Япония в системе международных отношений в конце XIX – начале XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 10:00, реферат

Краткое описание

Стабильная система в международных отношениях смогла образоваться лишь после того, как установился устойчивый баланс между наиболее влиятельными членами международного сообщества - великими державами. На протяжении большей части новой истории ход мировой политики определялся пятью наиболее мощными в военном отношении европейскими государствами - Австрией (Австро-Венгрией), Великобританией, Пруссией (Германией), Россией и Францией. Немаловажную роль в принятии решений по ключевым вопросам международных отношений того времени сыграла Япония. Очень трудно кратко обрисовать внутреннюю эволюцию этой страны, т.к. история ее чрезвычайно интересна.

Содержание

Введение
Международные отношения в конце XIX – начале XX вв.:
Японская экспансия в регионе
Япония вначале ХХ вв.
Превращение Японии в великую державу

3. Вывод
4. Список литературы
5. Глоссарий

Вложенные файлы: 1 файл

Эссе по новейшей истории.docx

— 30.31 Кб (Скачать файл)

 

 

     

              Эссе

На тему: «Япония в системе международных отношений в конце XIX – начале XX вв.»

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

                                                  План:

  1.  Введение
  2. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв.:
    • Японская экспансия в регионе
    • Япония вначале ХХ вв.
    • Превращение Японии в великую державу

 

3. Вывод

4. Список литературы 

5. Глоссарий 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стабильная система в международных отношениях смогла образоваться лишь после того, как установился устойчивый баланс между наиболее влиятельными членами международного сообщества - великими державами. На протяжении большей части новой истории ход мировой политики определялся пятью наиболее мощными в военном отношении европейскими государствами - Австрией (Австро-Венгрией), Великобританией, Пруссией (Германией), Россией и Францией. Немаловажную роль в принятии решений по ключевым вопросам международных отношений того времени сыграла Япония. Очень трудно кратко обрисовать внутреннюю эволюцию этой страны, т.к. история ее чрезвычайно интересна.

 

 

Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. 

 

 

Новое время привнесло радикальные перемены в отношения между народами и государствам. Мировая политика - впервые в истории человечества - стала действительно мировой: все страны и народы были вовлечены в международные отношения (в качестве объектов или же субъектов этих отношений). Национальные государства стали играть ведущую роль на мировой арене, оттеснив на задний план феодальные сеньории, города-государства, азиатские деспотии и иные формы государственного устройства, характерные для предшествующих эпох. Наконец, новое время открыло период безраздельного европейского доминирования в мировых делах - доминирования, которое продолжалось вплоть до первой мировой войны, покончившей с евроцентризмом.

 

  Японская экспансия в регионе.

