Алгоритм формирования корпоративной культуры в Интернет-клубе “Южэнерго”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы выступает исследование формирования корпоративной культуры в организации. В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:
Анализ основных дефиниций, сущности корпоративной культуры, исследование основных элементов культуры.
Оценка современного состояния корпоративной культуры в экономически развитых странах, анализ технологий формирования культуры
Создание организационной культуры в организации, на примере Интерне-клуба “Южэнерго”.

Содержание

Введение__________________________________________________________________ 3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на предприятии_______________________________________________________________ 5

1.1. Общие понятия и сущность корпоративной культуры__________________________ 5

1.2. Элементы корпоративной культуры________________________________________ 13

1.2.1. Система ценностей, стандарты поведения_________________________________ 13

1.2.2. Девизы, лозунги, символы______________________________________________ 17

1.2.3. Мифы, легенды, герои__________________________________________________ 19

1.2.4 Ритуалы, традиции, мероприятия_______________________________________ 20

Глава.2. Корпоративная культура:__________________________________________ 22

современное состояние____________________________________________________ 22

2.1. Мировой опыт по формированию корпоративной культуры________________ 22

2.2. Технологии формирования корпоративной культуры______________________ 26

Глава 3. Алгоритм формирования корпоративной культуры в Интернет-клубе “Южэнерго” 33

Заключение_______________________________________________________________ 42

Список литературы________________________________________________________ 43

Вложенные файлы: 1 файл

Корпоративная культура.docx

— 71.04 Кб (Скачать файл)

 

Роли лидера в иерархической  культуре:

Инструктор - технический, хорошо информированный эксперт. Личность, отслеживающая детали и знающая  дело. В основании его или ее влияния лежит управление информацией. Активно поощряются документирование и информационный менеджмент.

Координатор - заслуживает  доверия и надежен. Личность, поддерживающая структуру и рабочий поток. В  основании его или ее влияния  лежат инжиниринг по ситуации, управление календарными графиками, распределение  назначений, размещение ресурсов и  т. д. Активно поощряются стабильность и контроль.

 

4.  Рыночная культура. Организация,  ориентированная на результаты, главной заботой которой является  выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают  между собой. Лидеры - твердые  руководители и суровые конкуренты. Они неколебимы и требовательны.  Организацию связывает воедино  акцент на стремлении побеждать.  Репутация и успех являются  общей заботой. Фокус перспективы  настроен на конкурентные действия, решение поставленных задач и  достижение измеримых целей. Успех  определяется в терминах проникновения  на рынки и рыночной доли. Важно  конкурентное ценообразование и  лидерство на рынке. Стиль организации  - жестко проводимая линия на  конкурентоспособность.

 

В рыночной культуре лидер  это - Боец — агрессивный и решительный. Личность, активно преследующая решение  задач и достижение целей, получающая заряд энергии в конкурентных ситуациях. Достижение победы — доминантная  цель, фокус внимания — на внешних  конкурентах и позиции на рынке. Возможен и тип Постановщика. Ориентирован на решение задач и принятие решений. Личность, добивающаяся результатов  упорным трудом. В основании его  влияния лежит настойчивая и  разумная аргументация в пользу доведения  дела до конца. Активно поощряется продуктивность.

 

Корпоративная культура включает в себя:

 

Объединяющие и отделяющие нормы - то, что общее у членов данного коллектива, по ним легко  отличать “своих” от “чужих”.

 

Ориентирующие и направляющие нормы - то, что определяет функционирование коллектива, отношение к “своим”, “чужим”, равным, нижестоящим и  вышестоящим, ценности, потребности, цели и способы их достижения, комплексы  необходимых для существования  в данном коллективе знаний, умений, навыков, типичные для данного коллектива способы воздействия на людей  и т.д.

 

Культура организации  может сознательно создаваться  ее ведущими членами или она формируется  произвольно с течением времени  под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Идея организационной  культуры носит достаточно абстрактный  характер, однако, как воздух в комнате, она окружает все и влияет на все, что происходит в организации.

 

Значение корпоративной  культуры для развития любой организации  определяется рядом обстоятельств.

 

Во-первых, она придает  сотрудникам организационную идентичность, определяет внутригрупповое представление  о компании, являясь важным источником стабильности и преемственности  в организации. Это создает у  сотрудников ощущение надежности самой  организации и своего положения  в ней, способствует формированию чувства  социальной защищенности.

 

Во-вторых, знание основ организационной  культуры своей компании помогает новым  работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события, определяя в них все наиболее важное и существенное.

