Экономическая сущность внешнеэкономических связей и международного разделения труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать сущность внешнеэкономических связей и роль международного разделения труда в мировом хозяйстве.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические основы понятия международного разделения труда.
2. Проанализировать роль и место России в международном разделении труда.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ …………… 5
1.1. Понятие и сущность международного разделения труда ……………….. 5
1.2. Теория сравнительных издержек производства …………………….. ….. 6
1.3. Факторы, побуждающие страны к участию в международном разделении труда ………………………………………………………………..… 7
1.4. Классификации и условия международного разделения труда ……….. 8
2. АНАЛИЗ РОЛИ И МЕСТА РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА …………………………………………………………... 13
2.1. Современная Россия в системе международного разделения труда ….. 13
2.2. Перспективы и направления развития России в международном разделении труда ……………………………..…………………………………... 18
Заключение ……..………………………………………………………………..…26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………... 28

Вложенные файлы: 1 файл

МРТ.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Рис. 1.1. Международное разделение труда

 

Главные причины (факторы) международного разделения труда можно разделить на 2 группы (рис. 1.2).

1. Национальные факторы, которые  в свою очередь делятся на 2 группы:

1.1. Природно-географические  различия стран:

  • различия в природно-ресурсном потенциале различных государств;
  • размеры территории государства;
  • численность населения страны;
  • геополитическая позиция государства.

1.2. Социально-экономические  различия стран:

  • наличие специфически подготовленной рабочей силы, что позволяет специализироваться на производстве определенных видов товаров;
  • традиционная специализация государства на выпуске определенных видов товаров;
  • тип экономической системы;
  • законодательное регулирование внешнеэкономических связей.

2. Международные факторы:

  • спрос на мировом рынке;
  • система международных расчетов;
  • экологические факторы, влияющие на размещение производства.

Например, страны, в которых существуют благоприятные климатические условия для выращивания специфических плодов, растений и видов животных, специализируются на экспорте данных товаров на мировом рынке (Куба поставляет сахар и табак; Бразилия – кофе и каучук (являющийся продуктом переработки каучуконосов); государства, находящиеся в тропическом поясе, – цитрусовые и т. д.). Соответственно, наличие значительных запасов полезных ископаемых ведет либо к экспорту сырья, либо к продаже на внешнем рынке продуктов его переработки.

Примерами традиционной специализации государств является производство Швейцарией часов и сыра, Японией – компьютерной и бытовой техники.

Рис. 1.2. Факторы международного разделения труда

 

Значительные доходы государствам приносит экспорт рабочей силы, также подверженный традиционной специализации, т. е. разделение труда в данном случае заключается в подготовке мастеров определенных специальностей. Например, в XIX в. Франция экспортировала театральных артистов, Италия – цирковых и оперных, Германия и Австро-Венгрия – дирижеров и музыкантов - инструменталыциков. В XXI в. характерными примерами являются: подготовка и экспорт Бразилией футболистов; Россией – балетных танцоров и хоккеистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  роли и места РОССИИ в Международном разделении труда

2.1. Современная  Россия в системе международного разделения труда

В современных условиях эффективность функционирования национального экономического комплекса любого государства во многом зависит от масштабов и характера его включения в процессы международного разделения труда. Ситуацию в России в этой сфере трудно признать удовлетворительной. Товарная и пространственная структуры внешнеэкономического оборота страны не способствуют формированию благоприятных условий для устойчивого экономического роста. В структуре экспорта около 80% приходится на сырьевые товары, что предопределяет зависимость национального хозяйства страны от колебаний конъюнктуры мировых сырьевых рынков, отрицательно влияя на устойчивость экономического роста.

По словам В.В. Путина сегодня Россия зависит от мировой экономики, интегрирована в нее очень сильно - сильнее, чем большинство других стран. В данном случае представляется логичным дополнение, что эта зависимость в действительности угрожает ее национальной безопасности. Вовлеченность России в мировую экономику обусловлена, прежде всего, за счет топливно-сырьевого комплекса. Причем, доля сырьевого экспорта, составляющего сырье, энергоносители и полуфабрикаты настолько велика, что превращает Россию в сырьевой придаток развитых стран.