Ситуация в Японии была не такой, как в Китае. Ведь все эти договоры европейских держав и США со Страной Восходящего Солнца (японо-американский 1854 г., японо-английский 1854 г. и русско-японский 1855 г.) предусматривали всего лишь открытие некоторых японских портов - Хакодате, Симода и Нагасаки - для торговли с иностранцами; но данные соглашения не предусматривали аннексии и установления контроля над Японией. Правда, в отношении этой страны (так же, как и в отношении Китая) неоднократно применялась "дипломатия канонерок": так, 5 сентября 1864 г. соединенная эскадра из 17 английских, американских, французских и голландских судов бомбардировала порт Симоносеки, разрушила его форты и высадила десант в 2 тыс. чел. Японское правительство вынуждено было после этого выплатить 3 млн. долл. контрибуции. Правительства Англии, Франции и США активно вмешивались и во внутренние дела страны.  В Японии понимали, что промедление с проведением в жизнь буржуазных реформ может привести к утрате независимости страны. Начиная с реформации Мэйдзи (1868 г.), Япония быстро развивалась по капиталистическому пути: были заложены основы капиталистической экономики, в стране появились представительные органы власти (по конституции 1889 г.), общественные и политические организации и независимая пресса; но, что для нас особенно важно, началось создание современной армии и флота. При этом следует помнить, что реформация Мэйдзи, говоря марксистским языком, была компромиссом буржуазии и самурайства; ради сохранения стабильности в обществе японские правители ограничивали буржуазные реформы (особенно в деревне) и проводили агрессивную захватническую политику на международной арене. Между тем положение правящей верхушки было непростым (как всегда бывает в стране, где проводятся радикальные социально-экономические преобразования); отсюда стремление к организации маленьких победоносных войн, которые должны были отвлечь внимание общества от внутренних проблем. Собственно, задача освобождения Японии от неравноправных договоров была практически решена к 1894 г., когда, наконец, был подписан англо-японский торговый договор, предусматривавший отказ от односторонних преимуществ западных держав в Японии (вроде экстерриториальности); и с этих пор внешняя политика Токио была подчинена не задаче защиты реальных национальных интересов, а задаче экспансии. Уже с 1870-х гг. Япония стала проводить политику экспансии: были захвачены о-ва Рюкю (которые находились до этого под сюзеренитетом Китая), была предпринята попытка захвата Тайваня, а 26 февраля 1876 г. был подписан японо-корейский Канхваский договор, который "открывал" Корею для Японии. Правда, попытка японцев организовать в Корее переворот и провести к власти прояпонское правительство (1884) закончилась неудачей. Но Токио не оставляло надежд прибрать к рукам Корею. Удобный повод подало крестьянское восстание под руководством корейской секты тонхаков. Тонхаки боролись как против западных дьяволов, так и против лилипутов (японцев). Корейское правительство обратилось к Китаю сюзерену Кореи за помощью. Япония также решила направить войска в Корею для защиты жизни подданных. Кроме того, для оправдания этой агрессии широко использовалась демагогия о содействии проведению реформ в Корее.  Китайское правительство было решительно против пребывания японских войск на территории своего вассала. Однако в военном отношении китайское правительство было слабо; в то же время ни одна великая держава не прибегла к решительному вмешательству в этот конфликт в условиях, когда Лондон проводил откровенно прояпонскую политику. Война фактически началась 23 июля 1894 г., когда японцы захватили королевский дворец в Сеуле. 25 июля японцы открыли огонь по китайским кораблям, потопив транспорт с китайскими войсками. Таким образом, японцы начали военные действия без объявления войны случай в то время беспрецедентный.

С самого начала войны инициатива прочно находилась в руках японской армии и флота, и они не выпускали ее до окончания военных действий. Но в итоге, 23 апреля представители России, Германии и Франции одновременно потребовали от японского правительства отказа от Ляодунского п-ова. Тем самым великие державы брали на себя роль защитников Китая от посягательств Японии. К этому времени Россия сосредоточила на Тихом океане внушительные военно-морские силы, которые могли серьезно угрожать коммуникациям между японскими войсками на континенте и островами. Столкнувшись со столь внушительным демаршем, Япония была вынуждена отказаться от территориальных приобретений на материке. По Симоносекскому мирному договору (1895 г.) Китай был обязан выплатить Японии 230 млн. лан (460 млн. руб.); признавалась независимость Кореи.

 

 

Япония вначале ХХ вв.

В 1905-1907 гг. в стране завершается промышленная революция, но, по-прежнему важную роль в экономике страны играет мелкая промышленность. Японская буржуазия широко использовала такие формы докапиталистической эксплуатации, как кабальные контракты с рабочими, систему принудительных общежитий, напоминали тюрьмы и т.д. Нищета и безземелье японского крестьянства обеспечивали приток на предприятия дешевой рабочей силы. Вследствие этого уровень жизни рабочих в Японии был намного ниже, чем в других капиталистических странах, и приближался к уровню жизни в колониях.

Несмотря на то, что японское общество переняло политический опыт Запада, оно сохранило традиционные отношения. Идеологической основой были религия синто, которая имела статус государственной религии, а также культ почитания императора как «живого Бога». Взаимодействие этих и других элементов традиционной японской культуры с политическими институтами, заимствованными на Западе (конституция, парламент и т.д.), предоставила политическому строю Японии уникального характера.

Согласно принятой в 1889 г. конституции культ императора - теократического монарха и носителя высшей власти - сосуществовал с выборными органами власти. Разделения властей фактически не состоялось: исполнительная власть доминировала над законодательной (самодержавный император стоял над всеми и вершил все), а судебная власть подчинялась исполнительной. Таким образом, конституция лишь формально приближали Японию к «цивилизованного мира», а фактически она закрепила нормы традиционного общества, только перевела их современной юридическим языком.

