Формы организации зарубежных филиалов. Способы проникновения на зарубежные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:07, реферат

Краткое описание

Современный этап развития международного бизнеса характеризуется глубокими изменениями во всей его системе. Существенной чертой его становится глобализация, подразумевающая усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер деятельности в области международного бизнеса. В связи с процессом глобализации ни одно явление в обществе, независимо от того, какого оно характера - экономического, политического, юридического - нельзя рассматривать изолированно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Необходимость организации зарубежных филиалов………………….4
2. Основные формы зарубежных филиалов………………………………6
3. Способы проникновения на зарубежные рынки……………………….7
Заключение…………………………………………………………………10
Список использованной литературы……………………………………..11

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по межд.мен-ту.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р АТ

 

по дисциплине: "Международный  менеджмент"

на тему:

Формы организации  зарубежных филиалов. Способы проникновения  на зарубежные рынки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Необходимость организации  зарубежных филиалов………………….4

2. Основные формы зарубежных  филиалов………………………………6

3. Способы проникновения  на зарубежные рынки……………………….7

Заключение…………………………………………………………………10

Список использованной литературы……………………………………..11

 

 

Введение

 

Современный этап развития международного бизнеса характеризуется глубокими изменениями во всей его системе. Существенной чертой его становится глобализация, подразумевающая усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер деятельности в области международного бизнеса. В связи с процессом глобализации ни одно явление в обществе, независимо от того, какого оно характера - экономического, политического, юридического - нельзя рассматривать изолированно.

Глобализация международного бизнеса проявляется, прежде всего, в активизации в последние годы деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и в появлении корпораций, находящихся на высшей ступени их развития - глобальных ТНК.

Процесс интернационализации  производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы, стал заметным явлением в мире. Интернационализация производства и капитала стала важнейшим фактором в формировании и развитии транснациональных корпораций, так как именно интернационализация производства и капитала приобрела характер экспансии хозяйственных связей через вывоз капитала, создание крупнейшими компаниями многочисленных отделений за границей и превращения тем самым национальных корпораций в транснациональные.

 

1. Необходимость организации  зарубежных филиалов

 

Как свидетельствует  история рыночного хозяйства, поиск  эффективных форм, оптимально сочетающих преимущества концентрации материальных и нематериальных ресурсов с выгодами от децентрализации управления и  ответственности продолжался все XX столетие. Среди множества форм объединений именно ТНК занимают прочное место в мировой экономике. Сегодня они и опора национальной экономики большинства развитых стран, и активный партнер на международной арене.

Выход многих предприятий на мировой  рынок обостряет конкуренцию между ними, что также побуждает предпринимателей концентрировать свои капиталы и производство в международном масштабе. Тенденции к образованию крупных групп, объединяющих промышленные, торговые и финансовые компании проявляются (как добровольно, так и силовым путем) в форме слияний, объединений, поглощений, разного рода совместного предпринимательства. К примеру, компания БАСФ (ФРГ) и «Дюпон» (США) создали совместное предприятие по производству нейлона. Совместное предприятие выпускает нейлоновое сырье в объемах, составляющих 8% мирового производства.

Часто компании объединяются в международные  картели с целью проведения единой торговой политики, путем деления  рынка сбыта и установления согласованных  цен на свою продукцию. Помимо экономических  альянсов крупных и крупнейших ТНК между собой, международные корпорации активно работают с малым и средним бизнесом, как в стране базирования, так и с зарубежными партнерами. Крупные компании используют мобильность малых предприятий и их способность оперативно адаптироваться к происходящим на рынке изменениям. При этом они взаимодействуют с ТНК на контрактной основе (снабжение, финансирование, проведение НИОКР). Малые предприятия осуществляют не просто дилерские функции, а часто включаются в выполнение промежуточных стадий процесса производства, опробируют «рисковые проекты», после чего к ним приступают крупные компании.

Многие слияния происходят между  фирмами и транснациональными корпорациями, предоставляющими последним консультационные, транспортные услуги, связь. Такие слияния способствуют формированию глобальных сетей в разных сферах экономики. Трансграничные слияния и поглощения происходят преимущественно между фирмами, базирующимися в развитых странах.

Все эти процессы являются формами  стратегии ТНК по освоению международных рынков и удержанию на них достигнутого преимущества. Они позволяют интегрировать в многофункциональную группу структуры, несущие с собой новые финансовые, технологические, управленческие и другие возможности.

Закрепление на зарубежных рынках через сеть своих филиалов с целью использования всего мирового рыночного пространства. В практике зарубежных стран ФПГ состоят из крупных промышленных компаний и крупных банков, а также, во многих случаях, и из торговых компаний ("ядро"). Кроме того, в состав ФПГ могут входить малые и средние компании в форме филиалов ("периферия"). Такая структура международного производства позволяет сочетать потенциал крупных компаний с гибкостью средних и мелких компаний. Они проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных инвестиций и высококвалифицированного персонала.

Немаловажную роль в становлении  национальных международных корпораций играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировой арене и  обеспечивает им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. В качестве примера можно назвать практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Японии («сюданы» и «кэйрэцу») или в Республике Корея, известной сегодня такими международными корпорациями («чеболь»), как «Самсунг», «Дэу», «LG электронике». Имеется специальная программа поддержки отечественных международных корпораций в Китае («цзитуань гунсы»).

 

2. Основные формы зарубежных филиалов.

 

Оптимальная структура управления ТНК должна обеспечивать бесперебойное руководство дочерней компании своими зарубежными филиалами и в то же время давать возможность менеджерами зарубежных филиалов самостоятельно принимать решения по удовлетворению спроса потребителей с учётом специфики местного рынка и в соответствии с Законодательством принимающей стороны.