За 2000–2011 гг. из России было экспортировано: сырой нефти - 2,684 млрд тонн на $1,047 трлн; нефтепродуктов - 1,171 млрд тонн на $484 млрд; природного газа — 2,257 трлн. куб.м на $427,158 млрд. (рис. 2.1)

Низкая доля продукции обрабатывающих отраслей в структуре экспорта говорит о том, что Россия слабо использует сравнительные преимущества ряда подотраслей промышленности, связанных с высокими технологиями. Продукция обрабатывающих отраслей, в первую очередь машиностроения, занимает ведущее место в экспорте не только индустриально развитых государств, но и многих государств с развивающимися рынками.

Рис. 2.1. – Товарная структура экспорта из РФ в 2011 г.

 

При этом Россию никак нельзя назвать «энергетической сверхдержавой». В мировом рейтинге нефтепереработчиков России находится на 67 месте. И это притом, что Россия в 2010 году вышла на 1-е место в мире по добыче нефти. В среднем в I квартале 2011 года в сутки в РФ добывалось 10,2 млн. баррелей. Объем переработки нефти в первом полугодии 2011 года достиг очередного исторического максимума - 149,6 млн. тонн. При этом количественный рост происходит за счет снижения качества: доля мазута в общем объеме производства нефтепродуктов достигла многолетнего максимума, а глубина переработки нефтяного сырья - многолетнего минимума.

Эти тенденции объясняются во многом ростом мировых цен и спроса на энергоресурсы, которые и делают сверхприбыли, что «успокаивает» энергодобывающие компании, не создает стимулов для развития и модернизации нефтепереработки, то есть ее глубины и качества. Российские организации ориентируются на самую примитивную переработку сырья из-за того, что так гораздо выгоднее. Вывозные пошлины на светлые нефтепродукты составляют 70%, а на темные – 38,1%. То есть государство никак не способствует технологическому развитию данной отрасли.

Более того, казалось бы, при существующей кабальной зависимости от экспорта нефти и газа было бы разумно позаботиться о своевременном пополнении их запасов. Однако практически все месторождения нефти и газа, которые обеспечивают современный уровень добычи, были открыты еще в советские времена. За весь 20-летний период существования государства РФ в промышленную разработку было введено лишь одно крупное нефтяное месторождение - Ванкорское.

Тотальная зависимость от экспорта энергоносителей предопределила эксплуатацию на истощение месторождений Западной Сибири. Их запасы подходят к концу, снижается продуктивность скважин. При форсированном отборе быстро теряется пластовая энергия, падает коэффициент извлечения нефти. В Западной Сибири он составляет в среднем уже 20-25%, тогда как в советское время — 40–45%.

Что касается газа, то регион традиционной газодобычи - та же Западная Сибирь с месторождениями Медвежье, Заполярное, Уренгойское и др., которые также находятся в стадии падающей добычи. Месторождение Медвежье выработано на 75%, Уренгойское — на 65%, Ямбургское — на 54% и т.д. Тем не менее их продолжают эксплуатировать на истощение, а ведь они дают почти 90% годовой добычи газа.

Сырьевой характер экономики не может не отразиться на исполнении Федерального бюджета. Направленность топливно-сырьевую специализацию означает не только «проедание национального богатства, научно-технический потенциал нации», но и ставит ее экономику, отраженную в Федеральном бюджете под угрозу ее экономической и следовательно национальной безопасности от уровня цен на сырье, то есть от остального мира (рис. 2.2):

 

Рис. 2.2 – Нефтегазовые доходы в структуре доходов федерального бюджета РФ.

 Нефтегазовые доходы составляют 54% всех доходов государства в бюджете на 2011 год. Недостатки зависимости России от сырьевого экспорта наиболее ярко проявились в ходе глобального финансово-экономического кризиса 2008-09 гг. Темпы падения ВВП России оказались максимальными по сравнению с другими странами. Экспорт и импорт сократились сразу на треть.

Особенностью географической структуры внешнеэкономического оборота России является то, что 80% его приходится на страны дальнего зарубежья и лишь 20% на соседние страны, бывшие республики СССР. Это не позволяет России использовать выгоды от регионального разделения труда в рамках евроазиатского экономического пространства стран СНГ. В этом отношении мы проигрываем не только государствам Европы, создавшим уникальный интеграционный союз, но и странам Америки, Азии и Африки, активно сотрудничающим в рамках интеграционных региональных объединений.

Анализ динамических оптимизационных моделей позволяет вывести теоретически непротиворечивые критерии эффективности конкретных форм внешнеэкономических связей. На основе этих критериев формируются показатели эффективности, которые целесообразно применять на практике.