 

В-третьих, внутриорганизационная  культура, более чем что-либо другое, стимулирует самосознание и высокую  ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи. Признавая  и награждая таких людей, организационная  культура идентифицирует их в качестве ролевых моделей (образцов для подражания).

 

Все существующие организации  уникальны. Каждая имеет свою собственную  историю, организационную структуру, виды коммуникаций, системы и процедуры  постановки задач, внутри организационные  ритуалы и мифы, которые в своей  совокупности и образуют уникальную корпоративную культуру. Большинство  организационных культур исторически  носили скорее неявный характер, но в последнее время возобладала  тенденция признания их влияния  и роли.

1.2. Элементы корпоративной  культуры 

1.2.1. Система ценностей,  стандарты поведения

 

Культура корпорации представляет собой как бы два организационных  уровня. На верхнем уровне представлены такие видимые факторы, как одежда, символы, организационные церемонии, рабочая обстановка. Верхний уровень  представляет элементы культуры, имеющие  внешнее видимое представление. На более глубоком уровне располагаются  ценности и нормы, определяющие и  регламентирующие поведение сотрудников  в компании. Ценности второго уровня тесно связаны с визуальными  образцами (слоганами, церемониями, стилем деловой одежды и др.), они как  бы вытекают из них и обозначают их внутреннюю философию. Эти ценности поддерживаются и вырабатываются сотрудниками организации, каждый работник компании должен разделять их или хотя бы показывать свою лояльность по отношению  к принятым корпоративным ценностям.

 

 

Рис. 1.1 Уровни корпоративной  культуры

 

Ценности организации  являются ядром организационной  культуры, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в  организации. Именно ценности, разделяемые  и декларируемые основателями и  наиболее авторитетными членами  организации, зачастую становятся тем  ключевым звеном, от которого зависит  сплоченность сотрудников, формируется  единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации.

 

С точки зрения аксиологии, ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять  определенным потребностям отдельного человека или группы. Ценностные отношения  не возникают до тех пор, пока субъект  не обнаружил для себя проблематичность удовлетворения актуальной потребности. Применительно к организационной  культуре ценности можно определить как целевое и желательное событие, поскольку личность всегда занимает позицию оценки по отношению ко всем элементам окружающей ее внешней среды. Ценности в данном случае служат стимулом, необходимым условием для любого рода взаимодействия.

 

В силу социального неравенства, существующего как в обществе, так и в любой организации, ценности среди людей распределяются неравномерно. Именно на неравном распределении  ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических  отношений, отношения дружбы, партнерства  и т.д. Распределение ценностей  в социальной группе, например, среди  сотрудников компании, социологи  называют ценностным образом данной группы или организации. Что касается отдельного сотрудника, то внутри организации  в рамках общего ценностного образа каждый из них занимает индивидуальную ценностную позицию. Ценностные образы и позиции изменяются в процессе межличностного взаимодействия и обмена ценностями.

 

Выделяют ценности благосостояния, под которыми понимают те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и  умственной активности людей. Известный  социолог С.С. Фролов относит к ним  следующие ценности: благополучие (включает в себя здоровье и безопасность), богатство (обладание различными материальными  благами и услугами), мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности), образованность (знания, информационный потенциал  и культурные связи), уважение (включает в себя статус, престиж, славу и  репутацию). К группе моральных ценностей  относят доброту, справедливость, добродетель  и другие нравственные качества. Такая  ценность как власть считается одной  из наиболее универсальных и значимых, поскольку позволяет приобретать  любые другие ценности[12].

 

Корпоративные ценности и  нормы, с точки зрения консультантов  по управлению и организационной  культуре, могут включать в себя, например, следующее:

предназначение организации  и ее “лицо” (высокий уровень  технологии; высшее качество; лидерство  в своей отрасли; преданность  духу профессии; новаторство и другие);

старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу; уважение старшинства и власти; старшинство  как критерий власти и т.д.);

значение различных руководящих  должностей и функций (важность руководящих  постов, роли и полномочия отделов  и служба);

обращение с людьми (забота о людях и их нуждах; беспристрастное  отношение и фаворитизм; привилегии; уважение к индивидуальным правам; обучение и возможности повышения  квалификации; карьера; справедливость при оплате; мотивация людей);

критерии выбора на руководящие  и контролирующие должности (старшинство  или эффективность работы; приоритеты при внутреннем выборе; влияние неформальных отношений и групп и т.д.);

организация работы и дисциплина (добровольная или принудительная дисциплина; гибкость в изменении ролей; использование  новых форм организации работы и  другое);

стиль руководства и управления (стили авторитарный, консультативный  или сотрудничества; использование  целевых групп; личный пример; гибкость и способность приспосабливаться);

