Административная школа менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

В истории управления выделяют следующие школы менеджмента:
1. рационалистическая школа управления;
2. классическая (административная) школа;
3. школа человеческих отношений;
4. бихевиористская школа;
5. школа принятия управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ … 3
1. ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ТЕОРИИ, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ …5
2. ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ АДМИНИСТРАЦИИ
2.1. Основные функции предприятия …7
2.2. Элементы процесса управления …8
2.3. Функции руководителя …12
2.4. Фундаментальные принципы теории администрации …13
2.5. Личные качества руководителя …17
2.6. Углубление концепции А. Файоля в дальнейших
исследованиях …18
3. ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ АДМИНИСТРАЦИИ …20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …23

Вложенные файлы: 1 файл

адми.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Основы  менеджмента» на тему:

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА  МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

                           

                                               Выполнила: студентка заочного  факультета 

                                                специальность «Менеджмент организации»

            гр. 202 Афзалова Л.А.

 

                                                 Проверил:____________________________

 

 

 

г. Казань 2004 г.


 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ            … 3

  1. ГЛАВА 1. Предпосылки создания теории, ее цели и задачи            …5
  2. ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ АДМИНИСТРАЦИИ
    1. Основные функции предприятия      …7
    2. Элементы процесса управления      …8
    3. Функции руководителя       …12
    4. Фундаментальные принципы теории администрации  …13
    5. Личные качества руководителя     …17
    6. Углубление концепции А. Файоля в дальнейших

исследованиях         …18

  1. ГЛАВА 3. Значение теории администрации  …20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          …21

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    …23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Создание принципиально новой системы управления в России, адекватной   рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.

 Еще Сократ утверждал,  что главным в управлении является  поставить нужного человека на  нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. [8,10].

   Управление  в условиях рынка  получило название менеджмента. В фундаментальном оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как «способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умение  и административные навыки, орган управления, административная единица.[6,3].

В отечественной литературе и практике понятие менеджмента  стало широко использоваться в 90-е  годы в связи с переходом к  системе управления, основанной на рыночных отношениях. Данный термин подчеркивал ориентированность  коммерческих организаций, предприятий на достижение  максимального эффекта  их деятельности при помощи умелого  планирования, организации, мотивации, корректировки и контроля. 

К началу XX века с развитием капиталистического общества  менеджмент выделяется в особую область знаний. Как любая наука, менеджмент базируется в первую очередь на использовании исторического метода. Как показывает предшествующий опыт  развития многих стран мира, именно в критические, судьбоносные  для общества периоды жизни, в моменты поиска выхода из сложившейся ситуации, новых путей развития   часто происходит обращение к истории. Очевидно, что анализ прошлого позволяет избежать ошибок, лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

 Вся история менеджмента  была связана с двумя подходами  к управлению фирмой. Первый из  них устремлял внимание на  управлении операциями, техническую  сторону производственного процесса, другой – на управлении трудовыми  ресурсами, прежде всего изучая психологические факторы, мотивацию, стимулирование человеческой деятельности.

В истории управления выделяют следующие школы менеджмента:

1. рационалистическая  школа управления;

2. классическая (административная) школа;

3. школа человеческих отношений;

4. бихевиористская школа;

5. школа принятия управленческих  решений.

На каждом этапе становления  управленческой мысли открывались  новые идеи, выявлялись закономерности; акценты переносились с технологических  процессов на человеческие отношения. Человек в организации рассматривался  и как элемент системы,  и как неповторимая индивидуальность со своими потребностями и социальными проблемами. Но в самом начале становления науки менеджмента внимание исследователей устремлялось на процесс управления предприятием в целом. Созданная  А. Файолем административная школа менеджмента, отвечая на требования времени, изучила управление на предприятии как систему, сделав администрирование объектом внимания науки.

Целью данной работы является подробное изучение исследований  представителей административной школы; рассмотрение основных концепций теории  администрации, их значение и актуальность в настоящее время.

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

 Предпосылки создания теории, ее цели и задачи

Прогресс человеческой культуры отражается на всех сферах жизни деятельности общества и, прежде всего, на способе производства, господствующем в нем в заданный момент времени. Усложнение способа производства отражается и на организационных формах, в которых осуществляется производственный процесс. Если на ранних этапах развития экономики эти организационные формы были настолько просты, что их рассмотрение не вызывало самостоятельного научного интереса ни у исследователей-современников, ни у более поздних исследователей, то начиная со второй половины 19 столетия, когда экономика передовых европейских стран (Англии, Франции, Германии) вступила в стадию монополистического капитализма, вопросы организационного управления приобретают самостоятельное значение, причем интерес к ним с тех пор стабильно высокий. К тому времени организационное управление выделяется как самостоятельная наука, появляются первые теоретические работы в этой области знаний, возникают первые школы.     