Деятельность частных предприятий в области внешнеэкономического сотрудничества на практике обеспечивает максимизацию их прибыли и глобального эффекта от участия государства в международном разделении труда в том случае, если:

  1. внутренние цены ресурсов и продукции, вовлекаемой во внутренний и внешнеэкономический оборот, близки к оптимальным, то есть являются равновесными;
  2. курсы рубля по отношению к иностранным валютам также являются равновесными;
  3. финансовые нормативы (налоги, пошлины, рентные платежи) близки к оптимальным значениям.

Существующие цены, валютные курсы, налоги не обеспечивают согласования локальных критериев предприятий и фирм, связанных с международным разделением труда, с глобальным критерием эффективности национальной экономики. Отсюда следует два вывода. Во-первых, в сфере внешнеэкономического сотрудничества России опасно полагаться исключительно на локальные интересы (максимизацию прибыли) отдельных предприятий: необходимо корректирующее, регулирующее, воздействие государства на внешнеэкономическую деятельность предприятий. Во-вторых, правительственные органы страны при выработке стратегии внешнеэкономической деятельности должны располагать макроэкономическими оценками эффективности включения России в международное разделение труда. Все важнейшие экспортно-импортные потоки, крупные проекты, связанные с международным сотрудничеством, следует оценивать с точки зрения их вклада в решение проблем развития национальной экономики в целом.

Расчет эффективности внешнеэкономических связей необходим органам макроэкономического управления для обоснования решений в области таможенной тарифной политики. Без таких расчетов затруднительно выработать промышленную стратегию страны.

При оценке народно-хозяйственной эффективности экспорта целесообразно определять как сравнительную, так и абсолютную эффективность. Сравнительная эффективность отражает соотношение издержек производства и валютной выручки от экспорта, поэтому ее можно называть валютной эффективностью. Показатели сравнительной (валютной) эффективности фактически отражают сравнительные преимущества страны, которыми она обладает.

Если проанализировать в целом соотношение показателей макроэкономической эффективности экспорта различных видов продукции, то можно заметить, что наибольшими сравнительными преимуществами Россия, как правило, обладает в производстве товаров топливно-сырьевого сектора экономики: газ природный, нефть сырая, лес. При этом по мере перехода к продукции более высокой степени переработки сравнительные преимущества уменьшаются.

2.2. Перспективы и направления развития России в международном разделении труда.

Основной промежуточной задачей для изменения статуса России, как сырьевой страны, и превращения ее в полноправного игрока на мировом рынке является диверсификация существующего экспорта за счет повышения качества обработки продукции, расширение номенклатуры промышленных товарных групп экспорта. Однако, простым переливом доходов от сырья в наукоемкие производства, здесь явно не обойтись, поскольку это, во-первых, обязательно породит новую волну коррупции, объясняя это «удорожанием проекта» (как это было наглядно продемонстрировано на примере многочисленных госкорпораций), а  во-вторых, не видя в этом коммерческих выгод, частный бизнес будет всячески избегать сам инвестировать в эти проекты. Ведь продавать всегда легче, чем производить. Необходимо создать некие «естественные условия» для развития этой отрасли путем налоговых стимулов и таможенных преференций, а также создать определенную систему борьбы с ростом числа оффшорных компаний, вовлеченных в топливно-энергетический бизнес.

В долгосрочной перспективе, одной из важных мер для развития как топливно-энергетической отрасли, так и других отраслей в целом является повышения их конкурентоспособности за счет увеличения их инновационного характера. Необходимо обеспечить плотные связи между наукой и производством. В.В. Путин утверждает, что «Восстановление инновационного характера Российской экономики надо начинать с университетов — и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей. Мы должны иметь к 2020 г. несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий. Это значит, необходимо обеспечить устойчивое финансирование университетских научных коллективов и международный характер этих коллективов».

Правда на деле бюджет РФ на 2012-14 гг. предусматривает серьезное сокращение расходов на образование в угоду расходов на оборонный сектор и правоохранительные органы. И достижение результатов в области образования возможно лишь при коренной образовательной реформе, а не путем создания университетов, пополненных с применением спорного метода ЕГЭ. Кроме того, сам по себе уровень образования на сегодняшний день очень низок - бурный рост псевдовузов и массовый отток ученых из России привели к деградации образования и науки.

Информация о работе Экономическая сущность внешнеэкономических связей и международного разделения труда