Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 21:02, контрольная работа
Групповые эффекты — это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении.
1. Перечислите и охарактеризуйте групповые эффекты.............................3
2. Охарактеризуйте социально-психологическое понятие «команда» и назовите фазы развития команды ………………………………………...13
3. Укажите, что не влияет на неформальную структуру коллектива ….22
Список литературы…………………………………………..……………..26
«Плюс» |
Показатель |
Содержание |
Профессиональный |
Время Креативность Качество |
Команда профессионалов способна быстро и эффективно решить задачу, на которую обычно уходит значительное время. Команда профессионалов способна генерировать нестандартные решения, создавая «копилку решений» «Кодекс чести» профессионала не позволит сделать работу некачественно |
Коммуникативный |
Стиль Координация |
В команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки В команде не требуется специальный менеджер, координирующий работу членов команды. Каждый из членов гибко участвует в координации работ. |
Социальный |
Имидж Перспектива |
Наличие команды создает фирме выгодный имидж, вызывая у клиентов доверие При наличии команды фирма имеет преимущества в получении выгодных заказов. |
Духовный |
Ценности Рост |
Работа в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого члена команды. Работа в команде всегда содействует личностному и профессиональному росту членов команды, а значит и повышает эффективность команды в целом. |
«Минусы» организации команды. Создавая команду важно помнить и о ее «минусах», их также немало:
Время: процесс командообразования «времяемкий». Чтобы рабочая группа стала командой требуется немало времени.
Деньги: чтобы члены группы стали командой, требуются деньги на дополнительные тренинговые занятия (необходимо сформировать «командный дух»); возможно, потребуются деньги на дополнительное обучение членов команды.
«Человеческий фактор»: в команде резко возрастает ценность человека, руководителю и члену команды нужно быть к этому психологически готовыми.
Недирективность: административно-командный стиль управления в команде «не проходит».
«Эксклюзивность»: модель команды не всегда пригодна для «тиражирования», каждую новую команду нужно создавать с особой тщательностью и бережностью.
Хрупкость: в команде многое держится на взаимоотношениях между ее членами, на «командном духе», системе ценностей, философии развития. Это категории тонкие и требуют постоянной поддержки, сопровождения.
Этапы развития команды.
На пути становления эффективной и действенной команды каждая группа проходит несколько этапов. Несмотря на избыток энергии в начале формирования команды, маловероятно, что ее хватит надолго.
Команда должна преодолеть внутренние противоречия и сомнения, прежде чем получится действительно спаянный коллектив. Этот процесс не несет спокойствия и чреват рисками, однако он необходим для создания норм самоопределения команды.
Четкость намерений и сплоченность команды способствуют в результате более высокой производительности, чем в рабочей группе. После выполнения задач команды часто распадаются, для этой фазы также характерны особые процессы.
В развитии команды выделяют четыре этапа:
Этап 1. Формирование команды и начало
совместной работы
На стадии формирования команды происходит обсуждение устава, распределение ролей, согласование графика совещаний и уточнение состава участников.
Именно на этом этапе члены команды сталкиваются с трудностями, связанными с переходом от индивидуальной работы к командной. Сотрудники на подъеме, они предвкушают будущие успехи и настроены оптимистично. Каждый испытывает гордость от того, что выбрали именно его. С другой стороны, людей мучают подозрения, они испытывают страх и беспокойство. На первом этапе, как и на любом другом, самое главное — регулярно обращаться к уставу команды, использовать информационные справки при организации совещаний и составлять отчеты о текущем статусе проекта.
На этом этапе также целесообразно выполнять следующие рекомендации:
Чтобы сохранить контроль над ситуацией, лидеру потребуется эффективно их организовать, наладить взаимообмен мнениями и проявлять уважение к мнению других членов команды.
