Экспортный контроль. Цели и методы экспортного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение правового обеспечения и развития системы экспортного контроля в Российской Федерации.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Экспортного контроля" ;
2. Сказать об актуальности проблемы "Экспортного контроля". в современных условиях;
3. Изложить возможности решения проблем "Экспортного контроля" ;
4. Обозначить тенденции развития тематики "Система экспортного контроля".

Содержание

Введение..........................................................................................................3-4
Глава 1. Особенности экспортного контроля в РФ...................................5-11
1.1 Понятие и сущность системы экспортного контроля...........................5-7
1.2 Особенности функционирования системы экспортного контроля.....7-9
1.3 Цели и методы экспортного контроля...............................................10-11
Глава 2. Правовая основа экспортного контроля....................................12-18
2.1 Структура экспортного контроля Российской Федерации..............12-13
2.2 Правовая основа экспортного контроля Российской Федерации....13-18
Глава 3. Проблемы и перспективы экспортного контроля....................19-26
3.1.Пути повышения эффективности экспортного контроля.................19-22
3.2. Пути совершенствования экспортного контроля.............................22-26
Заключение......................................................................................................27
Список использованной литературы............................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Нилов на сдачу.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.3 Цели и  методы экспортного контроля

 

Основными целями экспортного контроля являются:

- защита интересов Российской Федерации;

- реализация требований международных  договоров Российской Федерации  в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области -контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

- создание условий для интеграции  экономики Российской Федерации  в мировую экономику;

- противодействие международному  терроризму.

Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:

- идентификацию контролируемых  товаров и технологий, то есть  установление соответствия конкретных  сырья, материалов, оборудования, научно-технической  информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям;

- разрешительный порядок осуществления  внешнеэкономических операций с  контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;

- таможенный контроль при совершении  таможенных операций в отношении  контролируемых товаров и технологий, ввозимых в Российскую Федерацию  и вывозимых из Российской  Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

- организацию и проведение проверок соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, и принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений указанных требований. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовая основа экспортного контроля

2. 1. Структура  экспортного контроля Российской  Федерации

 

В соответствии с Федеральным  законом «Об экспортном контроле»  и последними изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти структуру национальной системы экспортного контроля можно представить в виде 6 уровней.

Закон определяет также  полномочия Президента и федеральных  органов исполнительной власти в  системе экспортного контроля России.

Президент определяет основные направления государственной политики в области ЭК, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти в этой сфере и утверждает списки контролируемых товаров и технологий.

Правительство Российской Федерации организует реализацию государственной  политики в области экспортного  контроля, в том числе в отношении  международных режимов экспортного  контроля; определяет порядок осуществления  внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемых товаров; принимает решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации в области экспортного контроля.

Комиссия по экспортному  контролю РФ (КЭК России) –Межведомственный  координационный орган по экспортному контролю. Функции данного органа – обеспечение реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов ЭК; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно - методическое руководство работами по ЭК в Российской Федерации.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК  России) является в настоящее время  «специально уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти в области экспортного контроля», который осуществляет организационно - техническое и информационное обеспечение деятельности Комиссии, а также осуществляет рассмотрение экспортных контрактов и процедуру лицензирования экспортируемой продукции. [1]

Экспортеры.

Закон обязывает создавать  внутрифирменные программы экспортного  контроля (ВПЭК) все организации, «осуществляющие  научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных  нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающие доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями», включая их тем самым в единую национальную систему экспортного контроля. ФСТЭК России организует государственную аккредитацию организаций, создавших ВПЭК, и выдает им свидетельства о государственной аккредитации.

Таможенные органы осуществляют таможенный контроль и таможенное оформление контролируемых товаров и технологий, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Таможня – тот рубеж, после которого нарушение требований экспортного контроля, влекущее административное наказание, превращается в контрабанду, влекущую уже уголовное наказание.

Правоохранительные органы.

Нарушения в сфере  экспортного контроля сначала расследуются сотрудниками оперативной таможни, а затем органами ФСБ.

