Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:36, реферат
Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
     На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
Развитие менеджмента
в России и СССР
    Начиная с XVII в., вопросам управления 
в России уделялось серьезное внимание. 
Заметный след в истории России и улучшении 
ее системы управления оставили известный 
русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, 
В первые годы Советской власти получают 
большую известность труды таких ученых, 
как А.А. Богданов, А.К. Гастев, 
О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.               
    Известный советский ученый  А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования 
теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые 
установки». Внедрением методики трудовых 
установок в практическую деятельность 
занимался Центральный институт труда 
(ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. 
Важнейшее место в осуществлении методики 
трудовых движений отводилось инструктажу. 
  
    Недостатком концепции трудовых 
установок Гастева является слабая разработка 
самой методики трудовых установок, выбор 
слишком узкой базы исследования, ориентация 
на индивидуальность рабочего.  
Важная роль в развитии научной организации 
труда и управления в СССР принадлежит 
видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории социалистической 
рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута 
резкой критике, но несмотря на критику, 
вклад Ерманского в развитие теории и 
практики организации труда значителен. 
Им обобщен большой практический материал 
хозяйственного строительства в СССР.  
   Проблемы научной организации труда 
получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание 
научной организации труда на все сферы 
человеческой деятельности.  
Особого внимания заслуживает дискуссия, 
развернувшаяся по проблемам развития 
научной организации труда и управления 
в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной 
конференции по НОТ, За несколько недель 
до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна 
— от группы «Семнадцати» во главе с Керженцевым, 
другая — от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась 
созданиемцентральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференции 
по НОТ, в которую вошли положительные 
моменты обеих дискутировавших платформ.  
  Крупный вклад в развитие теоретических 
основ социалистической организации производственных 
процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по 
признаку их сочетания в производственном 
процессе на три вида: последовательное, 
параллельное и параллельно-последовательное, 
показал их влияние на длительность производственного 
цикла.  
В 30-е гг. была проделана большая научная 
и практическая работа по созданию науки 
об организации производства, труда и 
управления,результатом которой был выход в свет 
первого советского учебника по организации 
производства. В эти же годы было положено начало формированию 
системы подготовки кадров с высшим и 
средним специальным экономическим образованием 
для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того 
времени специальность — инженер-экономист 
отраслевого профиля, которая вскоре стала 
ведущей среди экономических специальностей.  
    В годы Великой Отечественной 
войны система управления промышленностью, 
сложившаяся в предшествующие годы, не 
претерпела принципиальных изменений. 
Основным принципом управления продолжал 
оставаться хозрасчет при усилении административно-командных 
методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского 
планирования и диспетчирования. 
 
    В послевоенный период времени 
возобновилась научная и практическая 
работа в области организации и управления 
производством. Вместе с тем, имело место 
сокращение исследований в области управления 
производством. К концу 50-х гг. тематика 
исследований по проблемам организации 
и управления предприятиями начала постепенно 
расширяться. 
 
     Начиная с 1957 г. был осуществлен 
переход к управлению промышленностью 
и строительством по территориальному 
принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных 
районов. Главным назначением совнархозов было 
пресечение ведомственных тенденций в 
развитии промышленности. 
 
    К этому же времени относится 
рождение такой важной самостоятельной 
ветви экономики, как экономическая кибернетика, 
тесно связанной с использованием на практике 
экономико-математических методов. Создание 
этой науки в нашей стране осуществлялось 
под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии 
теории управления производством. 
 
       Дискуссия, развернувшаяся 
в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам 
совершенствования системы и методов 
управления народным хозяйством, предшествовала 
проведению хозяйственной реформы.  
Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее 
время, характеризуется проведением в 
стране трех реформ, направленных на совершенствование 
системы управления народным хозяйством. 
К ним относятся:
 
1.     Реформа системы управления экономикой 
1965 г.  
2.     Реформа системы управления 1979 г.  
3.     Ускорение социально-экономического 
развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям 
(с 1991 г. и по настоящее время). 
 
      В связи с произошедшими серьезными 
изменениями  в политической системе управления, 
в стране развернулась дискуссия о механизме 
перехода к рынку. Специальная комиссии, 
возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта 
перехода к рыночным отношениям: 
 
1)    внесение отдельных элементов рынка 
в существующую командно-административную 
систему управления;  
2)    быстрый переход к рынку без какого-либо 
государственного регулирования;  
3)    создание системы управления на основе 
регулируемой рыночной экономики. Этот 
вариант совершенствования системы управления 
соответствовал предложениям правительства. 
 
     Другая комиссия под руководством 
академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс 
мероприятий, необходимых для перехода 
к регулируемому рынку. Эта программа 
многими учеными рассматривалась как 
«шоковая терапия».  
По итогам дискуссии был принят компромиссный 
вариант перехода от плановой системы 
управления к регулируемому рынку. В его 
основу была положена программа «500 дней», 
основной целью которой было полное разрушение 
административно-командной системы управления. 
С ноября 1991 г. начался процесс формирования 
рыночных отношений в России. 
       
Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.
Заключение
 
     Подготовка современных менеджеров-профессионалов 
невозможна без знания истории развития 
менеджмента. Менеджмент развивался на 
протяжении веков, прежде чем превратился 
в самостоятельную отрасль знания, науку. 
Значительное влияние на формирование 
менеджмента оказали: школа научного управления, 
классическая (административная) школа, 
школа психологии и человеческих отношений, 
школа науки управления (количественная 
школа), а также выдающиеся представители 
этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, 
Э. Мэйо и др.
Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.
Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.
Список литературы: 
 
1. Весенин В.Р. Менеджмент 
3-е издание 
2. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке. 
– М.: Вильямс, 2004. - 272 с. 
3. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент /Пер. 
с англ. под ред. О.Я. Третьяк, Л.А. Волковой, 
Ю.Н. Контуревского. - СПб.: Питер, 2004. 
4. Лукичева Л.И. Управление организацией. 
– М.: Омега, 2005. 
5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы 
менеджмента. – М.: ФИНПРЕСС, 2004. 
6. Николайчук В. Маркетинг и менеджмент 
услуг. Деловой сервис. – СПб.: Питер, 2005. 
7. Одинцов А.А. Основы менеджмента: Учебное 
пособие по специальности «Менеджмент 
организации». – М.: Колос, 2006.