процессы принятия решений (кто принимает решение, с кем  проводятся консультации; индивидуальное или коллективное принятие решений; необходимость согласия, возможность  компромиссов и т.д.);

распространение и обмен  информацией (информированность сотрудников; легкость обмена информацией);

характер контактов (предпочтение личным или письменным контактам; жесткость  или гибкость в использовании  установившихся каналов служебного общения; значение, придаваемое формальным аспектам; возможность контактов  с высшим руководством; применение собраний; кто приглашается и на какие собрания; нормы поведения  при проведении собраний);

характер социализации (кто  с кем общается во время и после  работы; существующие барьеры; особые условия общения);

пути разрешения конфликтов (желание избежать конфликта и  идти на компромисс; предпочтение применения официальных или неофициальных  путей; участие высшего руководства  в разрешении конфликтных ситуаций и т.д.);

оценка эффективности  работы (реальная или формальная; скрытая  или открытая; кем осуществляется; как используются результаты)[13].

 

Вряд ли возможно привести какой-либо обобщенный перечень корпоративных  ценностей, поскольку организационная  культура почти всегда является оригинальной смесью ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, присущих только данной организации. Стремление к общим ценностям способно объединять людей в группы, создавая мощную силу в достижении поставленных целей. Этот аспект ценностей широко используется в организационной культуре, поскольку  позволяет направлять активность людей  на достижение поставленных целей.

 

Как показывают проведенные  исследования, современный высококвалифицированный  работник хочет получить от организации  нечто большее, чем только заработную плату. Возникновение и воздействие  целого ряда социальных факторов привели  к формированию значительной прослойки  современной рабочей силы, ожидания которой весьма отличны от тех, которые  преобладали у предыдущего поколения  работников. Современные работники  рассчитывают не только на то, что будут  материально преуспевать, но и также  предпочитают психологически комфортно  себя чувствовать в организации, культурные ценности которой соответствуют  их личностным ценностным ориентациям.

 

Каждая организация осуществляет свою деятельность в соответствии с  теми ценностями, которые имеют существенное значение для ее сотрудников. Создавая организационные культуры, необходимо учитывать общественные идеалы и  культурные традиции страны. Кроме  того, для более полного понимания  и усвоения ценностей сотрудниками организации, важно обеспечить различное  проявление корпоративных ценностей  в рамках организации. Постепенное  принятие этих ценностей членами  организации позволит добиваться стабильности и больших успехов в развитии организации.

 

Разделяя и развивая взгляды  современного отечественного психолога  Д.А. Леонтьева, можно выделить три  основные формы существования корпоративных  ценностей:

идеалы - выработанные руководством и разделяемые им обобщенные представления  о совершенстве в различных проявлениях  и сферах деятельности организации,

воплощение этих идеалов  в деятельности и поведении сотрудников  в рамках организации,

внутренние мотивационные  структуры личности сотрудников  организации, побуждающие к воплощению в своем поведении и деятельности корпоративных ценностных идеалов.

 

Эти формы имеют иерархическую  структуру осознания работниками  и постепенно переходят одна в  другую: организационно-культурные идеалы усваиваются сотрудниками и начинают побуждать их активность в качестве “моделей должного”, в результате чего происходит предметное воплощение этих моделей. Предметно воплощенные  ценности в свою очередь становятся основой для формирования организационных  идеалов и так далее до бесконечности. Этот процесс повторяется, непрерывно совершенствуясь на каждом новом  витке развития корпоративной культуры организации.

 

Американские социологи  Томас Питерс и Роберт Уотерман, авторы книги “В поисках эффективного управления. (Опыт лучших компаний)”, на основании обследований таких компаний как IBM, Boeing, Dana, McDonald's, Behtel и других, пришли к выводу, что преуспевающие фирмы  отличаются прочной ориентацией  на ценности[14].

 

Система ценностей находит  свое отражение в формулировке кредо  организации. Кредо компании включает цель ее деятельности, основные принципы, стиль, определенные обязательства  по отношению к клиентам, акционерам, деловым партнерам, персоналу, обществу. Четко представленные, сформулированные и зафиксированные в документах фирмы, эти принципы и обязательства  позволяют сплачивать сотрудников  вокруг единых ясно определенных целей  и ценностей[15].

 

Деловое кредо организации - это концентрированное выражение  ее философии и политики, провозглашаемых  и реализуемых высшим руководством и разделяемых сотрудниками компании[16].

Информация о работе Алгоритм формирования корпоративной культуры в Интернет-клубе “Южэнерго”