 

2.2 Правовая основа экспортного контроля Российской Федерации

 

Правовую основу системы  экспортного контроля Российской Федерации составляют федеральные законы и кодексы, ряд указов и постановлений, отражающих обязательства Российской Федерации как участника международных режимов экспортного контроля, а также документы, регламентирующих другие вопросы, относящиеся к сфере экспортного контроля.

Основные законы и  кодексы Российской Федерации, касающиеся вопросов экспортного контроля: 

Федеральный закон "Об экспортном контроле";

Федеральный закон «Об  использовании атомной энергии». Данный закон регулирует отношения, возникающие при использовании атомной энергии в мирных целях. Поэтому объектами его применения являются ядерные установки, оборудование и материалы сугубо гражданского назначения. Закон включает несколько статей, имеющих отношение к экспортному контролю.

В статье 63 дано определение  экспорта и импорта и методы их осуществления: «Экспорт и импорт включают в себя передачу, продажу или покупку  ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных  веществ, специальных неядерных материалов в коммерческих целях и их передачу некоммерческого характера (для демонстрации на выставках, проведения совместных работ и другого)».

В свою очередь, статья 64 определяет порядок осуществления  экспорта и импорта ядерных товаров  и технологий: «Экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам экспортного контроля на основании выданных разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии». [6]

Федеральный закон «Об  основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности».

Сферой применения данного закона являются отношения, связанные со всеми видами товаров и формами внешнеторговой деятельности. В статье 12 закона определены методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

− таможенно-тарифное регулирование (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин);

− нетарифное регулирование (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера);

− запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

− меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются (статья 12, часть 2). Поэтому  в статье 1 (часть 3) специально отмечается, что регулирование экспорта и  импорта продукции военного назначения, а также товаров и услуг, которые могут быть использованы при создании ОМП и средств его доставки, устанавливаются международными договорами и федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве и об экспортном контроле. А в статье 24 (часть 1) определены случаи, когда устанавливается лицензирование в сфере внешней торговли:

«1. Лицензирование в сфере  внешней торговли товарами (далее  – лицензирование) устанавливается  в следующих случаях:

1) введение временных  количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного  порядка экспорта и (или) импорта  отдельных видов товаров, которые  могут оказать неблагоприятное  воздействие на безопасность  государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставление исключительного  права на экспорт и (или)  импорт отдельных видов товаров; 

4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

2. Основанием для экспорта  и (или) импорта отдельных видов  товаров в случаях, указанных  в части 1 настоящей статьи, является  лицензия, выдаваемая федеральным  органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона. [3]

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в  выпуске товаров таможенными  органами Российской Федерации».

 

Федеральный закон  «О военно-техническом сотрудничестве».

 

Данный закон направлен  на регулирование и финансирование деятельности, связанной с разработкой, производством, вывозом и ввозом продукции сугубо военного назначения. Все вопросы, связанные с военно-техническим сотрудничеством (ВТС), находятся в исключительном ведении органов государственной власти (государственная монополия). Закон также устанавливает систему экспортного контроля и лицензирование в отношении продукции военного назначения как один из методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в этой области.

Осуществлять военно-техническое  сотрудничество могут только государственные  посредники. В статье 12 «Закона о  ВТС» установлено, что «Организациями, осуществляющими внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, являются: государственные посредники, специализированные организации, созданные по решению Президента Российской Федерации в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации.

Распоряжение указанными акциями (продажа и иные

способы отчуждения, передача в залог и в доверительное управление, а также иные обременения) осуществляется только на основании федерального закона;

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной  промышленной продукции "Ростехнологии", созданная Российской Федерацией на основании федерального закона;

российские организации  разработчики и производители продукции военного назначения, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения».

Поэтому некоторые виды продукции двойного назначения, имеющие  в настоящее время в основном гражданское применение, но ранее использовавшиеся в военной технике, могут экспортироваться только через предприятия государственные посредники, а не в рамках прямых контрактов между производителями и их иностранными партнерами.

Выдачу лицензий на ввоз и вывоз продукции военного назначения осуществляет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС).

Федеральный закон «Об  экспортном контроле» является в  настоящее время основой законодательства Российской Федерации по экспортному  контролю.

Информация о работе Экспортный контроль. Цели и методы экспортного контроля