Американская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является описание исторических предпосылок формирования американской модели менеджмента, ее характеристика, а также выявление особенностей американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской.

Содержание

Введение. 3
I. Характеристика американской модели менеджмента. 4
1.1. Исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента. 4
1.2. Создатели американской модели менеджмента. 7
1.3. Корпорация как основная форма предпринимательства. 11
1.4. Партисипативное управление. 13
1.5. Стратегическое управление, его содержание. 18
II. Особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской. 21
2.1. Американская и японская модели. 21
2.2. Американская и западноевропейская модели. 25
2.3. Современный американский менеджмент. 26
III. «Ford Motor Company» и «General Motors»: конкуренция принципов управления и менеджмента. 30
Заключение. 37
Список литературы. 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсач менедж.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся соци­альной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины «производственной демократии» («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредник ков и т.д., т.е. внешней по отношению к предприятию среды.


II.                     Особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской.

 

2.1. Американская и японская модели.

 

С точки зрения философии фирмы, в американской модели менеджмента замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих. В японской модели со сменой руководства фило­софия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как дей­ствует система «пожизненного найма».

Цель фирмы, по американской модели, - рост прибыли фирмы и диви­дендов индивидуальных вкладчиков, а в японской - обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работни­ков фирмы.

Организационная структура управления. Согласно американской модели менеджмента, корпорация состоит из авто­номных отделений, используются матричные структуры управления, а японская модель предполагает, что фирма состоит из автономных в коммерческом плане отде­лений, высока роль функциональных служб в штаб-квартирах, используются проектные структуры управления.

Наем и кадровая политика. В американской модели: наем работников на рынке труда через сеть университе­тов, школ бизнеса и др.; нацеленность на индивиду­альную, личную карьеру; при найме работника прове­ряется его соответствие ва­кантной должности с помо­щью таких методов, как кон­курс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оцен­ки», сдача экзаменов на долж­ность; индивидуальная оценка и ат­тестация работников; оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника. В японской модели: широко используется труд выпускников вузов и школ; переподготовка и обучение - внутри фирмы, без отрыва от производства; продвижение по службе с учетом выслуги лет; оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая урав­нительная зарплата).

Организация производства и труда. В американской модели: основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой; работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций; ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации; зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке тру­да. В японской модели: основное внимание уделяется цеху — низовому звену произ­водства; используется система «точно вовремя» (Канбан) без созда­ния запасов и межоперацион­ных заделов; работа групп (кружков) каче­ства и осуществление жесткого контроля качества на всех ста­диях производственного процес­са всеми работниками фирмы; обязанности между работни­ками строго не распределены; работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации, девиз — «действуй по обстановке». Стимулирование работников. В американской модели стимулирование работников значительно ниже, чем в Япо­нии, хотя доход президента крупной американской кор­порации в среднем в три раза выше, чем президента япон­ской фирмы. В японской модели: при благоприятном финансо­вом положении премии вы­плачиваются два раза в год (каждый раз по два-три ме­сячных оклада); осуществляются выплаты и льготы из соци­альных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фир­мы, организации коллектив­ного отдыха и др.

Внутрифирменное планирование. В американской модели: процесс планирования децен­трализован, отделениям планируются основные финансо­вые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР которые могут корректироваться в течение года; по каждому новому виду про­дукции используются «стратегические хозяйственные центры (СХЦ). В японской модели: внутрифирменные отделения имеют планы на три года, включающие в себя инвести­ционную политику и меро­приятия по внедрению новой техники, а также перспектив­ные планы на 10— 15 лет; планы разрабатываются по принципу скользящего плани­рования отделениями фирмы, в плане отделения показывается объем производства, количест­во продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень постав­щиков

Финансовая политика. В американской модели: администрация фирмы пере­распределяет прибыль между отделениями; расширение производства происходит за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций; имеет место самофинансирование корпо­раций. В японской модели: часть прибыли отделения (до 40%) используется им само­стоятельно; прибыль направляется на ра­ционализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих техноло­гий, на модернизацию обору­дования; происходит широкое привлечение заем­ных средств

В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху. Так, американская ком­пания «Дженерал Моторс» внедрила систему «точно во­время», а другая компания «Дженерал Электрик» - «кружки качества». Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Это относится к системе долгосрочного или «по­жизненного найма» работников, образованию за счет от­числений от прибылей фирмы фондов для удовлетворе­ния нужд работников и др.

 

 

 

 

 

Табл. 1 . Сравнительная характеристика систем управления Японии и США.