Этап 2. Конфликты и противостояния
На этом этапе члены команды могут прийти к пониманию, что их задача отличается от той, которую они представляли первоначально, или что она является более сложной. Некоторые участники проявляют беспокойство по поводу отсутствия движения вперед или ввиду нехватки опыта работы в команде. Это заставляет их сомневаться в целесообразности всего проекта. Помимо этого, команда может столкнуться со следующими проблемами:
Это трудный этап для любого коллектива. Если сотрудники не знают о четырех стадиях развития команды и особенно о второй, то в большинстве случаев команда распадается.
Чтобы успешно преодолеть этап конфликтов, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
На втором этапе многие члены команды могут растерять свой изначальный положительный настрой. Сконцентрируйте внимание сотрудников на том, что можно предпринять, кто это должен сделать и в какие сроки. Данный этап необходимо преодолеть как можно быстрее, чтобы негативные последствия конфликтных ситуаций не отразились на проекте в целом.
Этап 3. Нормализация
На третьем этапе сотрудники принимают концепцию командой работы. Они соблюдают выработанные правила поведения, общение происходит без сбоев, и все движутся по направлению к поставленной цели. Члены команды чувствуют, что совместная работа дает свои плоды, и каждый вносит определенный вклад.
Члены команды могут начать:
Информационные справки и отчеты о статусе проекта, а также ваша моральная поддержка помогут команде перейти к четвертому этапу и не вернуться на второй.
Этап 4. Работа в полную силу
Достигнув данного этапа, команда начинает с относительной легкостью выявлять и решать проблемы. В этот период происходит следующее:
Организация командной работы — сложный процесс. Использование приведенных выше рекомендаций поможет вам легче преодолеть возможные трудности на каждом из четырех этапов развития команды без ущерба для проекта в целом.
3. Укажите, что не влияет на неформальную структуру коллектива:
а) коммуникация;
б) идентификация;
в) адаптация;
г) интеграция;
д) субординация.
Ответ:
Верный ответ д)субординация
Формальная и неформальная структуры коллектива.
На первой стадии развития коллектива
преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии
с должностными поведенческими стереотипами,
присматриваются друг к другу, подлинные
чувства чаще всего скрываются, цели и
методы работы совместно не обсуждаются,
коллективная работа проявляется слабо.
На второй стадии происходит переоценка
личностных и деловых качеств руководителя,
складывается мнение о коллегах, начинается
процесс формирования группировок внутри
коллектива, возможна борьба за лидерство.
Разногласия обсуждаются более открыто,
предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения
внутри рабочей группы. Наконец, притирка
заканчивается, четко просматривается
неформальная структура, коллектив достигает
определенной степени координации действий
своих членов.
Возникающая при этом групповая сплоченность
может иметь позитивную, негативную либо
конформистскую направленность. В первом
случае рабочая группа воспринимает лучшие
деловые и нравственные качества своих
членов, люди гордятся своей принадлежностью
к данному коллективу, возникающие проблемы
решаются по-деловому, инициативно и творчески.
Во втором случае большая часть энергии
коллектива тратится на участие в конфликтах
между различными группировками, неформальными
и формальными лидерами, выяснение отношений
с другими подразделениями. Производственные
проблемы как бы отходят на второй план.
Конформистская направленность характеризуется
чисто внешней, показной заинтересованностью
работников в результатах их трудовой
деятельности, базразличием к коллективным
усилиям. Сфера интересов сотрудников
находится вне рабочей группы: общественно
- политическая деятельность, семья, личные
проблемы, и т. д .
Степень сплоченности рабочей группы
поддается количественной оценке. Представляет
интерес следующая методика: опрашиваемому
предлагается по трехбалльной шкале оценить
интенсивность одного из двадцати признаков,
разделенных на десять полярных пар, например:
преобладает бодрый, жизнерадостный тон
настроения... преобладает подавленное
настроение;
успех или неудачи коллег вызывают сопереживание...успехи вызывают зависть, неуспехи — злорадство; в коллективе справедливо относятся друг к другу... коллектив распадается на привилегированных и отверженных и т.д.
