Анализ и построение внутренней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 10:21, контрольная работа

Краткое описание

Любое экономическое явление всегда существует в определенной среде. Это можно сказать и об организациях. Изучение элементов внутренней среды предприятия имеет большое значение для любой фирмы. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели.

Вложенные файлы: 1 файл

моя контрольная.docx

— 33.29 Кб (Скачать файл)

3. Работа с информацией. 

Выполнение любой задачи связано с работой с людьми. Время решения той или иной задачи зависит от её принадлежности к той или иной категории.

Технология - это процесс  преобразования экономических ресурсов (люди, физические материалы и информация) в искомые продукты и услуги. Технологии тесно связаны с задачами, поскольку  выполнение любой задачи требует  использования той или иной технологии.

Современная наука о менеджменте  предлагает следующую классификацию  технологий, отражающую взаимоотношения  между содержанием задач и  технологий [12]:

1) по Джоан Вудворд:

1. Единичное мелкосерийное  или индивидуальное производство, где изготавливается только одно  или малая серия одинаковых  изделий, в том числе и производимых  по индивидуальным заказам.

2. Массовое или крупносерийное  производство применяется при  производстве большого количества  идентичных или очень похожих  изделий. Такой тип производства  характеризуется механизацией, использованием  унифицированных деталей и конвейерным  способом сборки. Почти все потребительские  товары изготавливаются на основе  этого типа технологий.

3. Непрерывное производство  использует автоматизированное  оборудование, работающее круглые  сутки для непрерывного производства  одинакового по своим характеристикам  продукта в больших объёмах.  Примерами могут служить энергетические  отрасли.

2) по Джеймсу Томпсону:

1. Многозвенные технологии  характеризуются серией взаимозависимых  задач, которые должны выполняться  в строгой последовательности.

2. Посреднические технологии  характеризуются встречами групп  людей, которые являются или  хотят быть взаимозависимыми. Например, клиенты и покупатели, вкладчики  банка и его заёмщики, различные  бюро (по трудоустройству, знакомств  и т.д.).

3. Интенсивная технология  характеризуется применением специальных  приёмов, навыков или услуг,  чтобы произвести определённые  изменения в конкретном материале,  поступающем в производство. Например, монтаж фильма, медицинские операции, химическая и термическая обработка  металлов и др.

 

Между всеми перечисленными типами технологий существует взаимосвязь, например, интенсивные технологии эквивалентны индивидуальным, посреднические - занимают промежуточное место между индивидуальными технологиями и технологиями массового производства. Следовательно, никакой тип технологий не может считаться „лучшим”, каждый имеет свои преимущества и лучшим образом соответствует выполнению определённых задач и достижения конкретных целей.

Рассмотрим переменную «Люди». Существует три основных аспекта  человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению [5]:

1. Поведение отдельных  людей;

2. Поведение людей в  группах;

3. Характер поведения  руководителя, функционирование менеджера  в роли лидера и его влияние  на поведение отдельных людей  и групп.

Менеджеры любого уровня занимаются вопросам поведения людей как  отдельных личностей, как групп  и как людей, выступающих в  роли лидеров. Аспектами индивидуального поведения, которые имеют наибольшее значение для руководителя, являются: способности, одарённость, отношения, потребности, ценности, ожидания, восприятие. Среда, которую создаёт руководство, часто имеет большое значение и влияние на поведение работника. Следовательно, руководители должны стараться сделать эту среду способствующей достижению целей компании.

Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определённой степени влияет на все другие. Совершенствование одной переменной, например, такой как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения отрицательно сказываются на другой переменной, например, людях.

Одним из подходов к группировке  факторов внутренней среды может  быть определение их через те или  иные стороны общих характеристик, параметров - это наличие общих  целей, преобразование ресурсов, зависимость  организации от внешней среды, разделение труда, образование подразделений, необходимость и наличие управляющего органа.»

В этом смысле данные факторы  можно сгруппировать следующим  образом (таблица 1.).

Таблица 1 - Группировка факторов внутренней среды организации

 

Критерий классификации                                    Наименование фактора 

 

1. Наличие общих целей                                                 Цели, совместные ценности 

2. Преобразование ресурсов                                           Персонал, технология, финансовая                                             

                                                    система, информационная система, бизнес-процесс 

3. Зависимость организации  от внешней среды                      Стиль организации, стратеги 

4. Разделение труда                                                          Навыки персонала, задачи 

5. Образование подразделений                                        Структура 

6. Необходимость и наличие  управляющего органа           Власть 

7. Прочие                                                                             Культура организации

внутренний среда управление

Анализ таблицы 1 позволяет  сделать вывод, что исследователи  делают акцент в основном на один критерий - преобразование ресурсов. Это связано  с тем, что организация и создается  для преобразования ресурсов в конечный результат. Кроме того, необходимо отметить определенную взаимосвязь и взаимообусловленность  факторов, что не позволяет каждый из них жестко отнести только к  одной группе. Показанная в табл. 1. группировка факторов внутренней среды основана на системном и  ситуационном подходах и характеристике организации как единого целого, имеющего свои общие со всеми организациями  специфические черты.