Параметры оценки менеджмента

ЯПОНИЯ

США

Демократизм управления

Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия

Индивидуальный характер принятия решения

Форма ответственности

Ответственность коллективная

Ответственность индивидуальная

Формализация систем управления

Нестандартно гибкая система управления

Строго формализированная структура управления

Формы контроля

а) неформальная организация контроля;

б) коллективный контроль

а) четко формализованная процедура контроля;

б) индивидуальный контроль руководителя

Влияние возрастных параметров на служебный рост

а) замедленная оценка работы и служебный рост;

б) продвижение по службе по старшинству и стажу работы;

в) долгосрочная занятость руководителя в фирме

а) быстрая оценка результата, ускоренное продвижение по службе;

б) деловая карьера обусловлена личными результатами;

в) найм на работу на короткий период

Приоритетные качества руководителя

Основной критерий руководителя – умение координировать и контролировать деятельность подчиненных

Главное качество руководителя – профессионализм и инициатива

Критерий оценки труда

Оплата труда по показателям работы группы, службы, стажу

Оплата труда по индивидуальным достижениям

Специализация руководителя

Подготовка руководителей универсального типа

Подготовка узкоспециализированных руководителей

 


2.2. Американская и западноевропейская модели.

 

Западногерманские теоретики школы “человеческих отношений” выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Япо­нии.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались также вопросы привлечения работников к “участию в управлении”.

Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции “социального человека”. Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.

Большинство исследователей считают, что теория и практика управления в США достигли значительно бо­лее высокого уровня развития, чем в других странах ми­ра. По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации про­изводства. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспо­сабливаясь к разным условиям на рынках. Именно от­ставанием в организации произ­водства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв меж­ду США и Европой. Одной из причин создавшегося по­ложения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.


2.3. Современный американский менеджмент.

 

Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в. Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.

Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.

Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20—30-е гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание того, что для выживания производства необходимо изменить отношение к положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями.

Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1.      Наличие рынка.

2.      Индустриальный способ организации производства.

3.      Корпорация как основная форма предпринимательства.

Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.

Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.

Если говорить о годах 90-х, то здесь просматриваются три наиболее интересные тенденции. Первая из них связана с некоторым возвратом к прошлому — осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг. Это вызвано не только применением компьютеров в управлении, но и вообще усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, повышением роли производительности и качества для победы в конкуренции. Не случайно в данном учебнике об основах управления появились самостоятельные разделы об управлении операциями и достижении высокой производительности посредством синтеза деятельности людей и использования технологических факторов производства. Как представляется, управленческая мысль снова вступает в период некоторого усиления в ней «технократизма» на новой, более глубокой и здоровой основе.

Однако параллельно с этим наблюдается и вторая тенденция, касающаяся уже социальных, поведенческих аспектов, — это усиление внимания не только к организационной культуре, о чем говорилось выше, но и к различным формам демократизации управления, участия рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций, в собственности. Эта идея, зародившаяся в 30-е годы и настойчиво развиваемая теоретиками 50-60-х годов, в практике американского менеджмента реализовывалась, впрочем, довольно вяло.

Этим американский менеджмент отличался от европейского и японского (хотя и очень своеобразного в этом смысле) управления. Но сегодня демократизация управления, участие в управлении — это реальность.

Уже общепризнано — и в Европе, и в Японии, и в США — что за демократизированными, «партисипативньми» формами управления — будущее. Этот феномен, по-видимому, будет обобщаться и осмысливаться в ближайшие годы специалистами по управлению. Наша практика может дать в этой области много своеобразного и интересного, так же как и в вопросах этики бизнеса — еще одного традиционного, но ставшего опять весьма актуальным аспекта хозяйствования в условиях рынка, экономической свободы.

Наконец, третья особенность управленческой мысли в 90-е годы — усиление международного характера управления. Вслед за переходом большинства постиндустриальных стран к открытой, экономике, резким повышением роли международной конкуренции и в то же время кооперации производства, развитием траснациональных корпораций и т.п. интернационализация управления ставит очень много новых вопросов перед управленческой теорией и практикой. Важнейшие из них — что есть общее и особенное в управлении, какие закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран, как наилучшим образом выполнять функции управления во внешнеэкономической деятельности, в чем состоят особенности национального стиля в управлении, в организационном поведении, насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов, как иностранцам быстрее приспособиться к национальной местной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.                       «Ford Motor Company» и «General Motors»: конкуренция принципов управления и менеджмента.

 

В моей работе на примере корпораций «Ford Motor Company» и «General Motors» рассматриваются две эффективные системы управления производством, две системы менеджмента выдающихся людей – Генри Форда и Альфреда Слоуна. Они противостояли друг другу в 20-х гг., когда впервые возникла концепция управления как профессии и научной дисциплины.

И Форд, и Слоун – предприниматели, великие руководители, сочетавшие в себе гений организатора с гением новатора; каждый из них выдвинулся на некоторой крупной технической идее и вместе с тем создал колоссальную организацию.

Информация о работе Американская модель менеджмента