Головная материнская компания – административный центр всей системы  предприятий ТНК. В её функции  обычно входит принятие решений о  слиянии с другими компаниями, приобретении новых фирм и ликвидации неэффективных подразделений; формирование долгосрочной производственной, инвестиционной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над финансами и НИОКР зарубежных филиалов.

Основные формы зарубежных филиалов:

Дочерняя компания - входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более акций с правом решающего голоса и назначает руководителей этого предприятия.

Ассоциированная компания – входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стороне, в котором головное предприятие владеет не менее 10%, но не более 50% акций. Головная компания не контролирует, но не принимает участие в контроле над этим предприятием.

Отделение – вид зарубежного филиала, которым головная компания владеет полностью или он является частью совместного предприятия ТНК. Отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом; партнёрства в том числе и с местными предпринимателями и т.п.

Проблемы совершенствования  структуры управления руководство  ТНК решает в зависимости от ассортимента товаров и услуг, с которыми они  выходят на мировой рынок. Корпорации, специализирующиеся на производстве однородной продукции, обычно строят структуру управления по географическому принципу.

В частности, такая структура  управления позволяет швейцарской  корпорации "Нестле" проводить единую технологическую политику для производства своей продукции по всему миру с учётом национального спроса в принимающих странах.

Организационные структуры  ТНК, базирующиеся на связях с головной компании со своими зарубежными филиалами, обеспечивают более оперативное  налаживание производства и сбыта  в принимающих странах по сравнению  с фирмами, сосредоточившими свою активность только на рынке одной страны. В частности, ТНК могут быстро и экономично обеспечивать свои зарубежные предприятия капиталом, технологиями и компонентами из исследовательских центров и производственных филиалов, расположенных в других странах. Такими возможностями национальные фирмы обычно не располагают.

 

3. Способы проникновения на зарубежные рынки.

 

Расширяя свою экспансию, ТНК используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм. К числу таких форм относят:

    1. лицензирование;
    2. франчайзинг;
    3. управленческие контракты;
    4. оказание технических и маркетинговых услуг;
    5. сдачу предприятий “под ключ”;
    6. ограниченные во времени договора по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.

На практике часто  трудно четко провести границу между  той или иной формой деятельности ТНК. Они используются недифференцированно  и часто переплетаются. Нередко  они не альтернативны традиционному зарубежному инвестированию, а дополняют его. Важная особенность развития этих форм состоит в том, что они используются в значительной степени в отношениях между самими ТНК.

Особое распространение  получили лицензионные соглашения. В 1990 г. объем лицензионных сделок ТНК превысил показатель 1970 г. почти в 10 раз.

Лицензионное соглашение - это юридический договор, по которому лицензиар предоставляет определенные права лицензиату на некоторое время и за определенное вознаграждение. Передача лицензий осуществляется как по внутрифирменным договорам ТНК, так и по внешним каналам передачи технологии.

Особой разновидностью лицензионного соглашения является франчайзинг.

Франчайзинг - это лицензионное соглашение, рассчитанное на продолжительный срок. При этом франчайзер предоставляет определенные права фирме-клиенту. Эти права включают использование торговой марки или фирменного названия, а также услуги по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, торговле и управлению за определенную плату.

С конца 80-х годов становится популярной такая форма экспансии  ТНК, как оказание управленческих и маркетинговых услуг.

Договор на предоставление управленческих услуг представляет собой соглашение, по которому оперативный контроль предприятия или фазы его деятельности предоставляется другому предприятию за соответствующее вознаграждение. Функции, выполняемые предприятиями по договору, могут включать управление производством, в том числе ответственность за технический и инженерный аспекты производства; управление кадрами, в том числе назначение и увольнение иностранцев и обучение местной рабочей силы; покупку техники и сырья; маркетинг и финансовое управление.

По контрактам об оказании технической помощи ТНК осуществляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности данной фирмы. Чаще всего подобные договоры связаны с ремонтом и профилактикой машин и оборудования, советами по использованию “ноу-хау”, устранением аварий и контролем за качеством.

Широкое распространение получили договоры о сдаче предприятий “под ключ”. В этом случае ТНК берет на себя ответственность за осуществление всех (или большей части) видов деятельности, необходимых для планирования или строительства определенного объекта.

В целом тенденция к использованию многообразных форм международных экономических связей ТНК развивается, как и сам процесс интернационализации капитала и производства, демонстрируя новые формы и подходы.

Одной из новейших форм завоевания ТНК международных рынков является создание ими за рубежом специальных инвестиционных компаний. Задачей этих структур являются инвестиции в дочерние и партнерские предприятия ТНК для стимулирования продвижения их продукции на региональные рынки. Такой подход используют, в частности, крупнейшие международные компании по продаже безалкогольных напитков “Пепси-кола” и “Кока-кола”.

 

Заключение

 

Транснациональные корпорации играют важнейшую роль в современном  мировом хозяйстве. Для ведущих  промышленно развитых стран именно зарубежная деятельность их ТНК определяет характер внешнеэкономических связей.

ТНК в своем развитии и функционировании опираются на всевозможные организационные формы  ведения международного бизнеса. Осуществляя  экспансию иностранного рынка, перед корпорациями, как правило, встает проблема выбора из всех возможных в стране наиболее эффективных организационных форм осуществления международного бизнеса с учетом действующих объективных и субъективных факторов.

Информация о работе Формы организации зарубежных филиалов. Способы проникновения на зарубежные рынки