Контрольная работа по дисциплине «Менеджмент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:04, контрольная работа

Краткое описание

Рыночные отношения приводят к серьезному изменению содержания и организации процессов управления, управленческого труда. Кардинальные изменения в технологии производства и характере трудовых процессов, возрастание роли человека в организации, глобализация процессов в экономике, обострение конкуренции и другие явления и факторы приводят к необходимости трансформации парадигмы менеджмента. Поэтому необходимо рассмотрение новой концепции менеджмента как интегрированного, современного подхода к стратегическому, инновационному и конкурентному управлению на основе эффективного использования потенциала современного менеджера и новых управленческих технологий.

Содержание

Определить современные направления развития науки управления._________________________________________________________3стр.
2. Определить разницу между линейными и штабными полномочиями, их сущность и виды._____________________________________________________7стр.
3. Определить сущность процесса контроля и его место в системе управления._________________________________________________________11стр
4.Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

2.Определить  разницу между  линейными и штабными  полномочиями, их

сущность  и виды. 
 

     Организационная структура аппарата управления - форма  разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность  создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.

     Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

     Различают связи:

  • линейные (административное подчинение);
  • функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
  • межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

     В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов  организационных структур управления:

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная;
  • матричная;
  • дивизиональная;
  • множественная.
 

Линейная  организационная  структура управления.

     Это одна из простейших организационных  структур управления. Она характеризуется  тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

            

Рис.1 Схема линейной структуры управления по принципу

«результат  – треугольник» 

     При линейном управлении каждое звено и  каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый их которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом. Оценка результатов деятельности в линейной структуре управления имеет вид треугольника (см. рис. 1).

     Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации (например, зав. секцией, начальник отдела, директор магазина; или мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия). В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника, поскольку тот другой - начальник "моего" начальника. Схематически линейная структура управления может быть представлена в виде рис.2.

  

     Рис.2 Схема линейной организационной структуры управления 

     Как видно из рис.2, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада и т.д.).

     В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному  признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.

     Линейная  структура управления является логически  более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

    Особенности линейной организационной структуры управления:

    -низшие уровни управления последовательно подчинены высшим;

    -во  главе каждого подразделения поставлен руководитель-единоначальник, который решает все вопросы управления этим подразделением;

     -структура  управления используется малыми и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

    Преимущества:

    -единство  и четкость распорядительства; 

    -согласованность  действий исполнителей;

    -четкая  система взаимных связей между  руководителем и подчиненными;

    -быстрая  реакция на указания;

    -личная  ответственность руководителя за результаты действия подразделения.

    Недостатки:

    -высокие  требования к компетентности  руководителя;

    -перегрузка  менеджеров высшего звена управления;

     -отсутствие  горизонтальных связей между  подразделениями. 

     Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая (рис. 3). Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя.При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.

     Основу  линейно-функциональной структуры  составляет "шахтный" принцип  построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации.

     По  каждой подсистеме формируются "иерархия" служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач.

     Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они  наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. В то же время выявились и существенные недостатки, среди которых в первую очередь отмечают следующие: невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-технического и технологического прогресса; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам; медленную передачу и переработку информации из-за множества согласований (как по вертикали, так и по горизонтали); замедление прогресса управленческих решений. 
 
 
 
 

     

       

       

     

     

     

       

     Рис.3 Линейно-функциональная (штабноя) структура управления

     Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП – функциональные подразделения; ОП - подразделения основного производства. 

    Особенности штабной ОСУ:

    -наряду  с линейными руководителями аппарат  управления включает штабные  подразделения, укомплектованность специалистами;

    -главная  задача штабных подразделений  состоит в оказании помощи  линейным руководителям;

    -к  штабным подразделениям относятся  службы контроллинга, маркетинга, группы  сетевого планирования, юридические службы и т.д.

    Преимущества:

    -более  осмысленная и компетентная подготовка  управленческих решений; 

    -освобождение  линейных руководителей от решения  специфических задач; 

    -возможность  привлечения высококвалифицированных  специалистов.

    Недостатки:

    -недостаточно  четкая ответственность, т.к. готовящий решения не участвует в их реализации;

    -тенденции  чрезмерной централизации;

    -возрастание  требований к высшему звену  управления, принимающему решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Определить сущность процесса контроля и его место в системе управления. 

     Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации.

     Он  необходим для обнаружения и  разрешения возникающих проблем  раньше, чем они станут слишком  серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

     Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

     Контроль - это критически важная и сложная  функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

    Контроль  – это:

    1) систематический процесс регулирования  деятельности (поведения) подчиненных – внешний управленческий контроль;

    2) система наблюдений и проверки  выполнения принятых управленческих решений (планов, распоряжений и др.),

    3) выявление результатов управленческих  воздействий (эффективности управления),

    4) внутренний контроль (самоконтроль).

    Для контроля характерна тесная взаимосвязь  с другими основными  функциями. Без этой функции не могут быть реализованы в полной мере другие функции управления (планирование, организация, мотивация и координация), а также связующие процессы - принятие решений и коммуникации.

    Реализация  функции контроля обеспечивает решение  таких задач:

    - выявление (мониторинг) во внешней  и внутренней среды организации  факторов, влияющих на ее функционирование  и развитие, что позволяет мгновенно  отреагировать на их изменения (внести коррективы в планы);

    - результаты контроля служат основой  оценки персонала, а также эффективности системы управления за определенный промежуток времени и предоставление обратной связи подчиненным для закрепления нужных форм поведения.

    Контроль  как управленческая функция (также как принятие решений и коммуникации), участвует во всех функциях и является обратной связью функции планирования.

     Контроль  есть фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию  нельзя рассматривать полностью  в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство становится более понятным после изучения трех основных видов контроля: предварительного, текущего и заключительного.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Менеджмент»