Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:04, контрольная работа
Рыночные отношения приводят к серьезному изменению содержания и организации процессов управления, управленческого труда. Кардинальные изменения в технологии производства и характере трудовых процессов, возрастание роли человека в организации, глобализация процессов в экономике, обострение конкуренции и другие явления и факторы приводят к необходимости трансформации парадигмы менеджмента. Поэтому необходимо рассмотрение новой концепции менеджмента как интегрированного, современного подхода к стратегическому, инновационному и конкурентному управлению на основе эффективного использования потенциала современного менеджера и новых управленческих технологий.
Определить современные направления развития науки управления._________________________________________________________3стр.
2. Определить разницу между линейными и штабными полномочиями, их сущность и виды._____________________________________________________7стр.
3. Определить сущность процесса контроля и его место в системе управления._________________________________________________________11стр
4.Список использованной литературы
2.Определить разницу между линейными и штабными полномочиями, их
сущность
и виды.
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи:
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
Линейная организационная структура управления.
Это
одна из простейших организационных
структур управления. Она характеризуется
тем, что во главе каждого структурного
подразделения находится
Рис.1 Схема линейной структуры управления по принципу
«результат
– треугольник»
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый их которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом. Оценка результатов деятельности в линейной структуре управления имеет вид треугольника (см. рис. 1).
Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации (например, зав. секцией, начальник отдела, директор магазина; или мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия). В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника, поскольку тот другой - начальник "моего" начальника. Схематически линейная структура управления может быть представлена в виде рис.2.
Рис.2
Схема линейной организационной
структуры управления
Как видно из рис.2, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада и т.д.).
В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.
Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.
Особенности линейной организационной структуры управления:
-низшие уровни управления последовательно подчинены высшим;
-во главе каждого подразделения поставлен руководитель-единоначальник, который решает все вопросы управления этим подразделением;
-структура управления используется малыми и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Преимущества:
-единство и четкость распорядительства;
-согласованность действий исполнителей;
-четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненными;
-быстрая реакция на указания;
-личная ответственность руководителя за результаты действия подразделения.
Недостатки:
-высокие требования к компетентности руководителя;
-перегрузка
менеджеров высшего звена
-отсутствие
горизонтальных связей между
подразделениями.
Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая (рис. 3). Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя.При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.
Основу линейно-функциональной структуры составляет "шахтный" принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации.
По каждой подсистеме формируются "иерархия" служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач.
Многолетний
опыт использования линейно-
Рис.3 Линейно-функциональная (штабноя) структура управления
Д-
директор; ФН - функциональный начальники;
ФП – функциональные подразделения;
ОП - подразделения основного
Особенности штабной ОСУ:
-наряду
с линейными руководителями
-главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейным руководителям;
-к
штабным подразделениям
Преимущества:
-более
осмысленная и компетентная
-освобождение
линейных руководителей от
-возможность
привлечения
Недостатки:
-недостаточно четкая ответственность, т.к. готовящий решения не участвует в их реализации;
-тенденции чрезмерной централизации;
-возрастание
требований к высшему звену
управления, принимающему решения.
3. Определить
сущность процесса контроля
и его место в системе
управления.
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации.
Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.
Контроль – это:
1)
систематический процесс
2) система наблюдений и проверки выполнения принятых управленческих решений (планов, распоряжений и др.),
3)
выявление результатов
4) внутренний контроль (самоконтроль).
Для контроля характерна тесная взаимосвязь с другими основными функциями. Без этой функции не могут быть реализованы в полной мере другие функции управления (планирование, организация, мотивация и координация), а также связующие процессы - принятие решений и коммуникации.
Реализация функции контроля обеспечивает решение таких задач:
-
выявление (мониторинг) во внешней
и внутренней среды
-
результаты контроля служат
Контроль как управленческая функция (также как принятие решений и коммуникации), участвует во всех функциях и является обратной связью функции планирования.
Контроль
есть фундаментальный элемент
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Менеджмент»