Система формирования правящей элиты была кланово-олигархической. Значительное влияние имели военные, часто занимавшие высшие правительственные должности. С 27 премьер-министров, находившихся у власти с 1900 до августа 1945 г., 14 были генералами или адмиралами. Политические партии, возникшие на рубеже ХIХ-ХХ веков, в то время еще не играли значительной роли в общественной жизни.

 

 

 

Превращение Японии в великую державу

Боксерское восстание (восстание ихэтуаней) дало России удобный предлог для оккупации всей Манчжурии (1900 г.). Согласно Заключительному протоколу от 7 сентября 1901 г., Китай должен был выплатить компенсацию Англии, Франции, Германии, России и США в размере 650 млн. руб. На территории Китая оставались иностранные войска. Были срыты форты Дагу, на 2 года запрещался ввоз оружия в Китай, а вход китайцам в иностранный сеттльмент был запрещен.

Оккупация Манчжурии означала резкое изменение соотношения сил в борьбе за раздел Китая. У царского правительства были прочные позиции в Манчжурии, и оттуда русское влияние могло распространяться и на другие районы Китая. Это вызвало обеспокоенность в Лондоне и Токио, что и предопределило англо-японское сближение в начале ХХ в.

По поводу вывода русских войск из Манчжурии в Петербурге не было полного единства. Если С.Ю. Витте выступал за скорейший вывод войск, то безобразовская клика (и представители военщины, в том числе и военный министр Куропаткин) старались всячески задержать эвакуацию. Особое раздражение у Японии вызвали безобразовские лесные концессии на реке Ялу, которые тянулись на 800 верст вдоль китайско-корейской границы. Хотя для вида эти концессии были частным предприятием, на самом деле они работали на средства казны и царского удельного ведомства. Свидетельством влияния Безобразова стало назначение наместником на Дальнем Востоке адмирала Алексеева, близкого к Безобразову. Министерство иностранных дел был отстранено от решения дальневосточных вопросов. Этими вопросами занимался лично царь и министр внутренних дел фон Плеве, крайний реакционер, близкий к безобразовцам, убежденный в том, что "маленькая победоносная война" избавит и от революции, и от необходимости проведения реформ. Тогда же Витте был уволен с поста министра финансов.

Англо-японский договор 1902 г. гарантировал Японии дружественный нейтралитет Англии в случае войны с Россией. Тем самым Япония обезопасила себя от вмешательства третьих держав в случае русско-японской войны. Таким образом, дипломатическую подготовку к войне японское правительство в основном завершило уже в 1902 г. К сожалению, в России исходили из самых фантастических, нелепых и дремучих представлений о потенциальном противнике. Известна фраза одного русского вельможи, который - после начала войны с Японией - поинтересовался, что это за страна такая. "Это такая империя на островах", - ответили ему. "Что ты, батюшка, - сказал вельможа. - Разве бывают империи на островах?". Впрочем, в русском генштабе царили не менее фантастические представления.

Исторический факт: российский военный агент в Японии полковник Ванновский писал незадолго до войны в секретном донесении в Петербург следующее: "Японская армия далеко еще не вышла из состояния внутреннего неустройства, которое неизбежно должна переживать всякая армия, организованная на совершенно чуждых ее народной культуре основаниях, усвоенных с чисто японской слепой аккуратностью и почти исключительно по форме, а отнюдь не по существу, как, впрочем, это замечается во всех прочих отраслях современной японской жизни. Вот почему, если, с одной стороны, японская армия уже давно не азиатская орда, а аккуратно, педантично организованное по европейскому шаблону, более или менее хорошо вооруженное войско, то с другой - это вовсе не настоящая европейская армия, создававшаяся исторически, согласно выработанным собственной культурой принципам. Пройдут десятки, может, сотни лет, пока японская армия усвоит себе нравственные основания, на которых зиждется устройство всякого европейского войска, и ей станет по плечу тягаться на равных основаниях хотя бы с одной из самых слабых европейских держав". Российский военный министр наложил на доклад следующую резолюцию: "Читал. Увлечений наших бывших военных агентов японской армией уже нет. Взгляд трезвый". А вообще в генштабе считали, что в случае войны Япония сможет выставить не больше 150 тыс. солдат. Неудивительно, что в докладе военный министр Куропаткин планировал легко разбить японцев на материке, высадиться на островах и захватить Токио. Как известно, японцы развернули в ходе войны с Россией 375 тыс. чел., и война закончилась совсем не так, как рассчитывали в Петербурге.