Кроме этой классификации  можно использовать деление факторов на объективные и субъективные, основываясь  на том, что организация представляет собой социотехническую систему. К группе объективных факторов внутренней среды относятся структура, цели, задачи, технология, финансовая система, информационная система, стратегия, бизнес-процессы, а также персонал и др. К группе субъективных факторов, определяемых характеристиками и отношениями людей в организации, - совместные ценности, стиль организации, навыки персонала, власть, культура организации и др. Помимо этого, рассматривая организацию как преобразующую систему, можно разделить все факторы на три группы: входа (ресурсы); выхода (результаты); процесса преобразования (производство). Предложенная классификация факторов не является единственно возможной, хотя на данный момент времени другой классификации авторы не имеют. Классификация, если она принята исследователем как верная, служит основанием к выделению и оценке полноты предлагаемой системы факторов, поэтому она достаточно важна в теоретическом и практическом смысле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ внутренней среды, как исходный процесс управления

 

Анализ среды, очень важный для выработки стратегии организации, очень сложный процесс, требующий  внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами  и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами. Очевидно, что, не зная среды, организация  не сможет существовать. Организация  изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим  целям.

Анализ среды обычно считается  исходным процессом стратегического  управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и  целей фирмы и для выработки  стратегий поведения, позволяющих  фирме выполнить миссию и достичь  своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:

       - макроокружения;

       - непосредственного окружения;

       - внутренней среды.

Анализ внутренней среды  вскрывает те внутренние возможности  и тот потенциал, на который может  рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих  целей, а также позволяет более  верно сформулировать миссию и лучше  уяснить цели организации. Исключительно  важно всегда помнить, что организация  не только производит продукцию для  окружения, но и обеспечивает возможность  существования своим работникам, предоставляя им работу, возможность  участия в прибылях, создавая для  них социальные условия и т.п.

        Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:

- кадры предприятия, их  потенциал, квалификация, интересы  и т.п.;

- организация управления;

- производство, включающее  организационные, операционные и  технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;

- финансы фирмы;

- маркетинг;

- организационная культура.

Применяемый для анализа  среды метод СВОТ (англ.SWOT) - сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) - является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод СВОТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Рассмотрим набор характеристик, заключение по которым должно позволить  составить список слабых и сильных  сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде

        Сильные стороны:

- выдающаяся компетентность;

- адекватные финансовые  ресурсы;

- высокая квалификация;

- изобретательный стратег  в функциональных сферах деятельности  организации;

- возможность получения  экономии от роста объема производства;

- подходящая технология;

- преимущества в области  издержек;

- наличие инновационных  способностей и возможности их  реализации;

- проверенный временем  менеджмент.

Слабые стороны:

- нет ясных стратегических  направлений;

- устаревшее оборудование;

- более низкая прибыльность  потому, что...;

-недостаток управленческого  таланта и глубины владения  проблемами;

-отсутствие некоторых  типов ключевой квалификации  и компетентности;

-плохое отслеживание  процесса выполнения стратегии;

- очень узкая производственная  линия;

- неспособность финансировать  необходимые изменения в стратегии.

Возможности:

- расширение производственной  линии;

- увеличение разнообразия  во взаимосвязанных продуктах;

-добавление сопутствующих  продуктов;

- вертикальная интеграция;

- возможность перейти  в группу с лучшей стратегией;

Угрозы:

- неблагоприятная политика  правительства;

- рецессия и затухание  делового цикла;

- возрастание силы торга  у поставщиков;

- изменение потребностей  и вкуса покупателей;

- неблагоприятные демографические  изменения [1;c. 207].

Организация может дополнить  каждую из четырех частей списка теми характеристиками внутренней среды, которые  отражают конкретную ситуацию, в которой  она находится. После того как  конкретный список слабых и сильных  сторон организации, а также угроз  и возможностей составлен, наступает  этап установления связей между ними.

Изучение внутренней среды  направлено на уяснение того, как: сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается  в конкурентной борьбе и которую  она должна стремиться расширять  и укреплять. Слабые стороны - это  предмет пристального внимания со стороны  руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что анализ внутренней среды это очень важный для  выработки стратегии организации  и очень сложный процесс, требующий  внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами  и теми сильными и слабыми сторонами  организации, а также возможностями  и угрозами. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, анализ внутренней среды позволяет оценить сильные  и слабые стороны самого предприятия. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов предприятия, состояние которых определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает предприятие. Кадровый срез внутренней среды охватывает взаимодействие руководителей и рабочих, найм, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование и т.п. Организационный срез включает в себя коммуникационные процессы, организационные структуры, нормы, правила, иерархию поведения. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение, обслуживание технического парка, осуществление исследований и разработок. Маркетинг охватывает процессы, связанные с реализацией продукции. Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств на предприятии.

Информация о работе Анализ и построение внутренней среды организации