Анализ методов управления на примере Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО горда Оренбурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 17:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью ВКР − является специфика методов управления в органах власти на примере комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО администрации города Оренбурга.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
исследование теоретических и методологических основ методов управления персоналом;
анализ методов управления на примере комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО города Оренбурга

Вложенные файлы: 1 файл

Введение дип.docx

— 108.57 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

В настоящее время местное самоуправление переживает одну из судьбоносных для России реформ, когда существенным образом меняется система местной власти, ее территориальная и организационная структура.  
В условиях становления новой системы местного самоуправления особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с развитием кадрового потенциала муниципальной службы, повышением уровня профессионализма муниципальных служащих.

Актуальность исследования методов управления кадрового обеспечения муниципальной службы в настоящее время обусловлена тем, что в Российской Федерации на местах формируются новые системы местного самоуправления, которые в наибольшей мере должны быть ориентированы на реальный и устойчивый рост уровня жизни населения.

Законодательная база кадрового обеспечения должна быть адекватной современным социально-экономическим условиям и потребностям муниципальной службы. Целью совершенствования правовых основ кадрового обеспечения муниципальной службы является повышение эффективности муниципальной службы.

Проблема кадрового обеспечения муниципальной службы в Российской Федерации носит междисциплинарный характер, что обусловливает необходимость применения в ее разрешении комплексных подходов с учетом юридических, социологических, психологических и других факторов. В результате сложились научные школы, обоснованы разнообразные концепции, издается литература, налажена подготовка специалистов.

Базу источников исследования составляют нормативно - правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, литература кадрового обеспечения муниципальной службы, внутренние документы комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО администрации города Оренбурга и другие.

Целью ВКР  −  является специфика методов управления в органах власти на примере комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО администрации города Оренбурга.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:

исследование теоретических и методологических основ методов управления персоналом;

анализ методов управления на примере комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО города Оренбурга;

предоставление рекомендаций по совершенствованию методов управления персоналом на примере комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО города Оренбурга.

Объектом исследования ВКР является комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО администрации города Оренбурга.

Предметом исследования выступает административные методы управления персоналом на примере комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО администрации города Оренбурга.

В дипломной работе будут рассмотрены: административные, социально-психологические и экономические методы управления персоналом.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические и методологические основы методов управления персоналом

 

    1. Понятие и классификация методов управления персоналом

 

 

 В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения её целей.

Слово «метод» произошло от греческого methods, что в переводе означает «способ достижения какой - либо цели». Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целями практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Методы управления применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и к отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовой коллектив и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и  коллективы трудящихся.

Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут наиболее эффективны  при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядоченья всей их совокупности путем классификации по определенным критериям.

Методы управления персоналом осуществляются с помощью различных способов воздействия на сотрудников. В научной литературе имеются различные классификации таких методов. Так, в зависимости от характера воздействия на человека выделяют: методы стимулирования, связанные с удовлетворением определенных потребностей сотрудника; методы информирования, предполагающие передачу сотруднику сведений, которые позволят ему самостоятельно строить свое организационное поведение; методы убеждения, т.е. непосредственного целенаправленного воздействия на внутренний мир, систему ценностей человека; методы (административного) принуждения, основанные на угрозе или применении санкций.

Кибанов А.Я. предлагает классификацию методов управления персоналом, выделяя три группы таких методов:

административные методы: формирование структуры и органов управления; установление госзаказов; утверждение административных норм и нормативов, издание приказов и распоряжений; подбор и расстановка кадров; разработка положений, должностных инструкций и стандартов деятельности организации;

экономические методы: технико-экономический анализ; технико-экономическое обоснование; планирование; материальное стимулирование; ценообразование; налоговая система; экономические нормы и нормативы;

социально-психологические методы: социальный анализ в коллективе работников; социальное планирование; участие работников в управлении; социальное развитие коллектива; психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата, моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности).

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения».

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность.

Так же А.Я Кибанов выделяет три формы проявления организационно-административных методов:

обязательное предписание (приказ, запрет и т.д.);

согласительные (консультация, разрешение компромиссов);

рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение) [15].

Экономические методы управления становятся центральными, выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности, когда коллектив распоряжается материальными фондами, прибылью, зарплатой, реализует свои экономические интересы, выявляет новые возможности и резервы.

Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Чтобы воздействие на коллектив и людей было наиболее результативным, необходимо знать психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, использовать приемы, которые носят личностный характер.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействие эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.

Беляцкий Н. Б классифицирует  методы управления персоналом по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета) [3].

Более подробная классификация методов управления персоналом по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; мотивации трудовой деятельности персонала; организации системы обучения персонала; управления конфликтами и стрессами, управления безопасностью персонала, организации труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; высвобождения персонала.

Методы управления − это совокупность приемов и способов воздействия на управленческий объект для достижения поставленных организацией целей.

Методы выступают в качестве способов реализации принципов. Методы носят альтернативный характер, возможен их выбор, замена одного другим. Методы управления также существуют объективно, их нельзя произвольно придумать, изобрести, они вытекают из принципов управления, обусловлены ими. Однако методы управления в отличие от принципов более вариативны. Задача руководителя как раз и состоит в том, чтобы с учетом конкретных условий и специфики управляемых объектов выбрать оптимальный путь, обеспечивающий наиболее полную реализацию принципов управления.

Административные методы отличаются прямым характером воздействия; они обязательны для выполнения, не допускают свободы выбора сотрудников и предполагают санкции за невыполнение распоряжений.

Экономическим и социально-психологическим методам присуши косвенный характер воздействия, отсутствие четко определенного времени и обязательности этого воздействия. Они допускают в известных пределах свободу индивидуального выбора и поведения, во многом зависят от индивидуальных особенностей работников. Точно установить силу и конечный эффект воздействия указанных методов довольно трудно. Однако в целом данные способы управления, особенно экономические, занимают ведущее место в управлении персоналом, выступая как бы фундаментом управленческого воздействия. Все методы управления персоналом взаимосвязаны и используются в комплексе.

Таким образом, были рассмотрены понятия и различные классификации методов управления персоналом. Кибанов А.Я выделял административные социально-психологические и экономические методы управления персоналом. Беляцкий Н. Б классифицирует  методы управления персоналом по признаку принадлежности к функциям управления.

 

1.2 Организационно-административные методы управления персоналом

 

Объективной основой использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через них реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации деятельности подчиненных. Важно отметить, что никакие методы управления не могут осуществляться без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива. Так же следует отметить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно - административных и экономических методов.

Административные методы − это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу административных методов относят:

организационное проектирование,

регламентирование,

нормирование.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Информация о работе Анализ методов управления на примере Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО горда Оренбурга