей или править ими. Затем стали обозначать умение управлять колесницами. Сегодня речь идет об умении управлять людьми в организациях. Под этим понимается умение добиваться поставленных целей, используя ресурсы персонала организации и учитывая  мотивы его поведения.     

Однако менеджмент нельзя считать только процессом  управления людьми. В английском языке семантика слова “менеджмент” сложна. Из фундаментального Оксфордского словаря английского языка можно извлечь такие его толкования: «способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость; административная единица».     

Таким образом, это понятие можно употреблять  во многих значениях: «управление; искусство  управления; социальный слой,  управляющих». Аппаратный подход к менеджменту предполагает управление структурой и связями между звеньями и уровнями управления, распределением полномочий и ответственности работников, занимающих различные должностные позиции в аппарате.        

Впервые состав общих управленческих функций предложил  А.Файоль: «Управлять – значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Ф.У.Тейлор, М.Вебер, Ч.Бернард, Г.Эмерсон, Г.Форд, П.Друкер и другие ученые развивали теорию управления, с учетом особенностей своего времени. Современная научная литература рассматривает и другие функции менеджмента: прогнозирование, целеполагание,   мотивацию, учет, анализ, контроллинг, эккаутинг. Общие функции управления универсальны для любых организаций. Важнейшей функцией менеджмента является мотивация. Носителем мотивации  хозяйствующего субъекта является менеджер – управленец, играющий в организации ряд ролей: принимающего решение, информационную, межличностную. В целом же, процесс управления - это последовательность действий менеджера по эффективному преобразованию времени и ресурсов в результаты.       

Формирование  в России рынка невозможно без  формирования многосекторной экономики и без подготовки управленческого персонала, способного эффективно работать в рыночных условиях. Ключевая роль в этом принадлежит менеджменту и менеджерам.     

Менеджер  – в буквальном переводе с английского языка – руководитель, управляющий. Термин менеджер употребляется для обозначения должностей: «директор, руководитель, начальник, заведующий, президент, администратор и т.д.». Менеджер обязательно занимает постоянную должность и в его подчинении находятся люди. Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты.    

Менеджер занимает ключевое место в управлении производством. В отличие от «управленцев» они выполняют следующие существенные роли:

-         собирают, изучают и доводят работникам необходимую информацию о внутренней и внешней среде;

-         организуют качественное исполнение принятых решений;

-         формируют внутри и внеорганизационные отношения;

-         мотивируют персонал и координируют его усилия;

-         выступают в качестве представителей организации.    

Например, в  транспортной организации роль менеджмента  определяется спецификой функций, которая  выражается:

- маркетинговым  подходом к планированию транспортных  перевозок;

- организацией  оперативного управления перевозочным  процессом;

- технико-технологической  подготовкой транспортного производства;

- обеспечением  безопасности движения транспортных  средств;

- эффективным  управлением человеческими ресурсами;

- организацией  социальной защиты работников;

- мотивацией  труда и заработной платы;

- организацией  современной финансовой и бухгалтерской  деятельности;

- развитием  контроллинга;

- совершенствованием  системы научного управления  транспортным производством.     

В связи с  этим, управление основной и вспомогательной деятельностью предприятиями транспорта носит следующий иерархический порядок:

руководство – оценка прогноза, миссия, цели, критерии движения системы;

планирование - выработка пути, сроков и определение ответственных исполнителей поставленных целей;

организация – оперативное планирование, оперативное управление;

управление  – организаторская работа по повышению производительности труда;

регулирование – поддержание системы в заданном режиме;

контроль  – отслеживание, бухгалтерский и оперативный учет и отчетность, мониторинг, контроллинг системы.

Эти функции  характерны для всех видов транспортных систем: железнодорожного, морского, водного, воздушного, автомобильного, магистрального и т.п.     

Понятие менеджер соседствует понятием бизнесмен, лидер, управленец.     

Менеджер - это, прежде всего, наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно выполняет определенные управленческие функции. Бизнесмен  - человек, делающий деньги, владеющий  капиталом, но не имеющий в подчинении людей. Лидер -  это человек, который  воодушевляет людей и вселяет в них энтузиазм, передавая им свое видение будущего, помогая им адаптироваться к новым условиям, пройти этап изменений. Управленец – это одна из ролей менеджера в рамках системного подхода. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Менеджером можно родиться, это как говорится “от Бога”, но менеджером можно и стать, если упорно, с большим желанием трудиться в этой области [5. – 15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Развитие взглядов на менеджмент

Менеджмент не всегда воспринимался  в том виде, как он будет описан в данном учебнике. Представления  о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения. С тех пор, как управление стало рассматриваться, как особый вид деятельности, осуществляемой в организации.

 Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления — изменялось и учение об управлении.

Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления.

Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались. В условиях коммунистической идеологии разрабатывалась теория управления, существенно отличная от управленческой мысли, развивавшейся в системах со свободными рыночными отношениями. Многие выдающиеся ученые и практики управления бывшего Советского Союза и других стран коммунистической ориентации выдвигали интересные и оригинальные идеи, касавшиеся управления.

Информация о работе "Одномерные" учения об управлении