Измерить степень сплоченности
трудового коллектива с точки зрения преобладающих
в коллективе ценностей позволяет другая
методика.
Членам коллектива предлагается набор
из двадцати личностных качеств, тесно
связанных с деловым общением: постоянство,
выдержка, инициативность, общительность,
исполнительность, знание своих возможностей,
изворотливость, инициативность, настойчивость,
искренность и т.д., из которых они должны
выбрать пять качеств, необходимых для
продуктивной совместной деятельности.
Сопоставление частоты выбора по отдельным
признакам с общей суммой выборов позволяет
вывести коэффициент ценностно-ориентационного
единства группы.
Морально-психологический климат рабочей
группы существенным образом зависит
от ее структуры.
Структура коллектива, т.е. реально существующая
совокупность взаимоотношений членов
группы, возникающая в процессе совместной
деятельности и общения, исследуется на
двух уровнях — формальном и неформальном.
Если формальная структура связана с должностным
статусом членов группы, упорядоченными
служебными отношениями, то неформальная
структура складывается на основе отношений,
обусловленных психологическими качествами
членов коллектива.
Становление неформальной структуры
определяется наличием как объективных,
так и субъективных факторов. К первым
можно отнести обусловленную характером
и графиком работы возможность контактов
между членами группы, а также оптимальный
по количеству, половозрастной структуре
и т.д. состав группы, позволяющий удовлетворить
потребность в межличностном общении.
Субъективные факторы, в свою очередь,
зависят от личности руководителя, индивидуальных
особенностей сотрудников- Умение руководства
сплачивать коллектив, психологическая
совместимость, удовлетворенность подчиненных
условиями труда, своим статусом и профессиональной
ролью, сказываются на образующихся стихийно
дружеских связях, взаимных симпатиях
и антипатиях.
Неформальная
структура складывается под воздействием
психологических механизмов регуляции
коллективной деятельности — адаптации,
коммуникации, идентификации и интеграции.
Социально-психологическая адаптация
предполагает активное принятие и усвоение
ценностей и норм, сложившихся традиций
новыми членами рабочей группы. Без нее
невозможно включение в неформальную
структуру, использование принятых в данной
группе форм реализации индивидуальных
качеств, самореализация личности. Следовательно,
вновь назначенному руководителю важно
не отвергать с ходу сложившиеся традиции,
считаться с мнением коллектива и его
лидеров. Тем более ему не следует противопоставлять
себя прежнему начальнику, если он пользовался
заслуженным уважением.
Коммуникация предполагает активный
обмен информацией и взаимное духовное
обогащение членов группы. Через коммуникацию
осуществляется не только управление
производством, но и формирование ценностных
ориентации и установок членов рабочей
группы. Руководитель должен следить за
тем, чтобы сотрудники, в разумных пределах,
имели возможность общаться друг с другом
и вместе с тем в корне пресекать обсуждение
подробностей личной жизни коллег в их
отсутствие, сплетни и доносы.
Идентификация связана с формированием
чувства принадлежности к группе в процессе
межличностного общения. Процесс протекает
на трех уровнях: эмоциональном — способность
сопереживания, или эмпатии; ценностно-мировозренческом
— способность стать на точку зрения другого
человека; поведенческом — воспроизводство
образцов поведения. В основе идентификации
лежат механизмы подражания, сличения
и увлечения. Обязанность руководителя
— по возможности следить за тем, чтобы
идентификация была положительной, т.е.
чтобы новички подражали профессионально
и нравственно зрелым сотрудникам.
Успешная реализация процесса интеграции
приводит к превращению коллектива в сплоченный,
саморегулирующийся социальный организм,
хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной
деятельности. Организованность, сработанность
и психологическая совместимость позволяют
рабочей группе самостоятельно выбирать
оптимальные формы деятельности, обеспечивающие
успешное выполнение задания и наиболее
полное раскрытие индивидуальности, творческого
потенциала каждой личности.
Информация о работе Контрольная работа по "Психология управления"