Великий китайский теоретик Сунь-Цзы сказал: "Если ты не знаешь ни себя, ни противника, сто раз будешь сражаться, и сто раз будешь разбит. Если ты знаешь себя, но не знаешь противника, один раз победишь, но в следующий раз потерпишь поражение. Если ты знаешь и себя, и противника - сто раз будешь сражаться, и сто раз победишь". Неудивительно, что при таких "глубоких познаниях" о Японии Россия была наголову разбита - на суше и на море. Ни одного выигранного сражения и даже боя - такого конфуза русская армия не знала давно

Каковы же были последствия поражения России в войне с Японией? По условиям Портсмутского мира, Россия уступала Японии половину Сахалина, Порт-Артур и Дальний, Южно-Манчжурскую железную дорогу от Чанчуня до Порт-Артура, соглашалась с превращением Кореи в японскую сферу влияния. Витте - глава российской делегации - сумел, однако, настоять на отказе от контрибуции и выдаче русских военных судов Японии. Причиной дипломатических успехов Витте была не только умелая работа с американской прессой, но и правильная оценка сложившейся на Дальнем Востоке политической ситуации после русско-японской войны: США были обеспокоены резким усилением Японии и ее экспансионистской политикой в Китае и Корее. И Витте сумел блестяще сыграть на этой американской обеспокоенности, вследствие чего американское посредничество в Портсмуте было весьма благоприятно для России.

Важнейшим последствием русско-японской войны было превращение Японии в великую державу. Ведь в ходе этой войны поражение было нанесено не прогнившему цинскому режиму, а великой европейской державе, признанному члену "европейского концерта". А военное поражение, нанесенное великой державе - это пропуск в клуб великих держав. Тем самым евроцентризму мировой политики был нанесен сокрушительный удар.

 

Вывод.

 

Таким образом,  Япония укрепила свои позиции как один из трех основных центров современного империализма и существенно повысила свою роль в глобальной системе международных отношений. Этот процесс был связан с ростом экономической мощи Японии, возрастанием ее вклада в военно-стратегическую систему империализма и рядом изменений, как на международной арене, так и во внутриполитической жизни страны.

 

 

 

 

Список литературы:

  • http://rudocs.exdat.com/docs/index-549381.html?page=9
  • ПАНОВ А.Н. Японская дипломатическая служба. – М.: Международные отношения, 1988.
  • С.И. Кузнецов программа спецкурса "ЯПОНИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий 

  1. Европоцентри́зм (евроцентри́зм) — характерная философская тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходства образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории. Исторический путь, пройденный западными странами, провозглашается единственно правильным или, по крайней мере, образцовым.
  2. Реформа́ция (лат. reformatio — исправление, преобразование, реформирование) — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
  3. Демагогия (др.-греч. δημαγωγία «руководство народом; заискивание у народа») — набор ораторских и полемических приёмов и средств, позволяющих ввести аудиторию в заблуждение и склонить её на свою сторону. Чаще всего применяется для достижения политических целей, в рекламе и пропаганде.
  4. Оккупа́ция (от лат. occupatio — «захват, занятие») в общем случае — занятие вооружёнными силами государства не принадлежащей ему территории, не сопровождающееся обретением суверенитета над ней, обычно временное. Оккупацию следует отличать от аннексии, акта присоединения государством всей или части чужой территории в одностороннем порядке.
  5. Контрибуция (лат. contributio — всеобщий вклад, общественный сбор средств) — платежи, налагаемые на проигравшее государство в пользу государства-победителя; во время войны оплачивается населением занятой территории, по окончании войны — правительством побеждённой страны.
  6. Посре́дничество — в международном праве одно из средств мирного разрешения споров между государствами путём переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

 


Информация о работе Япония в системе международных отношений в конце XIX – начале XX вв