 Актуальность проблем  организационного управления обусловлена  возможностью повышения отдачи на вложенные ресурсы путем совершенствования способа их соединения, т.е. организационной структуры. В этой связи к исторически первой модели трех факторов производства (земля, труд, капитал) добавляется четвертый – предпринимательские способности, которые в широком смысле можно трактовать как выгодные свойства организационной структуры производственного процесса. Оказалось, что за счет совершенствования организационной структуры можно извлекать прибавочную стоимость дополнительно к результатам использования других факторов производства, причем не только не повышая, но иногда и снижая интенсивность их использования.

Разработка проблем  научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых  для эффективного управления компанией.

По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в. С его именем  главным образом связано возникновение административной школы.

Анри Файоль (1841-1925) был  по образованию горным инженером, в 19 лет он окончил  Национальную школу  горного дела в Сент-Этьене. Будучи французом по происхождению, он всю  жизнь проработал во французском  горно-металлургическом синдикате  компании «Комамболь», сначала в должности инженера, а затем  – в главном управлении. С 1888 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управляющего компания находилась на грани банкротства, а ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных, славящихся своими административными, техническими и научными кадрами и эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны.

Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.

В отличие от школы  научного управления, занимавшейся, в  основном, вопросами рациональной организации  труда отдельного рабочего, представители  классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Данный подход объясняется тем, что Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.

Целью административной школы Файоля было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

 

ГЛАВА 2.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ АДМИНИСТРАЦИИ

 

 

    1. Основные функции предприятия

 

Файоль утверждал: управлять – значит вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Понятие «управление», по его мнению, объединяет в себе шесть основных групп операций управленческой деятельности:

  • техническая и технологическая деятельность (производство, обработка, применение);
  • коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен);
  • финансовая деятельность (поиски и оптимальное использование капитала).
  • обеспечение безопасности (защита собственности и людей);
  • учетная деятельность (инвентаризация, балансовый отчет, издержки, статистика);
  • административная деятельность (планирование, организация, распоряжение, координация, контроль).

Эти шесть групп деятельности будут присутствовать во всех сферах бизнеса, но в различной степени. При этом управление будет занимать значительное место в деятельности высшего управленческого персонала и значительно меньшее (или вообще отсутствовать) в деятельности персонала, непосредственно занятого в производстве, или младшего управленческого персонала. «Органом и инструментом административной функции  служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал» [9,24]. Санкции Файоль рекомендует использовать как основной способ управленческого воздействия.

 

 

    1. Элементы процесса управления 

 

 Файоль впервые  предложил рассматривать собственно  управление как особый вид  деятельности и, соответственно, как отдельный объект исследования, чего никто до него не делал. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль.

1. Планирование - один  из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. При этом важно, чтобы не только планировались общие цели, но и обозначались этапы их достижения, обосновывались ресурсные возможности для достижения целей и обеспечения выполнения нормативов.  По словам Файоля, предвидеть – означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть – это уже почти действовать. Предвидение составляет наиболее значительную часть  управления.

Разработка программы действий, под которой понимается конечная цель, руководящая линия поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход, занимает  основное место в планировании. Для  разработки программы действий  необходимо знание:

  • ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, величина производственной мощности, конъюнктура рынка и т.д.);
  • ведущих направлений развития предприятия;
  • возможных изменений внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее.

По мнению Файоля, составление  эффективной программы действий  требует от руководящего персонала  следующих качеств:

  • искусство управлять людьми;
  • определенного нравственного мужества;
  • большой активности;
  • достаточной устойчивости;
  • известной компетенции в производственной  области;
  • наличия достаточного опыта в делах.

 Планирование основано  на соединении целей организации  и ее подразделений со средствами  для их достижения. Вместе с  тем планирование косвенно является  инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений.

 

2. Организация - функция  органа управления организацией, сущностью которой является создание самой управленческой структуры организации, т.е. обеспечение необходимого уровня формализации, привлечение в организацию ресурсов и формирование условий, необходимых для ее нормальной работы.

Выработанные Файолем обязанности в области управления людьми являются справедливыми и для настоящего времени. 

Для осуществления производственного  процесса на предприятии социальный организм должен быть способен выполнять  все необходимые операции. Этому  способствует эффективное управление людьми, включающее в себя такие этапы, как:

  • установление программы действий; определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальными и социальными организмами;
  • наблюдение за выполнением программы;
  • осуществление руководства компетентным и энергичным руководителем;
  • правильный подбор административного аппарата;
  • точное определение функций персонала;
  • согласование усилий для выполнения  намеченной работы;
  • ясное, отчетливое и точное формулирование решений;
  • поощрение ответственности и инициативы;
  • предупреждения ошибок и недоразумений;
  • всеобщий контроль и др.  [8,63].

Информация о работе Административная школа менеджмента